Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 672   673   674   675   676   677   678   679   680  681   682   683   684   685   686   687   688   689   690  » »»

при помощи "машины времени".

А сам Пашуто, подведя итоги, констатирует, что война Александра Невского с
Западом - благо, с Востоком - была бы желательна, а лучше всего было бы,
если бы Юго-Западная Русь играла ведущую роль в мировой политикелюбопытно было бы увидеть Даниила Романовича главой страны от Желтого моря
до Бискайского залива! Но лучше воздержимся от обсуждения этой перспективы.

В советской историографии теме католической агрессии на Востоке посвятил
свое исследование Б.Я. Рамм. Как и следовало ожидать, его оценки
диаметрально противоположны тем, которые мы встречали у католических
историков. Обстоятельно разобрав множество отдельных высказываний в
разнообразных источниках, Рамм приходит к выводу, что в 1245 г. "в папской
курии был выработан план, в соответствии с которым решено вести переговоры
в двух диаметрально противоположных направлениях: и с русскими и с
татарами"татар согласиться на такую сделку. Доказательства для своей гипотезы Рамм
ищет в анализе переговоров, которые папские послы вели в Каракоруме в 1246
и 1253 гг.

Версия Рамма представляется несколько надуманной. То, что папские послы
восхваляли папу и его церковь, естественно, но ни о чем не говорит. Просто
они не имели права произносить что-либо иное. Монголы и русские это знали и
не придавали значения попыткам проповеди. Ведь монголы сами, руководствуясь
дипломатическим этикетом того времени, предлагали папе подчиниться Вечному
Богу и его сыну - Чингисуон был составлен в 1253 г., через 26 лет после смерти Чингиса.

Реальным было то, что ханы Гуюк и Мункэ и князь Александр Невскийотказались от контактов с Западом в лице папы, как они отвергли бы особу
императора, если бы победа досталась ему. Комплиментарность
романо-германского суперэтноса с восточными соседями была отрицательной.
Монголы принимали православие, ислам и теистический буддизм, но не
католичество. Выбор их был подсказан не поиском выгоды, а симпатией,
лежащей в сфере подсознательного, т.е. в природе.

167. ФАКТЫ БЕЗ ОЦЕНОК

Аксиологический, т.е. оценочный, подход принят многими историками, и очень
давно. Он соблазняет легкостью интерпретации и подбора фактов, создает
иллюзию полного понимания очень сложных проблем, ибо всегда в конфликтных
ситуациях можно симпатизировать одной из сторон, а на вопрос: "Почему вы
сделали именно этот выбор?" - ответить, что эта сторона лучше,
прогрессивнее, справедливее, а главное - мне больше нравится. По сути дела,
такой историк выражает себя через подобранный им материал и тем самым
заставляет читателя изучать не Александра и Дария, а взгляд на них Белоха,
Дройзена, Калистова или Арриана и Низами. Но ведь нам интересны не авторы,
а причинно-следственные связи этнических процессов, а они не имеют
категории ценности. Следовательно, аксиология не помогает, а мешает
понимать суть природных явлений, таких как этногенез.

Вернемся в XIII век. Восемь миллионов обитателей Восточной Европы
подчинились четырем тысячам татар. Князья ездят в Сарай и гостят там, чтобы
вернуться с раскосыми женами, в церквах молятся за хана, смерды бросают
своих господ и поступают в полки баскаков, искусные мастера едут в
Каракорум и работают там за высокую плату, лихие пограничники вместе со
степными батурами собираются в разбойничьи банды и грабят караваны.
Национальная вражда изо всех сил раздувается "западниками", которых на Руси
всегда было много. Но успех их пропаганды ничтожен, ибо война продолжает
идти: в Карпатах - с венграми, в Эстонии - с немцами, в Финляндии - со
шведами.

Вот эту систему русско-татарских отношений, существовавшую до 1312 г.,
следует назвать симбиозом. А потом все изменилось...

Отрицательное отношение русских политиков и дипломатов XIII в. к немцам и
шведам вовсе не означало их особой любви к монголам. Без монголов они
обошлись бы с удовольствием, так же как и без немцев. Более того, Золотая
Орда была так далека от главного улуса и так слабо связана с ним, что
избавление от татарского "ига" после смерти Берке-хана и усобицы,
возбужденной темником Ногаем, было несложно. Но вместо этого русские князья
продолжали ездить кто в Орду, а кто в ставку Ногая и просить поддержки друг
против друга. Дети Александра, Дмитрий и Андрей, ввергли страну в жестокую
усобицу, причем Дмитрий держался Ногая, а Андрей поддерживал Тохту,
благодаря чему выиграл ярлык на великое княжение.

До тех пор пока мусульманство в Золотой Орде было одним из терпимых
исповеданий, а не индикатором принадлежности к суперэтносу, отличному от
степного, в котором восточные христиане составляли большинство населения, у
русских не было повода искать войны с татарами, как ранее - с половцами.
Татарская политика на Руси "выражалась в стремлении... всячески
препятствовать консолидации, поддерживать рознь отдельных политических
групп и княжеств"распадавшейся державы, потерявшего пассионарность этноса. Процесс этот, как
было показано выше, начался еще в XII в. и закончился, как мы знаем из
общедоступной истории, в XIV в., когда наступила эпоха "собирания" земель.
Совершенно очевидно, что здесь дело было не в слабых татарских ханах Сарая,
а в новом взрыве пассионарности.

Таким образом, заслуга Александра Невского заключалась в том, что он своей
дальновидной политикой уберег зарождавшуюся Россию в инкубационной фазе ее
этногенеза, образно говоря, "от зачатия до рождения". А после рождения в
1380 г. на Куликовом поле новой России ей никакой враг уже не был страшен.

И наконец, чтобы покончить с побочной, т.е. историографической, темой,
необходимо развеять еще один миф. В Монголии после смерти Угэдэя создались
две партии, крайне враждебные друг другу. Во главе первой стоял царевич, а
с 1246 г. - хан Гуюк, вторую возглавляли Батый и дети Тулуя (Толуя),
старший из которых - Мункэ - был другом Батыя. Мункэ поддерживали
несториане, Гуюк искал союза с православными.

Страницы: «« « 672   673   674   675   676   677   678   679   680  681   682   683   684   685   686   687   688   689   690  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды