Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 680   681   682   683   684   685   686   687   688  689   690   691   692   693   694   695   696   697   698  » »»

пользу Твери. На следующий, 1305 г. Максим скончался, и вопрос о его
преемнике приобрел небывалую остроту.

Союз "трона и алтаря" (греческая модель) показался князю Михаилу столь
соблазнительным, что он выдвинул кандидатом в митрополиты своего
приближенного - игумена Геронтия. В ответ на это волынский князь Юрий
Львович послал в Константинополь игумена Ратского монастыря Петра, чтобы
хоть как-нибудь компенсировать утрату Галицким княжеством церковной власти.
Патриарх Афанасий и кесарь Андроник, не желавшие раскола русской церкви,
поставили в митрополиты Петра. Если бы не это решение, то волынский князь,
женатый на полячке, легко мог перейти на сторону папы и оторвать от
православия Галицию и Волынь. Но великий князь Михаил меньше всего думал о
далеких Карпатах, ибо Русская земля вообще перестала быть целостностью.

Митрополит Петр был скромен в быту, весьма добросовестен в несении
обязанностей и принципиален в вопросах веры, проповеди его были доходчивы.
Он не был властолюбив, алчность и сластолюбие также не были ему свойственны
(любимым его занятием была живопись - в свободное время он писал иконы).

Поэтому понятно, что он не оправдал надежд политических деятелей, которые
хотели его использовать. Им были недовольны и Михаил Тверской, и Юрий
Волынский, и даже патриарх Афанасий, которому русский митрополит показался
чересчур независимым. А коль скоро так, то доносам на Петра был дан ход.

Доносы были самые обычные: бессребреника и аскета обвиняли в грехе симонии,
торговле церковными должностями. Надо полагать, что сами доносчики, будь у
них возможность, постарались бы обогатиться, а что есть люди иного
психического настроя, они просто не представляли. Успех интриги казался им
несомненным.

И вот тут-то произошло неожиданное: в дело вмешался народ, потребовавший
созвать собор для разбора обвинений, предъявленных митрополиту. Великий
князь был вынужден согласиться с общественным мнением, хотя сам относился к
митрополиту враждебно. Но народ теперь был не тот, что раньше. Внуки и
правнуки крещеных татарок, а также их товарищи по детским играм, охотам и
полевым работам усвоили азиатскую ментальность - способ восприятия и оценки
своей идеологии. Религия касалась их так же, как и епископов, ведь это было
дело их совести, голос которой тем громче, чем выше пассионарность
этнической системы. Вот по поведению русских людей Владимирского княжества
в 1311 г. можно увидеть различие с тем, что было стереотипом 100 лет назад.

В Переяславле-Залесском был открыт собор, на котором тверской епископ
Андрей и ростовский епископ Симеон выступили с обвинениями в адрес
митрополита Петра. Вопреки канону на собор явились игумены, монахи,
священники и даже светские лица. Последние проявили наибольшую активность.
Пререкания были бурными и кончились полным оправданием Петра. Обвинители
потеряли свои кафедрынего роковым, ибо через год, в 1312 г., умер его покровитель - хан Тохта, а
царевич Узбек, фанатичный мусульманин, захватил престол Орды. Михаил
Ярославич оказался в немилости, а его соперник, Юрий Данилович Московский,
женившийся на сестре Узбека - Кончаке (в крещении Агафье), стал близким
другом хана.

Именно этот брачный союз обеспечил Москве победу над более сильной Тверью.
В одном из сражений, в котором Михаил победил Юрия, Кончака - Агафья попала
в плен к тверичам и по неизвестной причине умерла. Конечно, тут же был
пущен слух об отравлении ханской сестры, вряд ли соответствовавший
действительности, и} губительный для тверского князя, а как оказалось
потом, и для всего Тверского княжества.

Отвлечемся на минуту и поставим вопрос: может ли случайная смерть одной
женщины изменить ход исторических событий? Ответить на этот вопрос нельзя,
потому что он поставлен некорректно. Любое событие, т.е. разрыв одной из
системных связей, может либо пройти незамеченным, если система имеет
достаточную инерцию саморазвития, либо сказаться на характере
причинно-следственных связей, если две-три системы находятся в неустойчивом
равновесии. Здесь наблюдается второй вариант. В Орде порядок был потрясен
сменой государственной религии, а тем самым неизбежными изменениями как в
стане союзников, так и среди врагов режима. Узбека, ставшего из степного
хана мусульманским султаном, начали активно поддерживать купцы и горожане
Среднего Поволжья, а степняки Белой орды оказывали ему сопротивление,
закончившееся с гибелью хана Ильбасмыша, после чего имена ханов становятся
мусульманскими. А поскольку религиозная реформа не распространялась на
Русь, то сохранить контакт Орды и Руси оказалось возможным. Узбек выдал
митрополиту Петру ярлык с подтверждением иммунитета и привилегий церкви, а
поскольку Петр, обиженный Михаилом Тверским, зачастил в Москву, то личная
горечь от гибели сестры и политический расчет объединились. Выиграл от
этого Юрий Московский.

Юрий чистоплотностью в политике не отличался. В 1318 г. по его доносу был
казнен в Орде Михаил Ярославич. Сын Михаила, Дмитрий Грозные Очи, зарубил
доносчика и поплатился за это головой. После этого в Твери усилились
антитатарские настроения, выливщиеся в погром ордынского посольства, за что
Тверь была разрушена... но не татарами, а москвичами.

За это время литовский князь Гедимин (1316-1341) подчинил Полоцк, Туров,
Пинск и Витебск, а Киев сделал зависимым владением. Литва стала
противовесом Орде, а Тверь с 1327 г. стала ориентироваться на Литву. Так
создались две коалиции: московско-татарская и литовско-тверскаяОрда неуклонно слабела, Литовское княжество усиливалось. Преемник Гедимина,
Ольгерд, захватил Северскую Русь, Новгород-Северский, Киев и поддерживал
Тверь против Москвы. Даже в Новгороде сложилась пролитовская партия.
Казалось, что Гедиминовичи, заменив Рюриковичей, возродят Древнюю Русь. Для
этого им надо было только взять Москву, ибо суздальские и рязанские князья
не имели ни силы, ни желания бороться с победоносными литовцами, а в Орде с
1359 г. началась "великая замятня" - смута, парализовавшая все силы этого
химерного государства. Но так не получилось. Почему?

174. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ


Страницы: «« « 680   681   682   683   684   685   686   687   688  689   690   691   692   693   694   695   696   697   698  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды