Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 97
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 49   50   51   52   53   54   55   56   57  58   59   60   61   62   63   64   65   66   67  » »»

помогали в общем-то дружной работе.  Опять  проект  и  рабочая  документация
делались с очень малым сдвигом, относительно друг  друга.  Проект  в  целом,
электрические схемы, разработка и поставка всего бортового оборудования были
за нами и нашей кооперацией по "Союзу", рабочую документацию на машину и  на
многочисленные экспериментальные установки делало КБ  Бугайского.  Формально
оно продолжало числиться филиалом КБ Челомея,  и  это  сильно  осложняло  их
жизнь и нашу тоже, но тут уж и Челомей ничего не  мог  поделать  -  ему  это
просто не позволяли, и он не  без  оснований  рассматривал  подключение  его
филиала к нашим работам как пиратский набег на его остров с  нашей  стороны.
Конечно, элемент пиратства тут был. Но совесть наша была,  как  мы  считали,
чиста: по тогдашним  законам  соцсистемы  все  принадлежало  государству,  а
следовательно, и нам. Мы же действовали в интересах дела. Да и  сам  элемент
пиратства как таковой нам, конечно, нравился: даже С.П. едва  ли  удался  бы
такой лихой набег при полном отсутствии материального подкрепления. Но вслух
подобными ощущениями мы ни с кем не делились.
   Уже предварительные проработки показали, что есть возможность создать  (в
соответствии   с   мощностью   и   размерами    ракеты-носителя    "Протон")
долговременную орбитальную станцию с максимальным диаметром около 4 метров и
массой около 19 тонн. Исходя из условия,  что  на  станции  должен  работать
экипаж из  двух-трех  человек  в  течение  нескольких  месяцев,  на  научное
оборудование оставалось около полутора тонн массы, что было для первого раза
совсем неплохо. Решили двигаться к полноценной станции через ряд  этапов.  И
на  первом  этапе  сделать  орбитальную  станцию-лабораторию  для   проверки
основных принципов создания и функционирования орбитальных станций, чтобы  в
ходе  полетов  космонавтов  и   проведения   ими   научных   и   технических
экспериментов исследовать возможности длительной работы человека на орбите в
условиях невесомости и ограниченного объема.
   Станция "Салют" и должна была стать  такой  лабораторией.  Ей  предстояло
функционировать  не  только  с  космонавтами  на  борту,  но  и  в  качестве
автоматического  орбитального  аппарата  (в   периоды   между   экспедициями
космонавтов на станцию). В пилотируемом режиме она превращалась в  комплекс,
состоящий из двух блоков - орбитального (собственно станция) и транспортного
(корабль)  с  постоянно  открытыми  между  ними   люками,   размещенными   в
стыковочных узлах. Так что космонавты могли  работать  и  отдыхать  во  всем
объеме комплекса, который составлял около 100 кубических метров. Длина всего
комплекса была более 23 метров, из них около 14 метров -  орбитальный  блок.
Общая масса составляла около 25 тонн.
   Для проведения экспериментов, наблюдений, кино- и фотосъемки в  различные
отсеки станции врезали 27 иллюминаторов: тут уж мы  постарались.  Как  и  на
всех предыдущих кораблях,  внутри  станции  решили  поддерживать  атмосферу,
близкую по составу и давлению к нормальной земной атмосфере.  Известно,  что
почти на всех первых американских космических кораблях, начиная с "Меркури",
применялась чисто кислородная атмосфера с давлением 0,4 атмосферы. Почему не
земная? Сначала  у  нас  объясняли  такой  выбор  американцев  тем,  что  их
ракеты-носители тогда обладали сравнительно небольшой грузоподъемностью, что
требовало от создателей кораблей строжайшей экономии веса, и  они  экономили
на весе конструкции и оборудования. Но, скорее всего, их  выбор  определялся
тем, что при подготовке к выходу космонавтов из корабля наружу не надо  было
тратить времени на адаптацию человека к пониженному давлению  в  скафандрах.
Снижать давление в шлюзе перед  выходом  приходится  очень  медленно,  чтобы
избежать так называемой кессонной болезни. Дело  в  том,  что  при  снижении
давления происходит выделение азота из крови, ранее растворенного в ней, так
как при снижении давления количество газа, которое может быть  растворено  в
жидкости, уменьшается. Однако кислород, как известно,  среда  пожароопасная.
Авиационные инженеры знают, что даже намека  на  искру  при  соприкосновении
чистого  кислорода  с  маслом  достаточно  для  того,  чтобы  возник  пожар.
Американцы  столкнулись  с  этим  недостатком  кислородной  атмосферы  своих
кораблей.
   В январе 1967 года при очередных наземных проверках корабля "Аполлон"  на
стартовом устройстве возник пожар от случайного короткого  замыкания.  Пламя
бушевало в кабине всего несколько секунд, но три космонавта Гриссом, Уайт  и
Чаффи погибли, не успев открыть люк  корабля.  И  все  же  тогда  американцы
отступить уже не могли, и, проведя тщательный анализ и доработку всех систем
с точки зрения пожарной безопасности, летали на своих "Аполлонах" на Луну  с
той же кислородной атмосферой.
   Но вернемся  к  "Салюту".  Компоновка  кораблей  в  значительной  степени
определялась функциональными соображениями и резкими ограничениями  размеров
и массы. Здесь же поле для маневра было значительно больше. Шли разговоры об
обеспечении максимально возможного комфорта для  экипажа,  чтобы  внутреннее
помещение было достаточно просторное, а  места  для  работы,  отдыха  и  сна
удобными. Тем не менее об особом комфорте на ста кубических метрах речь идти
не могла. К тому же  свободного  пространства  было  намного  меньше.  Общий
свободный объем можно представить в виде куба со стороной  около  четырех  с
половиной метров. Причем в этом "помещении" два человека должны были жить  и
работать месяцами.  В  этом  же  объеме  требовалось  еще  разместить  тонны
оборудования, приборов,  пультов,  запасов  пищи,  воды,  питания,  а  также
туалет. Кроме того, нельзя забывать об  обеспечении  возможности  ремонта  и
замены аппаратуры  в  полете  силами  экипажа.  Необходимо  было  не  только
снабдить экипаж инструментом и приспособлениями, но и  обеспечить  доступ  к
местам возможных неисправностей и к расходуемым материалам. Придумали себе и
проблему  соблюдения  привычной  для  человека  ориентации  внутри  станции:
ощущения "верх - низ", "право -  лево".  Договорились,  что  внутри  станции
"низ" там,  где  оказывается  Земля  при  правильной  ориентации  станции  в
орбитальной  системе  координат.  Всерьез  обсуждали  и   заказывали   своим
доморощенным  художникам-любителям  виды  внутреннего  интерьера,  где  пол,
потолок, правая и левая стены были выкрашены в разные  цвета  (модная  тогда
идея разноцветных стен и потолка в квартире).
   Продолжительность пилотируемого полета на станции определяется запасами и
возможностью длительного хранения расходуемых материалов: кислорода  (в  том
или   ином   виде),   воды,   пищи,   запасов   белья,   различных   бытовых
принадлежностей. Кроме  того,  к  расходуемым  материалам  относятся  запасы
топлива, необходимого для  управления  ориентацией  станции,  для  коррекции
орбиты при встречах с кораблем, а также для борьбы с ее торможением за  счет
сопротивления остатков атмосферы на высоте полета станции. Атмосфера хотя на
больших высотах  и  сильно  разрежена,  при  космических  скоростях  заметно
сказывается.
   На высотах 200-250 километров станция будет  сильно  тормозиться,  и  для
поддержания  высоты  орбиты   потребуются   частые   включения   двигателей.
Соответственно возрастет расход топлива. Ракеты  показали,  что  при  высоте
орбиты 300 километров на поддержание  высоты  орбиты  "Салюта"  нужно  будет

Страницы: «« « 49   50   51   52   53   54   55   56   57  58   59   60   61   62   63   64   65   66   67  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феоктистов Константи, Траектория жизни