Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Гордон Дэвид - Терапевтические метафоры

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 56
Размер файла: 356 Кб
Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49   50   51  » »»

который каждую ночь мочился в постель. Его родители прилагали все усилия,
чтобы прекратить это. Ко мне они его буквально втащили: отец держал за одну
руку, мать - за другую, а мальчик цеплялся ногами за что только мог. Лицом вниз
они положили его в моем офисе. Я удалил их из комнаты и закрыл дверь. Мальчик
визжал. Когда он передохнул, чтобы набрать воздуха, я сказал: "Чертовски
дурацкий способ. Мне он не нравится, черт побери, ни капельки... " Сказанное
удивило его. Он заколебался, набирая воздух, и я сказал ему, что он может
продолжать то, что делал - визжать снова. И он издал вопль, а когда он сделал
паузу, издал вопль я. Он обернулся, чтобы посмотреть на меня, и я сказал:
"Теперь моя очередь". Потом я сказал: "Теперь - твоя". И он вновь завопил.
Потом я снова покричал и сказал, что теперь его очередь. Затем я сказал:
"Что ж, мы можем продолжать меняться, но это будет скучно до чертиков. Я в
свою очередь лучше сяду на вон тот стул. И там есть еще одно свободное место".
Таким образом, моя очередь была занята усаживанием на стул, а он в свою очередь
сел на другой стул.
     Ожидание, что это произойдет, было обоснованным - я установил, чтобы мы
менялись очередями в воплях, и я изменил игру на поочередное усаживание на
стулья. Затем я сказал: "Ты знаешь, твои родители приказали мне, чтобы я
вылечил тебя от мочеиспускания в постель. Кем они себя воображают, что могут
приказывать мне, что мне делать? " Мальчик перенес от родителей достаточно
наказаний, и я перешел на его сторону, сказав это. Я сказал ему: "Лучше я буду
говорить с тобой о куче других вещей, давай наплюем на этот разговор о
мочеиспускании в постель. Ну-ка, как мне следует разговаривать с десятилетним
мальчиком? Ты учишься в школе. У тебя прекрасные компактные запястья,
прекрасные компактные лодыжки. Знаешь, я ведь доктор, а доктора всегда
интересуются тем, как устроен человек. У тебя очень выпуклая и широкая грудь.
Ты не из тех слабогрудых детей, которые ходят с опущенными плечами. У тебя
отличная грудь, выпяченная наружу. Готов биться об заклад, что ты отлично
бегаешь. С твоим телом небольшого размера у тебя, несомненно, отличная
координация мышц". Я объяснил ему, что такое координация движений, и сказал,
что, вероятно, он хорош в тех видах спорта, где требуется мастерство, а не
только мясо и кости; не в тех ерундовых играх, в которые может играть
меднолобый, а в играх, требующих искусства. Я спросил, в какие игры он играет,
и он сказал: "Бейсбол и стрельба из лука". Я спросил: "А как у тебя со стрельбой
из лука? " Он ответил: "Очень хорошо". Я сказал: "Что ж, конечно это требует
координации глаза, руки, кисти руки и тела". Выяснилось, что его младший брат
играет в футбол и крупнее его, как и все остальные члены семьи. Я сказал:
"Футбол - отличная игра, если у тебя есть только мышцы и кости. Многие крупные
переростки любят ее".
     Так мы говорили о мышечной координации. Я сказал: "Знаешь, когда ты
натягиваешь тетиву и нацеливаешь стрелу, что, по-твоему, делает зрачок? Он
сужается". Я обьяснил  ему, что мышцы бывают прямые, длинные, короткие. А
потом - что есть мышцы круглые, как та, что на дне желудка: "Когда ты ешь, эта
мышца сужается. Пища остается в твоем желудке, пока вся не обработается, а
когда желудок хочет освободиться от пищи, эта круглая мышца на дне твоего
желудка открывается, и вновь сужается, чтобы ждать, пока будет переработана
следующая порция пищи. Где дно твоего желудка, раз ты маленький мальчик? В
любом случае - внизу".
     Так мы проговорили с ним около часа, и в следующую субботу он пришел ко
мне один. Мы немного поговорили о спорте, о том, о сем, ни словом не
обмолвившись о мочеиспускании в постель. Мы говорили о бойскаутах, их
лагерях, обо всем, что интересует маленького мальчика. На четвертую встречу он
явился, широко улыбаясь. Он сказал: "Знаете, моя мама годами пыталась
избавиться от своей привычки, но не смогла этого сделать". (Его мать курила и
пыталась бросить. ) Я сказал: "Так и есть - некоторые люди могут избавиться от
своих привычек быстро, другие же могут без умолку говорить об этом и ничего не
делать". Затем мы переключились на другие предметы. Примерно через 6 месяцев
он явился специально, чтобы увидеться со мной (с мочеиспусканием в постель
было давно покончено), и еще раз появился, когда поступал в колледж.
Все, что я делал - это разговаривал о кругообразном мускуле на дне желудка,
который сужался и держал внутри содержимое, пока не захочется опустошить.
Символический язык обо всех этих прекрасных устройствах глаза, руки,
координации тела, вызвал то, что мальчик перестал мочиться в постель без
единого обсуждения этого вопроса".
     Обратите внимание, что для обучения мальчику "сужению" Эриксон
использует в метафоре синестетическое наложение, внутримерный сдвиг. От всей
души рекомендуем вам ознакомиться с описаниями того, как Эриксон использует
метафоры, поскольку это прекрасные примеры многоуровневого, всеобъемлющего
и эффективного терапевтического вмешательства. Описания содержат указания на
рад многообразных элементов метафорической коммуникации, и они чрезвычайно
забавны и даже смешны.

     Кавычки
     "Что он имеет в виду, - удивляетесь вы, - когда говорит о кавычках? "
Отвечаю: "Что ж, однажды я вводил кое-кого в транс, и продолжая это делать, я
сказал этому человеку: "Вы можете почувствовать огромную потребность в том,
чтобы моргнуть".
     "Погодите. Когда вы сказали "моргнуть", я моргнул! "
"Верно".
     "Я начинаю понимать. Я могу тайно проводить прямые внушения и приказы
моему клиенту или кому угодно, просто тем, что буду оформлять их в кавычки, как
сделанное кем-то другим! "
     "Совершенно верно. Иногда вы можете захотеть отдать вашему клиенту
прямые приказы без того, чтобы взять ответственность за содержание приказа или
предложения. Вообразите, к примеру, что вы - мой босс и порядочный мерзавец.
Если бы я сказал вам: "Босс, вы - вошь! ", то вы несомненно пришли бы в
негодование и выбросили меня на улицу. Однако, если бы я при случае сказал:
"Босс, ко мне только что приходил один тип, довел меня до головной боли, и
тогда я сказал ему: Знаешь, ты кто? Ты - вошь! ", то я бы получил удовлетворение
от того, что назвал вас, босса, вошью, а вы получили бы опыт того, что значит
быть обозванным вошью. При этом вам говорил не я - я говорил "тому человеку".
"Ага! Тогда получается ситуация, что мой клиент мог бы оспорить некоторые
из моих утверждений, но он ничего не может сделать с вещами, которые сказал
"кто-то другой". Не так ли? "
     "Именно".
"И тогда в контексте метафоры я могу просто сделать так, чтобы какой-то
персонаж рассказа сказал моему клиенту то, что хочу сказать я в качестве
терапевта. Например, я могу сказать что-то вроде: "Этот парень передал мне
полный мешок бумаг, на которых написал множество слов. Он самодовольно
ухмылялся, так что я, быстро посмотрев эти страницы, взглянул на него и спросил:

Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48   49   50   51  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гордон Дэвид, Терапевтические метафоры