Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Хайек Фридрих Август - Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 72
Размер файла: 493 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

существованием какой-то конкретной, регулируемой правилами форме поведения,
подтвердившей свою действенность, то оно попросту не может предпочесть другую
форму поведения исключительно из-за кажущейся привлекательности ее
непосредственно видимых результатов. Спор о рыночном порядке и социализме есть
спор о выживании -- ни больше, ни меньше. Следование социалистической морали
привело бы к уничтожению большей части современного человечества и обнищанию
основной массы оставшегося.
Все это ставит нас перед важным вопросом, в который я хочу внести ясность с
самого начала. Выступая против высокомерия разума, свойственного социалистам,
я ни в коей мере не возражаю против разума, применяемого должным образом,
"Разум, применяемый должным образом", понимается мною как разум, учитывающий
свою собственную ограниченность, умеющий и себя подчинять законам разума и
вынесший необходимые уроки из установленного экономистами и биологами
поразительного факта, суть которого состоит в том, что порядок, возникающий
независимо от чьего бы то ни было замысла, может намного превосходить
сознательно вырабатываемые людьми планы. В конце концов, не могу же я нападать
на разум в книге, доказывающей фактическую и даже логическую несостоятельность
социализма! Не оспариваю я и того, что разум, пусть осторожно и постепенно,
может быть обращен на изучение, критику и обоснование отказа от традиционных
институтов и нравственных принципов. Эта книга, как и ряд более ранних моих
работ, направлена против привычных понятий о разуме, которыми руководствуется
социализм: понятий, воплощающих, как я убежден, наивную и некритичную
рационалистическую теорию, устаревшую и ненаучную методологию, которую в
другой своей работе я определил как "конструктивистский рационализм" (1973).
Словом, я не отказываю разуму в способности совершенствовать нормы и институты
и даже не настаиваю на том, что он неспособен переориентировать всю нашу
систему морали в направлении, обычно представляемом сейчас как "социальная
справедливость". Мы можем пойти таким путем, однако это чревато испытаниями
для каждого отдельного звена системы моральных норм. Если же перестроенная
таким образом система морали претендует на способность совершить то, чего она
совершить попросту не в состоянии (ей не под силу справляться с задачами
генерирования новых знаний и упорядочения человеческой деятельности из-за ее
собственных правил и норм), тогда сама эта несостоятельность представляет
собой решающий рациональный аргумент против подобной системы морали. Осознать
эти выводы очень важно, поскольку представление, что в конечном счете весь
спор сводится к спору о ценностях, а не о фактах, не позволило
профессиональным исследователям рыночной системы достаточно убедительно
доказать, что социализм просто-напросто не может выполнить свои обещания.
Не следует выводить из моих рассуждений и того, что я не признаю некоторых
ценностей, широко проповедуемых социалистами. Однако я не считаю, что
получившее широкое хождение понятие "социальной справедливости" описывает
какое-то возможное положение дел или хотя бы вообще имеет смысл, и надеюсь
доказать это ниже. Не считаю я также (в отличие от некоторых глашатаев этики
гедонизма), что можно принимать решения нравственного характера исходя из
одних только соображений наибольшего ожидаемого удовольствия.
Отправной точкой моего исследования вполне могло бы служить проницательное
замечание Давида Юма о том, что "правила морали... не являются заключениями
нашего разума" (Treatise, 1739/1886: II: 235. <Юм: 1965; I, 604>). [Здесь и
далее в угловых скобках приводятся ссылки на имеющиеся в русских переводах
работы, цитируемые Ф. Хайеком (см. также библиографию в конце книги). - Прим.
науч. ред.] Замечание Юма будет играть главную роль в этой книге, потому что в
нем сформулирован основной вопрос, ответ на который я пытаюсь дать в этой
своей работе, а именно: как возникает наша мораль и какое воздействие на
экономическую и политическую жизнь оказывает сам способ, каким она обретает
существование?
Утверждение, что мы вынуждены сохранять капитализм, поскольку он обладает
наивысшей способностью использовать рассеянное знание, порождает вопрос: каким
образом мы получили этот незаменимый экономический порядок? -- особенно в
свете моего заявления, что против норм морали и институтов, потребных
капитализму, восстают мощные инстинктивные и рационалистические побуждения.
В первых трех главах я попытался (в общих чертах) дать ответ на этот вопрос,
исходя из истины, давно и прочно усвоенной экономистами. Суть ее в том, что
наши ценности и институты не просто определяются какими-то прошлыми событиями,
но формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации
некоей структуры или модели. Это имеет силу не только для экономической науки;
принцип этот гораздо шире -- в частности, на нем строится вся современная
биология. Он был первенцем в растущем семействе теорий, представляющих
формирование сложноорганизованных структур как процесс, в котором
задействовано такое количество различных факторов (обусловливающих конкретные
его проявления), что исчерпывающее описание этого процесса оказывается
непосильной для нас задачей. Приступая к работе в этой области, я считал себя
чуть ли не единственным исследователем эволюционного развития подобных
высокоорганизованных, сложных, самовоспроизводящихся структур. Но вскоре
исследования проблем такого рода под различными названиями: модели
самопорождения, кибернетика, гомеостаз, спонтанный порядок, самоорганизация,
синергетика, теория систем и т. п. -- сделались столь многочисленными, что я
смог подробно ознакомиться только с некоторыми из них. Таким образом, эта
книга станет ручейком в ширящемся потоке, который явно превращается в
последовательную разработку эволюционной (но, разумеется, не просто
неодарвинистской) этики. Значительно отличаясь от уже далеко продвинувшейся в
своем развитии эволюционной эпистемологии, эволюционная этика, тем не менее,
идет, дополняя ее, тем же путем.
Хотя из только что сказанного следует, что в моей книге поставлены некоторые
трудные научные и философские вопросы, ее главная задача все же состоит в том,
чтобы показать, что социализм -- одно из наиболее влиятельных политических
движений нашего времени -- основывается на явно ложных посылках. Пускай он
вдохновляется благородными намерениями, пусть во главе его стоят некоторые из
лучших умов нашего времени -- из-за него оказывается под угрозой уровень
жизни, да и сама жизнь значительной части современного человечества.
Подтверждение этому содержится в 4--6-й главах, где я рассматриваю и отвергаю
социалистический вызов, направленный против того понимания путей развития и
сохранения нашей цивилизации, которое излагается в первых трех главах. В 7-й
главе я обращаюсь к проблеме языка; моя цель -- показать, насколько он
искажается под влиянием социалистической фразеологии и сколь осмотрительны
должны мы быть, чтобы не соблазниться ею и не начать невольно мыслить
по-социалистически. В 8-й главе я разбираю возражение, которое могут выдвинуть
не только социалисты, но также и сторонники других течений: что
демографический взрыв подрывает мою аргументацию. Наконец, в 9-й главе я делаю
несколько кратких замечаний о роли религии в развитии наших нравственных
традиций.

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Хайек Фридрих Август, Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма