Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 97
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 56   57   58   59   60   61   62   63   64  65   66   67   68   69   70   71   72   73   74  » »»

   На станциях  "Салют-6"  и  "Салют-7"  мы  получили  и  другой,  несколько
неожиданный, опыт. Опыт борьбы с аварийными ситуациями, с выходом  из  строя
отдельных  приборов,  агрегатов,  с  микропожарами.  Бывали   очень   острые
ситуации. Например, разгерметизация одной из секций окислителя  двигательной
установки,  в  результате  которой  было  выброшено  наружу  несколько   сот
килограммов ядовитого азотного тетроксида. Или никак не желавшая  отделяться
от станции антенна радиотелескопа КРТ-10.  Рюмину  пришлось  ее  отталкивать
специально сделанной "кочергой".
   Наиболее сложной оказалась авария, произошедшая  на  орбитальной  станции
"Салют-7" 11 февраля 1985 года.
   В этот день  при  проведении  одного  из  контрольных  сеансов  связи  со
станцией, работавшей в автоматическом режиме (то есть когда экипажа на борту
станции не было), работники Центра управления заметили (по  телеметриче-ским
данным), что произошел  автоматический  переход  с  основного  на  резервный
комплект бортового радиопередатчика, по которому на Землю идет подтверждение
- "квитанции" - о получении  на  борту  станции  радиокоманд  с  Земли.  Это
означало, что в основном комплекте прибора возникла какая-то  неисправность.
А надо сказать, что и основной, и резервный передатчики "квитанций"  были  в
одном блоке с  приемниками  (также  основным  и  резервным),  через  которые
передавались команды на борт станции. Пока не разобрались в  причине  отказа
основного передатчика, включать его было нельзя: а вдруг произойдет короткое
замыкание?!
   Во время следующих сеансов  связи  проверочные  включения  для  выяснения
причин возникшего отказа проводились без участия разработчиков радиосистемы,
через которую на борт передавались команды и с борта  на  землю  "квитанции"
(что было  грубым  нарушением),  при  этом  был  повторно  включен  основной
комплект  радиосистемы.  Уже  при  проверочных  включениях  обнаружили,  что
радиокоманды с  Земли  перестали  поступать  на  борт  станции.  Этого  было
достаточно для  установления  причин  аварии.  При  последнем  сеансе  связи
передача телеметрии с борта станции еще происходила, и из полученных записей
было видно, что команды на  борт  перестали  проходить.  То  есть  повторное
включение основного комплекта привело к расширению аварийной  ситуации.  Так
как  режим  автоматического  включения  радиоаппаратуры   по   командам   от
программно-временного устройства в это время не был задействован, а  команды
с Земли на борт не проходили,  то  второе  включение  привело  к  тому,  что
прекратилась  радиосвязь  с  бортом  и  исчезла  возможность  контроля   его
состояния.
   Пришлось принять вынужденное решение о  дальнейшем  полете  станции,  так
сказать, в режиме консервации поневоле.
   Все  это  означало,  что  исчезла  возможность  по  сигналам  станционных
радиосредств контролировать положение станции на орбите,  понимать  характер
ее движения вокруг центра масс (а вдруг она раскрутится, например,  за  счет
утечки  газа  или  взаимодействия  панелей  солнечных  батарей  с  остатками
атмосферы),  включать  аппаратуру  и  двигатели  ориентации,  обеспечивающие
совместно с  автоматикой  транспортного  корабля  определение  относительных
параметров  движения  станции  и  корабля  и  их  взаимную   ориентацию.   А
следовательно,   мы   не   могли   использовать   хорошо   освоенный   метод
автоматического  сближения  транспортного  корабля  со  станцией,  не  могли
контролировать  работу  и  состояние  основных  бортовых   систем   станции:
терморегулирования,  энергоснабжения,  обеспечения   необходимого   газового
состава атмосферы.
   Ясно было, что для восстановления нормальной работы необходимо лететь  на
станцию, необходимо разработать новый метод выведения транспортного  корабля
к молчащей станции (как к "некооперируемому" объекту,  то  есть  к  объекту,
который "знать не знает", что к нему хотят подойти, и тем более  "ничего  не
делает", чтобы этому процессу помочь), подготовить корабль и экипаж к полету
и к выполнению этой необычной задачи, оснастить корабль новым оборудованием,
необходимым для такой операции. На решение этих проблем ушли весенние месяцы
1985 года.
   Для определения  положения  станции  на  орбите  мы  решили  использовать
наземные средства  наблюдения  службы  контроля  космического  пространства,
которые позволяли производить достаточно точные измерения,  необходимые  для
расчета и прогнозирования движения станции, и впоследствии (6 июня)  вывести
транспортный корабль  в  район  станции.  По  наземным  наблюдениям  удалось
установить, что раскрутки станции не происходит. Это  было  очень  важно:  к
быстро вращающейся станции "не подойдешь" и не состыкуешься с ней,  так  как
стыковочный узел находится далеко от центра масс станции.
   Для  того  чтобы  приблизиться  к  станции,  была  разработана  следующая
технология: с расстояния примерно 10 километров экипаж с помощью оптического
прибора должен был навести одну из осей  корабля  на  станцию  (которая  над
освещенной стороной Земли должна была наблюдаться на фоне черного  неба  как
необычно яркая звезда, если, конечно,  к  станции  приближаться  со  стороны
Земли) и ввести в бортовую вычислительную машину сигнал о том, что в  данный
момент  выбранная  ось  корабля  "смотрит"  на  станцию.   Несколько   таких
"засечек", введенных в память  бортовой  вычислительной  машины,  которая  в
каждый момент "знает" фактическое положение корабля в "неподвижной"  системе
координат, позволяла ей получить информацию о фактической траектории прохода
корабля вблизи станции, выполнить необходимые  расчеты  и  дать  команду  по
коррекции этой траектории для подведения корабля к станции.
   Вблизи станции (на расстоянии  2-3  километра),  если  сближение  пройдет
нормально, экипаж должен  был  взять  управление  на  себя,  приблизиться  к
станции, облететь ее для подхода со стороны переходного отсека и причалить.
   Для проведения этих  операций,  помимо  новых  математических  алгоритмов
расчетов и операций, введенных в память бортовой вычислительной машины,  был
установлен  дополнительный  комплекс  приборов.  В  этот  комплекс  входили:
оптический прибор наведения, лазерный дальномер, прибор ночного видения  (на
случай, если не удастся причалить к станции до ее захода в тень  и  придется
"зависнуть", то есть, включая координатные двигатели корабля то на подвод  к
станции, то на отвод, удерживаться  на  вы-бранном  расстоянии  от  станции,
чтобы не потерять ее из виду или не врезаться в нее, находясь в тени).
   С марта начали готовить корабль. Разработали методики, схемы и  программы
деятельности  экипажа  и  Центра  управления  (особенно  службы  расчета   и
прогнозирования орбит и взаимодействия ее с наземными средствами, следившими
за станцией) при выполнении  сближения,  облета  и  причаливания  корабля  к
станции.  Провели  специальные  тренировки  экипажа  на  различных  стендах,
подготовку экипажа к  работе  с  новым  для  него  приборным  оборудованием,
тренировки  персонала  центра  управления  и  всех  наземных  служб  пунктов
наблюдения, управления и связи. Разработали и схемы действий  экипажа  после
стыковки корабля со станцией. Можно было приступать к "реанимации".
   6 июня  корабль  "Союз  Т-13",  пилотируемый  Владимиром  Джанибековым  и

Страницы: «« « 56   57   58   59   60   61   62   63   64  65   66   67   68   69   70   71   72   73   74  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феоктистов Константи, Траектория жизни