Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  »

Язык органов может был" особенно полезен в метафорах для клиентов с проблемами,
выражающимися в форме каких-либо физиологических нарушений.
Другим средством, позволяющим осуществлять вложение реальностей в
дополнение к тем, которые уже содержатся в метафоре, является аналоговая
маркировка. Как говорилось в части 2, аналоговая маркировка означает
подчеркивание некоторых особенно важных идей в коммуникации посредством
специфических изменений в интонации, выражении лица, телодвижениях, в
прикосновениях терапевта к клиенту. При предъявлении метафоры эти
аналоговые сигналы могут использоваться для характеризации различных ее
аспектов. Например, в одной и той же истории можно использовать грубый голос,
рассказывая о неожиданных столкновениях с препятствиями, встречающимися
главному герою метафоры, понижать тон, говоря о его надеждах и мечтах, и
переходить к повышению при описании изменений. Такое поведение присуще
всем хорошим рассказчикам. Аналоговая маркировка различных аспектов
метафоры создает еще одну реальность, в которой история "рассказывается" в
отношении изоморфного материала аналоговых сигналов.
Аналоговая маркировка и вложенные реальности могут быть также
использованы при предъявлении множественных метафор (то есть содержащих
несколько метафор для одной и той же проблемы). Предположим, к вам приходит
клиент и описывает следующую проблему: "Каждый раз, когда я прихожу на
экзамен, я вылетаю в трубу. Я знаю материал, но когда я вхожу в класс, то
начинаю беспокоиться о том, что я его не знаю. Очень скоро я начинаю так
нервничать и паниковать, что уже и вправду ничего не помню. Тогда мне нужно
либо уйти, либо остаться и провалить экзамен". Эта проблема может быть
разделена на следующие события ("блоки", "сцены" и т. д. ):
     1. Клиент знает материал.
     2. Сомневается в своих знаниях, когда входит в класс.
     3. Паникует и забывает.
     4. Уходит или остается и "проваливается".
     5.? (нет разрешения)
     Одной из техник утилизации метафор является рассказывание нескольких
коротких историй, каждая из которых изоморфна проблеме. Эффективность такой
техники обусловливается использованием аналоговой маркировки в каждой из
частей (блоков) проблемы. Это осуществляется так: 1. Рассказывается столько
историй или анекдотов, сколько событий заключено в проблеме, а затем 2. В
каждой из них последовательно производится аналоговая маркировка (одним и
тем же сигналом). Другими словами, для нашего примера: в первой истории
будет маркировано первое событие, во второй - таким же способом второе, в
третьем - третье и т. д. Этот процесс можно изобразить следующим образом:
События действительной проблемы: 1, 2, 3, 4, 5.
     1-я метафора: A1, A2, A3, A4, AS.
     M
     2-я метафора: Б1, Б2, БЗ, Б4, Б5.
     M
     3-я метафора: В1, В2, ВЗ, В4, В5.
     М
     4-я метафора: П, Г2, ГЗ, Г4, Г5.
     М
     5-я метафора: Д1, Д2, ДЗ, Д4, Д5.
     М
     (Буква "M" под событием означает "маркировано")
Аналогово маркированная метафора: A1, Б2, ВЗ, Г4, Д5.
Благодаря проведенной таким образом аналоговой маркировке, каждое из
маркированных одним и тем же сигналом событий будет бессознательно
ассоциироваться с другим. Когда наконец будет маркировано событие
разрешения, клиент будет иметь бессознательную репрезентацию шестой
метафоры, возникшей из пяти предыдущих.



 ВСЕ, СРАЗУ, ВМЕСТЕ

     пролог
     по роману Т. Г. Уайта "Король раз и навсегда"
" - Как достать меч? - подумал он. - Или украсть? А может, подстеречь на
этой кляче какого-нибудь рыцаря и силой отнять у него оружие? В таком большом
городе должен быть оружейник, чья мастерская должна быть еще открыта.
Он проверил коня и пустил его легким галопом вдоль улицы. В конце ее
оказалось кладбище, за входом в которое виднелось что-то вроде площади. В
середине ее лежал огромный камень, на котором лежала наковальня с воткнутым в
нее новеньким мечом.
     - Так, - сказал Бородавка. - кажется, это что-то вроде военного памятника. Но
у меня нет выбора. Я уверен, что никто не пожалел бы для Кея военного
памятника, если бы знал, в каком он положении.
Он привязал коня к столбу у арки, которая образовала вход на кладбище,
шагнул на дорожку, усыпанную гравием, подошел к наковальне и взялся за меч.
     - Ну-ка, меч, - сказал он. - Я должен попросить у тебя прощения и забрать
для других дел...
     - Странно, - сказал он. - Я почувствовал что-то необычное, когда взялся за
этот меч. Я увидел все вокруг намного яснее. Посмотри, Бородавка, на эти
прекрасные украшения на часовне и на монастыре. Видишь, как великолепны вон
те флаги, развевающиеся над теми пристройками. Как благородно выглядит эта
изгородь из красного тиса! Как чист снег! Я слышу какой-то запах, что-то вроде
благовонного вереска... И что я слышу? Музыка?
Это в самом деле была музыка. То ли свирели, то ли флейты звучали вокруг, и
кладбище было освещено неярким, но таким чистым светом, что на расстоянии
двадцати ярдов можно было увидеть иглу.
     - Это необычное место, - сказал Бородавка. - Здесь есть люди. Эй, люди,
чего вы хотите?
     Никто не отозвался, но музыка была громкой, и свет был прекрасным.
     - Люди! - крикнул Бородавка. - Я должен взять этот меч. Он нужен не мне, а
Кею. Я верну его!
     Опять никто не отозвался, и тогда он вновь обернулся к наковальне и увидел
золотые письмена, которых раньше не заметил, и драгоценные камни на рукоятке
меча, излучающие прекрасное сияние.
     - Ну, меч... - сказал Бородавка.
Он взялся за рукоять обеими руками и уперся в камень. Флейты играли какую-
то чудесную мелодию, но все вокруг был неподвижно.
Бородавка отпустил рукоять, впившуюся в его руки, едва он за нее взялся, и

Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры