Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 676   677   678   679   680   681   682   683   684  685   686   687   688   689   690   691   692   693   694  » »»

21 Великороссия ранее называлась Залесской Украиной и располагалась в
Волго-Окском междуречье. Население - смесь мери и кривичей с включением
вятичей и муромы, а с XIII в. - тюркских элементов. Малая, т.е. коренная,
Русь лежала на правом берегу Днепра; здесь преобладали славянские и
тюркский (половцы и торки) субстраты.

22 См.:Пашуто В.Т. Указ.соч. С. 248.

23 Там же. С. 249.

24 Там же. С. 239.

25 Там же. С. 239-242.

26 Там же. С. 275.

27 Вернадский Г.В. Два подвига Александра Невского//Евразийский временник.
Т. IV. Берлин, 1925. С. 227 и 335. Цит. по: Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 276.

28 См.: Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 277.

29 Рамм Б.Я. Панство и Русь. М.,Л., 1959. С.151.

30 См.: Путешествия в восточные страны...С. 171-173.

31 Житие Александра Невского (см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской
литературы ХШ в. С. 175-176).

32 Насонов А.Н. Монголы и Русь.С.5.

33 Там же, глава 1.

34 Короткевич Вл. Дикая охота короля Стаха. Минск. 1984. С. 412-413.

35 Червленая Русь - Галиция.


XXV. Превращение Руси в Россию

169. ЛОКАЛЬНЫЙ ЭТНОГЕНЕЗ И ОЙКУМЕНА

Весь мир в XIII в. потрясали поистине грандиозные события, но явления
природы, в частности этногенезы, шли согласно запрограммированным
закономерностям. Так во время бурных событий - войн, революций, смен стиля
(в литературе, искусстве, нравах) и мировоззрения (реформации) - старик
сидит на пороге своего дома, выслушивает новости и, кряхтя, удаляется на
свое ложе, где он и испустит последний вздох. Этносы стареют, как люди, и
так же слабеют. Только жизненный цикл у них много длиннее.

Византия, уже на "втором дыхании", изгнала латинян из Константинополя в
1261 г., но дальнейшее ее прозябание было наглядной картиной фазы
обскурации, затянувшейся до 1453 г. Русь была в том же возрасте. Она все
время теряла остатки общинно-родового быта, на котором некогда была
основана сила славянских племен. Ощущение целостности этнической системы
пропадало вместе с дроблением княжеств, превращавшихся из уделов в вотчины.
Князья из государей становились крупными землевладельцами. Дошло до того,
что правнук Всеволода III отдал Ярославль одному смоленскому князю в
приданое за своей дочерью - пример, небывалый прежде. Значение столицы -
сначала Киева, потом Владимира - все падает. Столица переходит из рук в
руки соперничающих князей, решающих проблемы не законом, а мечом.
Способность к сопротивлению иноземцам слабеет, снедаемая безудержным
эгоизмом, характерным для субпассионариев, какими стали князья, бояре и
смерды. Пассионариям оставалось только одно место применения своих сил -
монастырь. Зато в монастырях они развернули такую деятельность, которая
определила культурно-политическое развитие России более чем на 200 лет.
Итак, не Москва, не Тверь, не Новгород, а русская Православная церковь как
общественный институт стала выразительницей надежд и чаяний всех русских
людей независимо от их симпатий к отдельным князьям.

170. ИСПОВЕДАНИЯ И ЭТНОГЕНЕЗЫ

Условимся о терминах.

Говоря о роли церкви в этнической истории, необходимо отметить три ее
ипостаси: религиозную, социальную и ментальную. В аспекте религии церковь -
хранительница догматов, место теологических прений и носительница традиции.
Эта специфическая область является достоянием очень немногих мыслителей,
эрудированных философов и людей, одержимых жаждой истины. Таких всегда
немного, и роль их в истории непостоянна: в периоды высокой пассионарности
они находят себе учеников и соперников, в фазе инерционной они одиноки, а
при обскурации гибель их становится чрезвычайно вероятной.

В социальном аспекте место мечтателей занимают прелаты и ересиархи. Они
руководят общинами уже обращенных, следят за порядком отправления культа и
устанавливают отношения со светскими правителями, иногда присваивая себе их
прерогативы. Так, светскими государями стали римский епископ - папа и
наместник пророка - халиф; светские правители назывались иначе: король или
султан. Обладая фактической властью и силой, светские государи считались с
прелатами. Таким образом, средневековая церковь занимала определенное место
в феодальной иерархии, что позволяло ей привлечь мыслителей и мечтателей,
авторитет коих был таков, что с ним приходилось считаться даже королям,
вынужденным давать деньги на школы и университеты, а не только на соборы,
мечети и пагоды. Социальная ипостась обеспечивала устойчивость религиозного
сознания, сохраняя Учение в книгах и картинах или, точнее, в библиотеках и
музеях, без которых культура была бы недолговечна.

В эмоциональном аспекте каждая религия - форма определенного мироощущения.
Ведь кроме ума и тела есть чувство, то самое, которое создает положительную
или отрицательную комплиментарность. Подавляющее большинство искренне
верующих не умеют разобраться в догматических спорах и руководить политикой

Страницы: «« « 676   677   678   679   680   681   682   683   684  685   686   687   688   689   690   691   692   693   694  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды