|
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 97 Размер файла: 708 Кб Страницы: «« « 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 » »» Корабли на орбитах в отличие, скажем, от самолетов не могут резко менять
направление и скорость своего полета - в них действуют законы движения в
центральном полете тяготения. Существенны ограничения по энергетике, то есть
в данном случае ограничения по топливу, расходуемому на изменения величины и
направления скорости аппарата. Поэтому надо было искать способ наиболее
выгодного расходования бортовых запасов топлива при сближении, а также
приемлемых средств и методов управления процессом сближения. Между
теоретически наилучшим и практически осуществимым решением всех вопросов
могло возникнуть существенное различие. Итак, необходимо было выбрать метод
сближения, то есть те параметры относительного положения и сближения двух
машин, которые нужно было измерять и корректировать, последовательность
правил ориентации кораблей и включения их двигателей для коррекции
относительного движения. Наиболее выгодным представлялся метод "свободных
траекторий".
Этот метод активно отстаивали наши проектанты: его идеолог Б.И.
Столповский и Шустин. При использовании этого метода измеряются параметры
относительного движения объектов, по которым, в свою очередь, вычисляется
необходимое по величине и направлению изменение скорости, нужное для
"попадания" (с малой относительной скоростью) аппарата ("активного") в
другой ("пассивный"). Конечно, с одного раза попасть не удастся вследствие
неточностей в измерениях, ориентации и отработке двигательного импульса.
Поэтому эту операцию придется проделывать два-четыре раза. Важно, чтобы
процесс сходился. В результате можно сблизиться настолько, что останется
лишь произвести причаливание одного аппарата к другому. Метод этот, конечно,
естественный и правильный, и именно он теперь реализуется во время сближения
кораблей и аппаратов на орбитах. Но у этого метода есть одна важная
особенность: необходимые вычисления в ходе сближения достаточно сложны, и
без электронной вычислительной машины на борту их провести практиче-ски
невозможно.
Работы над небольшими вычислительными машинами в нашей стране уже велись.
Говорили, что где-то в Ленин-граде, в КБ-2 чехи Старос и Берг работают над
созданием малых электронных вычислительных машин на основе неизвестно откуда
взятых новых технологий. Я поехал посмотрел. Показали мне достаточно
компактную машину УМ-2 (претенциозное название, но "2" - вроде бы и неплохо:
все-таки уже не первая). Мне показалось, что они мало похожи на чехов, да и
технологиями этими авторы не очень владели. На вопросы об объеме постоянной
и оперативной памяти, о быстродействии, о частоте сбоев, о надежности четких
ответов от них не получил. Чья же это технология? Не краденая ли? Похоже,
что машины "сырые" и ненадежные. А нам нужна была очень надежная машина,
резервированная, с автоматическим распознаванием отказов и с автоматическим
переходом на резервный комплект. Ничего этого не было и в помине.
Как же быть? И вот родилась идея! Использовать метод параллельного
сближения, менее экономичный, но зато более простой, против которого сначала
активно возражали и мои товарищи проектанты, и управленцы. Метод этот
известен из теории управления зенитных ракет. Суть метода в том, что
двигатель активного объекта при своих включениях гасит, сводит к нулю
угловую скорость "линии визирования", соединяющую два сближающихся объекта,
и обеспечивает регулирование скорости вдоль этой линии. Замерить
составляющие относительной скорости (одна перпендикулярна "линии
визирования", другая - вдоль нее), как и расстояние между объектами,
сравнительно нетрудно с помощью радиолокатора с гиро-стаблизированой
антенной наведения. Удалось нам найти и организацию, где могли сделать
нужную систему измерений параметров относительного движения.
Главным конструктором этой системы (ее назвали потом "Игла") был
выдающийся инженер Евгений Васильевич Кандауров. Вычисления, которые нужно
было осуществлять в процессе сближения при использовании этого метода,
оказались достаточно просты, с ними могли справиться небольшие аналоговые
счетно-решающие устройства, которые мы могли изготовить и сами. Метод
параллельного сближения решено было применить, начиная с расстояния между
кораблями около 20 километров, а до этого осуществлять сближение на основе
наземных радиоизмерений. Радиолокатор с гиростабилизированной антенной
должен был измерять угловую скорость линии визирования, дальность и
радиальную скорость, а также выдавать управляющие сигналы на взаимную
ориентацию сближающихся аппаратов. Сразу было решено автоматизировать весь
процесс сближения и стыковки и в то же время предусмотреть возможность
ручного управления процессом причаливания с расстояния менее 200-400 метров.
Далее предстояло решить задачу причаливания и создать стыковочный узел. И
здесь было много вариантов, вплоть до самых фантастических. Специалисты по
системам управления во главе с В.П. Легостаевым предложили, например,
установить на одном из кораблей ("пассивном") большую петлю, а на другом -
крючок, который бы цеплял за петлю и затем удерживал корабль. Точность
сближения, действительно, требовалась при этом существенно меньшая (это,
главным образом, и нравилось самим управленцам). Но мы считали это
предложение не просто технически неубедительным, неоправданным, но и
несерьезным. Однако легостаевцы настаивали на своей идее. Обсуждалась она
едва ли не на каждом совещании по проблеме стыковки. Вместо того чтобы
заниматься делом и согласовывать схему работы и параметры системы, мы
тратили время на пустые споры, уводящие в сторону. Мы называли эту петлю
"удавкой" и вынуждены были доказывать очевидные вещи: ведь если принять
"удавку", то нужно придумать, сделать и отработать механизм раскрытия петли,
создать специальные лебедки для стягивания объектов, стабилизировать и
взаимно ориентировать аппараты во время стягивания и, в конце концов, все
равно сделать стыковочный узел для обеспечения жесткого соединения. К тому
же реализация этой идеи сложна и с точки зрения динамики. Значительно проще
и надежнее осуществлять сближение кораблей вплоть до контакта, а затем сразу
провести захват и жесткое соединение с помощью стыковочного узла. Из наших
оценок процесса сближения на заключительном этапе следовало, что процесс
можно закончить попаданием в стыковочный узел с диаметром не более метра,
что и подтвердилось впоследствии. Споры между проектантами и управленцами по
этому поводу шли долго и иногда были, мягко говоря, достаточно острыми. "Да
удавитесь вы сами на вашей "удавке", а мы не будем!" Выиграли это сражение
мы. Но и они давиться не стали.
Еще в 1961 году у нас прорабатывался узел жесткой стыковки по схеме
"штырь - конус" с винтовой системой стяжки. Конкретный вариант конструкции
штыря предложил, кажется, в 1962 году ветеран нашего конструкторского бюро
Александр Коновалов. Это был тогда уже немолодой, но очень изобретательный
человек, хотя и не имевший инженерного диплома. После того как эту схему
исследовали специалисты по динамике работы механизмов, к ее окончательной
разработке приступила группа конструкторов во главе с В.С. Сыромятниковым.
Немного труднее на этот раз было с весом, хотя теперь мы исходили из
Страницы: «« « 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |