Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 671   672   673   674   675   676   677   678   679  680   681   682   683   684   685   686   687   688   689  » »»

Этот перечень лишь отчасти отражает тот размах, который приобрела
русско-татарская метисация. Много рядовых воинов поселились на
юго-восточной окраине, были зачислены в пограничные отряды и составили
сословие дворян-однодворцевТолько Екатерина II, упрощавшая систему Российской империи, перевела их в
сословие государственных крестьян. Ареал однодворцев стал рубежом между
двумя новообразовавшимися этносами - великорусским и татарским и, более
того, между двумя суперэтносами - православным и мусульманским.

166. ФАКТЫ И ОЦЕНКИ

Перечисление событий в их связи и последовательности есть необходимый
фундамент истории - без этого фундамента никакое здание стоять не может, но
жить в фундаменте не будут даже мыши. Людям необходимы стены с окнами,
крыша и внутренняя отделка комнат. В истории роль последних занимает
анализ, т.е. обнаружение причин и следствий, и синтез - воспроизведение
эпохи относительно нас - потомков, ее изучающих. А эти воспроизведения
бывают разнообразны, хотя отнюдь не равноценны.

В середине XIII в. в зените находились две могучие системы: 1) теократия
папы Инокентия IV, победившего заклятого врага папства императора Фридриха
II и добившегося распадения Германской империи, а потом покончившего с
Сицилианским королевством - последним оплотом гибеллинов (1250-1266); 2)
Монгольский улус потомков Чингиса, в 1260-1264 гг. расколовшийся на части
от внутреннего пассионарного напряжения. А между этими гигантами возникли
два маленьких этноса, которым принадлежало грядущее: ЛитваВеликороссияимена: Миндовг и Александр Невский. Люди их помнят поныне, и не зря.

Полвека шло победоносное наступление крестоносцев на прибалтийские этносы и
в 1250 г. увенчалось, казалось бы, решающим успехом: князь Литвы Миндовг
принял крещение по латинскому обряду, что формально делало его союзником
римского папы. В том же году принял от папы королевскую корону Даниил
Галицкий, став из князя королем Малой Руси (Rex Russae minoris). Можно было
подумать, что дорога на восток открыта; послы папы пытались склонить на
свою сторону Александра Суздальского и Новгородского, но... все успехи
оказались эфемерными. Крестившись и тем самым усыпив бдительность папы,
литовский князь оказывал помощь языческой жмуди в войне с орденом, а после
решительной победы над рыцарями у озера Дурбе в 1260 г. отрекся от
католической веры и перебил католиков, бывших при его двореАлександр и Миндовг заключили союз против немецкого железного натиска на
восток. Александр съездил в Орду и договорился о союзе с ханом Берке,
братом Батыя и его наследником. Ливонскому ордену грозил разгром, но... в
один и тот же год был зарезан 43-летний Миндовг и умер его ровесник
Александр. Поход на орден не состоялся.

Да, видимо, у немцев была неплохая агентура. Кинжалы и яд сработали
вторично, после гибели Ярослава Всеволодовича, и опять в нужный момент.
Ливония уцелела, но вынуждена была перейти к обороне. Новгородцы под
Раковором, а литовцы при Карузене выиграли битвы у крестоносных рыцарей.
Немецкие феодалы стали отказываться ехать в Ливониюопасной и бесперспективной. А тут еще в 1261 г. никейские греки вернули
Константинополь, а египетские мамлюки стали брать крепость за крепостью в
Палестине. Колониальная экспансия под знаменем латинского креста
захлебнулась и на севере, и на юге.

Такой поворот событий, несколько неожиданный для современников, вызвал
живой интерес у позднейших исследователей. Обзор литературы вопроса сделал
В.Т. Пашуто, выделив две точки зрения: свою собственную и "неправильную".
Среди защитников последней он отметил польского историка И. Уминского и
немецкого - А.М.Амманна.

И. Уминский пишет, что папа Иннокентий IV "делал все, чтобы помочь Даниилу,
- писал еще раз татарам, пытался использовать рыцарей меченосцев и
крестоносцев, прекращал чешско-венгерские споры, крестил и короновал
Миндовга Литовского, завязал переписку с Александром Невским Суздальским,
проектировал крестовый поход из Чехии, Моравии, заполабских Поморья и
Польши, назначил специального легата для проповеди крестового похода"
А.М. Амманн считает, что Александр Невский совершил ошибку, когда отверг
союз с папством и подчинился власти татар. Эта позиция "положила предел
западному культурному влиянию на многие десятилетия". Амманн приписывает
Александру "полное отвращение к Западу", а также нежелание того, чтобы
"Россия стала предпольем европейской крепости в оборонительном сражении с
татарами". Папа предполагал включить в оборонительный фронт всю Россию, а
когда это не удалось, то он призвал всех, на кого он имел влияние, к борьбе
с татарами и их союзниками, т.е. с русскими. Активная деятельность курии в
1230-1260 гг. привела к унии с Римом Литву с западнорусскими землями и
Галицко-Волынскую страну. Затем произошел разрыв - ответный удар
враждебного Риму Востока, который предопределил судьбу Северной России и
земель, которые она впоследствии "будет собирать"
Эту концепцию В.Т.Пашуто осуждает, справедливо указывая, что она
антирусская. Но возникает законное недоумение: а чего было ждать русским от
немецкого иезуита и польского националиста? Со своей точки зрения, они были
вполне логичны, желая, чтобы последние русские богатыри сложили головы,
защищая католическую идею; а случайно уцелевших можно было повесить, как
уже было проделано в Эстляндии. В.Т. Пашуто не верит в искренность папских
легатов, соблазнявших русских князей принять бескорыстную помощь Западаи он прав! Но почему-то он осуждает и обратную концепцию, высказанную в
1925 г. Г.В. Вернадским, что "Александр Невский, дабы сохранить религиозную
свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра
Невского - его борьба с Западом и его смирение перед Востоком - имели
единственную цель - сбережение православия как источника нравственной и
политической силы русского народа"
Обе концепции логичны, но первую Пашуто называет "фальсификацией", хотя она
откровенна до цинизма, а вторую - "мракобесием", очевидно предполагая, что
Александр Невский должен был выучить исторический материализм и сдать его

Страницы: «« « 671   672   673   674   675   676   677   678   679  680   681   682   683   684   685   686   687   688   689  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды