Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ирвинг Вашингтон - История Нью-Йорка

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 136
Размер файла: 956 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

добродушный профессор любезно взял на себя посредничество между  враждующими
сторонами и добился примирения.
   Обнаружив, что природа не желает приспосабливаться к теории,  он  мудро
решил  приспособить   теорию   к   природе:   итак,   он   разъяснил   своим
братьям-философам, что описанные выше враждебные друг другу  силы  перестали
угрожать движению  Земли  вокруг  Солнца,  как  только  это  вращение  стало
постоянным  и  независимым  от  причин,  которым  оно  было  обязано   своим
возникновением. Короче говоря, по его словам, госпожа  Земля  однажды  вбила
себе в голову, что  она  должна  кружиться,  как  своенравная  юная  леди  в
верхнеголландском вальсе, и теперь сам дьявол не сможет остановить ее.  Весь
совет профессоров Лейденского университета присоединился к этому мнению; они
были искренне рады любому объяснению, которое благопристойно вывело бы их из
затруднительного положения, и немедленно  постановили  наказывать  изгнанием
всякого, кто дерзнет усомниться в его  правильности.  Философы  всех  других
народов беспрекословно согласились, и с тех  памятных  времен  земному  шару
предоставили двигаться собственным путем и вращаться вокруг  Солнца  по  той
орбите, какую он считает для себя приемлемой.

ГЛАВА II

   Космогония,  или  сотворение  мира.  С  многочисленными   превосходными
теориями, из которых следует, что сотворение  мира  было  не  таким  трудным
делом, как воображает простой народ.

   После того, как я вкратце познакомил читателя с нашей Землей и дал  ему
некоторое  представление  о  ее  форме   и   положении,   он,   естественно,
полюбопытствует,  откуда  она  взялась  и  каким  образом  была   сотворена.
Действительно, выяснить это совершенно необходимо, так как, если бы наш  мир
не был создан, то более,  чем  вероятно,  -  я  осмелюсь  даже  назвать  это
непреложной истиной или, по крайней мере, постулатом, - что и  прославленный
остров, на котором расположен город Нью-Йорк,  никогда  бы  не  существовал.
Последовательность в изложении моего исторического  труда  требует  поэтому,
чтобы я приступил к вопросам космогонии или образования нашей Земли.
   Теперь я честно предупреждаю моих читателей, что  на  одну,  две  главы
заберусь в такой запутанный лабиринт, который поставил  бы  в  тупик  любого
историка. Поэтому я советую им крепко держаться за мои фалды и следовать  за
мной по пятам, не отклоняясь ни вправо, ни влево, не то они увязнут в болоте
невразумительных теорий или попадут под град трудных греческих имен, которые
обрушатся на них со всех сторон и вышибут ум. Если,  однако,  кто-нибудь  из
читателей окажется слишком ленивым или малодушным, чтобы сопровождать меня в
этом опасном предприятии, то пусть он лучше выберет кратчайший путь  и  ждет
меня в начале какой-нибудь более спокойной главы.
   О сотворении мира  существует  тысяча  противоречивых  мнений;  и  хотя
божественное откровение объясняет нам все весьма  удовлетворительно,  однако
каждый философ считает делом своей чести снабдить  нас  лучшим  объяснением.
Как  беспристрастный  историк,  я  чувствую  себя  обязанным   упомянуть   о
нескольких теориях,  необычайно  способствовавших  назиданию  и  просвещению
человечества.
   Итак, некоторые из древних мудрецов придерживались мнения, что Земля  и
вся Вселенная сами были божеством {[Аристотель у Цицерона, кн. I, гл. 3].} -  теория,  самым  усердным  образом
поддерживаемая Зенофаном {1} и всей элейской школой, а также Стратоном {2} и
сектой перипатетиков или бродячих философов. Пифагор {3},  в  свою  очередь,
внедрял знаменитую  числовую  систему  монад,  диад  и  триад  и  с  помощью
придуманных им  связанных  кватернионов  объяснял  образование  мира,  тайны
природы и принципы как музыки, так и  нравственности  {lib. I, с. 5. [Аристотель. Метафизика, кн. I, гл. 5] Idem de Coelo, I. 3, с.
I. [Он же. О небе, кн. 3, гл. I]. Rоussеаu. Mem sur musique ancien., p.  39.
[Руссо {4}. О древней музыке, стр. 39]. Plutarch, de plac. Philos., lib.  I,
cap. 3 et alii. [Плутарх. О мнениях философов, кн. I,  гл.  3  и  другие].}.
Другие  мудрецы  были  приверженцами  математической  системы  квадратов   и
треугольников, кубов, пирамид и шаров, тетраэдров, октаэдров,  икосаэдров  и
додекаэдров {Платона, т. 3, стр. 90].}. Третьи были сторонниками великой  теории  стихий,
которая объясняет строение нашей  Земли  и  всего,  что  на  ней  находится,
комбинациями четырех материальных  стихий:  воздуха,  земли,  огня  и  воды,
действующих с помощью пятого, духовного и живительного начала. Под ним,  как
я полагаю, авторы ученых теорий имеют в виду живительный дух, содержащийся в
джине, бренди и других крепких напитках и оказывающий такое  чудодейственное
влияние не только  на  обычные  явления  природы,  но  и  на  творческий  ум
некоторых философов.
   Не могу также не упомянуть о  великой  атомистической  теории,  которую
проповедовал старый Мосх {5} еще до осады Трои, возродил смехотворной памяти
Демокрит, улучшил Эпикур, предводитель славных ребят, и обновил мечтательный
Декарт. Однако я отказываюсь заниматься выяснением того, являются ли  атомы,
из  которых,  как  говорят,  состоит  Земля,  вечными  или   они   недавнего
происхождения,  одушевленные  они  или  неодушевленные,  случайно   ли   они
соединились, соответственно мнению атеистов, или же, как утверждают  теисты,
были приведены в должный порядок высшим разумом {I. 2, cap. 6. [Аристотель. Чтения по естественной истории, кн.  2,  гл.  6].
Aristoph. Metaph. lib. I, cap. 3. [Аристофан. Метафизика {7}, кн. I, гл. 3].
Сiс. de Nat. deor., lib. I. cap. 10. [Цицерон. О природе богов, кн.  I,  гл.
10]. Justin Mart. orat. ad  gent.,  p.  20.  [Юстин  Мученик  {8}.  Слово  к
язычникам, стр. 20].}. Я не  хочу  вдаваться  и  в  то,  представляет  ли  в
действительности Земля  бесчувственную  глыбу  или  она  обладает  душой  {Mosheim in Сudw., lib. I, cap. 4. [Мосхейм у Кадуорта {11}, кн. I,  гл.  4].
Tim. de anim. round, ap Plat. lib. 3. [Тимей. О мировой душе у Платона,  кн.
3]. Mem. de l'acad. des Belles Lettr. t.  32,  p.  19.  et  alii.  ["Записки
Академии Изящных Искусств", т. 32, стр. 19,  и  другие].};  какового  мнения
упорно придерживается множество философов, во главе  с  великим  Платоном  -
аскетическим мудрецом,  обдавшим  холодной  водой  философии  обряд  половых
сношений и  проповедовавшим  учение  о  платонической  любви  или  искусстве
ухаживать за женщиной, не делая ей детей. Чрезвычайно утонченное общение, но
значительно более подходящее для идеальных жителей его воображаемого острова
Атлантиды, нежели для крепкого народа, созданного из бунтующей плоти и крови
и населяющего тот, отнюдь не фантастический островок, где мы живем.
   Кроме перечисленных выше систем, существуют также поэтическая  теогония
старого  Гесиода  {9},  объяснявшего  происхождение   всей   Вселенной   как
постоянный процесс рождения,  и  довольно  правдоподобное  мнение  некоторых
других, что Земля вылупилась из огромного яйца ночи, плававшего  в  хаосе  и

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ирвинг Вашингтон, История Нью-Йорка