Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 97
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»

по управлению полетом (то есть проектной программы полета).  Это  уж  просто
вранье! Эта программа входила в проект и давно была выпущена.  Впрочем,  это
всего лишь догадки. Вполне  допускаю,  что  автор  воспоминаний  многотомный
проект и не читал внимательно.  Спросить  его?  Да  ведь  он  старик.  И  не
признается.
   Все кончилось плохо. Станция была запущена,  сразу  после  ее  выхода  на
орбиту  был  включен  режим  ионной  ориентации,  станция  вошла   в   режим
автоколебаний,  двигатели  ориентации  работали  почти  непрерывно,   служба
управления полетом во время первого сеанса связи  не  успела  разобраться  в
ситуации и выдать команду на выключение режима ионной ориентации на этом  же
витке. Когда станция вошла в зону связи на следующем витке, топлива в  баках
для ориентации уже не было. Грубая, чуть ли не нарочно  введенная  ошибка  в
программу полета, устранить которую я требовал до старта, и растерянность  в
процессе управления полетом  привели  к  потере  станции:  без  топлива  нет
ориентации, нет энергопитания, станция умирает.
   Председатель  Главной  оперативной  группы  управления   (ГОГУ)   генерал
Агаджанов (представитель  военных,  ведь  именно  им  принадлежали  наземные
пункты связи, приема телеметрических измерений и выдачи команд управления  с
Земли), пытавшийся руководить процессом управления, не  зная  и  не  понимая
существа дела, путем рассмотрения телеграфных сообщений с  наземных  пунктов
(в организации работ наземных пунктов он понимал, но не более), заслушивания
докладов и коллегиального принятия решений, был  отставлен  от  дел,  Трегуб
снят, ввели (и правильно, конечно) должность и  службу  руководителя  полета
(им должен был стать представитель нашей организации, и первым руководителем
полета стал Елисеев)
   Только в  конце  1974  года  удалось  запустить  следующую  нашу  станцию
"Салют-4", которая летала долго и работала более или менее успешно.  На  эту
станцию были осуществлены две экспедиции Алексея Губарева, Георгия Гречко  с
продолжительностью  29  суток  и  Петра  Климука,  Виталия  Севастьянова   с
продолжительностью 63 суток. Из относительно интересных результатов работ на
этой станции можно  отметить  исследования  Солнца  с  помощью  орбитального
солнечного  телескопа  (регистрация   ультрафиолетового   спектра   флокулл,
протуберанцев  и  пятен  на  Солнце  -  около  1000  снимков)  и  с  помощью
дифракционного  спектрометра  (исследования  вариаций  излучения  в  том  же
диапазоне), а также достижение двухмесячного рубежа  в  длительности  полета
человека на орбите.
   КБ Челомея запустило три своих станции:  "Салют-2"  (после  выведения  на
орбиту не работала), "Салют-3" и "Салют-5". Экипажи на станции  "Салют-3"  и
"Салют-5" доставлялись нашими кораблями "Союз". Как и следовало  ожидать,  в
военном космосе эти полеты "Алмазов" никакой роли не сыграли.
   Удовлетворения от результатов  полета  "Салюта-4"  не  было.  Продвижение
вперед минимальное. Стало казаться,  что  корень  зла  в  том,  что  слишком
ограничен  срок  эксплуатации  станции.  То,  что  запущенную  и  работающую
орбитальную станцию нужно эксплуатировать долго, это, конечно, верная мысль,
хотя  продолжительность  полета  не  могла   решить   главной   проблемы   -
неэффективности работы.
   Еще когда готовилась к полету станция "Салют-4", мы начали  работать  над
проблемой  увеличения  срока  работы  станций.  Новая  станция  должна  была
позволять  многократную  смену  экипажа   и   увеличение   продолжительности
отдельных экспедиций до нескольких месяцев. Для  этого  в  комплекс  станции
должны были быть введены вновь разрабатываемые грузовые транспортные корабли
"Прогресс".
   Конструкцию  самой  станции  нужно  было   изменить,   чтобы   обеспечить
одновременную пристыковку к станции и пилотируемого, и  грузового  кораблей:
ведь если на станции нет  экипажа,  то  кто  же  будет  разгружать  грузовой
корабль? А оставлять экипаж на станции без  пилотируемого  корабля  было  бы
неблагоразумно  и  опасно.  Таким  образом,  в  первую  очередь  нужно  было
установить еще один причал со вторым стыковочным  узлом.  Решили  установить
его в кормовой  части,  со  стороны  агрегатного  отсека.  Агрегатный  отсек
пришлось  разработать  заново,  так  же  как   и   двигательную   установку,
конструктивно размазав ее  по  оболочке  агрегатного  отсека,  с  тем  чтобы
освободить его середину для размещения промежуточной камеры с  установленным
на ней стыковочным узлом. Заодно надо было сделать ее топливные баки  общими
для всех двигателей станции, включая двигатели ориентации.  И  главное,  эта
двигательная установка должна была стать заправляемой, чтобы  можно  было  в
грузовом корабле привозить топливо, израсходованное на поддержание орбиты  и
на ориентацию станции. Проблема состояла в том, что в баках жидкость  должна
была быть отделена от газа наддува  баков.  Топливо  выдавливается  из  бака
двигателя путем наддува бака. Если в баке газ и топливо не разделены,  то  в
двигатель будет направляться суспензия газа  и  жидкости,  и  он  выйдет  из
строя. Руководили работами по заправляемой ДУ  Виктор  Овчинников  и  Эдуард
Григоров.
   Еще одна проблема была связана с продолжительно-стью  полета  станции,  с
вопросом  защиты  от  пробоя  стенок  микрометеорами.   Во   время   полетов
космических кораблей "Восток", "Восход" и в  первые  годы  полетов  кораблей
"Союз"  этой  проблемы  практически  не  было.  На  базе   теоретических   и
экспериментальных исследований  было  установлено,  что  вероятность  пробоя
герметизирующей стенки корабля микрометеором очень мала и составляет сотые и
даже тысячные доли  процента  при  продолжительности  полета  космонавтов  в
течение нескольких суток  (с  учетом  размеров  космического  корабля).  Эти
результаты расчета вероятностей основаны  на  различных  моделях  метеорного
облака в окрестностях Земли и на экспериментальных данных  о  взаимодействии
метеоров с материалом стенки корабля. Для  новой  станции  продолжительность
полета могла исчисляться годами. При этом вероятность пробоя оболочки жилого
помещения  становилась  уже  достаточно  большой,  и  ее   необходимо   было
учитывать.
   В  современных  станциях  просто  невозможно  использовать  однооболочную
конструкцию  для  корпуса  герметичных  отсеков.   В   конструкции,   помимо
герметизирующей оболочки, для ее защиты от пробоя приходится применять еще и
экраны, устанавливаемые на определенном расстоянии от самой  оболочки.  Идея
этого метода защиты заключается в  следующем.  При  столкновении  с  экраном
микрометеор взрывается (поскольку  скорость  движения  частицы  относительно
станции может составлять до 30-70 километров в секунду),  и  остатки  его  и
разрушенного  материала  экрана  летят  дальше  в  виде  раскаленной  струи,
которая, быстро расширяясь в вакууме, теряет  плотность  энергии  и  уже  не
может прожечь герметичную стенку станции.
   Часть корпуса рабочего отсека "Салюта-6" была закрыта радиатором  системы
терморегулирования станции, который здесь  играл  роль  и  противометеорного
экрана. Остальная же часть  корпуса  рабочего  отсека,  корпуса  переходного
отсека и промежуточной камеры должна была быть  защищена  либо  специальными

Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феоктистов Константи, Траектория жизни