Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 154 Размер файла: 669 Кб Страницы: «« « 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 » »» Решения о "реструктуризации" государственного долга, 90-дневном моратории, девальвация рубля, отставка правительства привели к принципиально новой ситуации в стране, резкому обострению экономического кризиса, дестабилизации политической обстановки. Полная утрата доверия к государству как со стороны иностранных, так и отечественных инвесторов, девальвация национальной валюты, рост социальной напряженности - реальность, с которой придется считаться новому правительству. Степень дестабилизации финансовых рынков и негативных тенденций в реальном секторе можно охарактеризовать как начало тяжелого кризиса (см. Графики). Стабилизировать ситуацию в кратчайшее время - задача исключительной трудности. Неопределенность ситуации в настоящее время существенно затрудняет количественную оценку итогов развития экономики в 1998 году и перспектив на 1999 год. Расчеты показывают, что девальвация номинального курса рубля до уровня ниже 14-16 рублей за доллар губительно скажется на экономике. Уровень цен в 14-16 рублей за доллар можно считать предельно допустимым для нынешнего состояния российской экономики. Однако уже в этих условиях можно ожидать примерно 100 процентной инфляции по итогам 1998 года (при условии недопущения необеспеченной рублевой эмиссии). По существу это означает, что по итогам 1998 года произойдет 25-30% девальвация (реального) курса рубля. В Приложении (таблица 1) представлены основные макроэкономические показатели, характеризующие развитие экономики страны при сценарии, определенном экономической ситуацией на 11 сентября. Расчеты показывают, что как в 1998, так и в 1999 годах страна столкнется с новой волной спада производства в реальном секторе. Снижение реального объема ВВП в 1998 году может превысить 6%, а в 1999 - 5%. Снижение конечного потребления домашних хозяйств составит как в 1998 - 1999 годах порядка 6% за каждый год. При курсе ниже 14-16 рублей за доллар существенно возрастает опасность неконтролируемого роста цен, стремительного падения потребления и производства, дальнейшего обесценивания национальной валюты. Резкое сокращение импорта, резкий рост потребительских цен будет объективно требовать увеличения номинальных доходов населения, а следовательно и денежной массы (любое правительство вряд ли сможет противостоять этому давлению). В случае же значительного выпуска денег в обращение, погашения государственной задолженности (в т.ч. по зарплате) за счет необеспеченной резервами эмиссии, рост цен может оказаться неконтролируемым. Он будет подстегиваться стремительным падением курса рубля, который в условиях сложившейся крайне неравномерной структуры распределения доходов будет подвергаться все более сильному давлению со стороны увеличивающейся рублевой массы. Это, в свою очередь, будет подстегивать рост цен, снижение уровня жизни - появятся все условия для начала раскручивания спирали "зарплата-цены". В настоящее время обсуждаются различные варианты выхода из кризиса: от введения мер прямого администрирования до режима жесточайшей экономии, сокращения государственных расходов, привязки курса рубля к корзине твердых валют, жесткой монетарной политики. Существует также точка зрения, что до перехода к жестким мерам в области государственных финансов и денежной политики необходимо насытить экономику деньгами, расплатившись с накопленным долгом за счет рублевой эмиссии. Лучшее, на что можно рассчитывать в краткосрочном плане - приостановить дальнейшее ухудшение ситуации. Для этого надо в первую очередь определить равновесный курс национальной валюты, который более или менее соответствовал бы текущей экономической ситуации. Значение курсовой политики трудно переоценить - валютный курс и его динамика является одним из важнейших ориентиров для формирования ценовых ожиданий. Для решения этой задачи требуется продолжать регулярные торги на валютной бирже в течение как минимум двух-трех недель. При этом Центральный банк должен по возможности воздержаться от интервенций, полностью отпустив рубль в свободное плавание. В этот период особенно следует избегать рублевой эмиссии - кредитование банков в августе для повышения ликвидности банковской системы уже сыграло свою негативную роль в деле обесценивания рубля и истощения валютных резервов страны. Более того, официальным лицам следует категорически избегать каких-либо заявлений о возможности выплаты долгов за счет эмиссии. Одни лишь заявления подобного рода могут иметь катастрофические последствия. В этот период должны также сохраняться неизменными основные регулирующие параметры денежного обращения (нормы резервирования, в частности). В настоящее время как денежные власти, так и рынки (товарные и финансовые) полностью дезориентированы, что обусловливает паралич хозяйственной и финансовой деятельности - новый курс рубля послужил бы важнейшим сигналом для потребителей, производителей, финансовых агентов. Курсовая политика будет оставаться одним из ключевых инструментов макроэкономической политики. После определения примерных рациональных границ колебаний рыночного курса национальной валюты, при которых начнут совершаться сделки на валютном и товарных рынках, появятся и признаки нормализации платежной системы. Вряд ли будет эффективным одно лишь административное давление на банки со стороны денежных властей не задерживать платежи до восстановления деловой активности на финансовом рынке (валютном его сегменте, как минимум). Для этого же необходима хотя бы относительная стабилизация динамики курса национальной валюты. В долгосрочном плане перспективным является допуск иностранных банков для обслуживания российских частных вкладчиков, в том числе и населения, поскольку вряд ли российское государство сможет в обозримом будущем предложить привлекательные для инвесторов новые финансовые инструменты. Допуск иностранных банков к участию в реструктуризации банковской системы может помочь не только связыванию самой ликвидной части денежной массы, но и укреплению банковской системы в целом, укреплению платежной системы. С другой стороны эта мера, повысив уровень доверия к банкам, работающим на территории России, сможет ограничить вывоз капитала из страны, т.к. вряд ли иностранные банки, если таковые согласятся работать на территории России, будут нарушать действующие нормы регулирования банковской деятельности и способствовать вывозу капитала. Важнейшей задачей является удержание курса в указанных выше пределах, для Страницы: «« « 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |