Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ирвинг Вашингтон - История Нью-Йорка

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 136
Размер файла: 956 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

сквернословить, играть в азартные игры,  ссориться,  перерезать  друг  другу
горло, - короче говоря, преуспели во всем, чему первоначально  были  обязаны
своим  превосходством  их  христианские  гости.  Индейцы  обнаружили   такие
изумительные способности к приобретению этих достоинств, что  по  прошествии
столетия, если бы им удалось так долго выдержать  непреодолимые  последствия
цивилизации,  они,  несомненно,  сравнялись  бы  в  знаниях,   утонченности,
мошенничестве  и  распутстве  с  самыми  просвещенными,  цивилизованными   и
правоверными народами Европы.
   Какое еще более  веское  основание  на  право  владения  страной  могли
выдвинуть европейские поселенцы? Разве все племена невежественных дикарей не
получили представления о тысяче  настоятельных  потребностей  и  необходимых
жизненных благ, о которых они прежде ровно ничего не  знали?  Разве  на  них
поистине не охотились  и  не  выкуривали  их  из  логовищ  и  тайных  убежищ
невежества и неверия и буквально не гнали плетьми на праведный путь? Разве у
них милостиво  не  отняли  преходящие  ценности,  бесполезные  побрякушки  и
грязные земные барыши, которыми были слишком заняты их суетные и себялюбивые
мысли; и разве их не научили  взамен  обращать  свою  любовь  к  небесам?  И
наконец, пользуясь словами из письма  одного  почтенного  испанского  монаха
настоятелю его монастыря в Испании: "Ни у кого нет оснований утверждать, что
эти свирепые язычники хоть сколько-нибудь существенным образом  вознаградили
своих  благодетелей,  уступив  им  незначительный  клочок  жалкой  подлунной
планеты в обмен на славное наследие в царствии небесном!".
   Итак, вот они, три полноценных  и  бесспорных  источника  возникновения
права, каждого из которых было бы более, чем  достаточно,  для  установления
права собственности во  вновь  открытых  областях  Америки.  И  в  некоторых
уголках   этой   чудесной   части   света   случилось    следующее:    права
первооткрывателей  утверждались  столь   рьяно,   новшества,   связанные   с
возделыванием  земли,  вводились   столь   старательно,   спасению   душ   и
распространению цивилизации предавались с таким рвением,  что  в  результате
сопутствующих войн, карательных экспедиций, притеснений, болезней  и  других
мелких зол, часто идущих по пятам за великими благами, дикие аборигены  были
так или иначе  совершенно  уничтожены.  И  это  сразу  же  приводит  меня  к
четвертому источнику права, которое стоит  всех  остальных,  вместе  взятых.
Коль скоро первоначальные претенденты на землю все умерли и похоронены и  не
осталось никого, кто мог  бы  унаследовать  ее  или  притязать  на  нее,  то
испанцы,  как  следующие  насельники,  непосредственно  сменившие   прежних,
вступили во владение на  столь  же  бесспорном  основании,  на  каком  палач
наследует одежду преступника (и так как на их  стороне  Блэкстон  {Com. В. II, с. I. [Блэкстон {15}. Комментарии, т.  II,  гл.  I].}  и  прочие
ученые толкователи законов, то они могут не обращать внимания на все иски  о
выселении), и это последнее право может быть названо ПРАВОМ ИСТРЕБЛЕНИЯ или,
иначе говоря, ПРАВОМ ПОРОХА.
   Но чтобы не оставалось ни малейших сомнений по  этому  поводу  и  чтобы
вопрос о праве собственности был решен на вечные времена,  его  святейшество
папа Александр VI издал одну из тех  знаменитых  булл  {16},  пред  которыми
отступают здравый смысл и любые доводы; в ней он великодушно пожаловал вновь
открытую часть света испанцам и португальцам; они же, имея таким образом  на
своей стороне и закон, и слово божие, объятые великим духовным  рвением,  не
проявляли  в  отношении  диких  язычников  ни  милости,  ни   любви,   а   с
удесятеренным   неистовством   продолжали   дело   открытия,    колонизации,
цивилизации и истребления.
   Стало быть, почтенные европейцы, первыми открывшие  Америку,  приобрели
бесспорное право собственности на страну; право  не  только  на  страну,  но
также и на вечную благодарность язычников-дикарей за то, что они забрались в
такую даль, подвергались стольким  опасностям  на  море  и  на  суше  и  так
неустанно трудились - и все это  лишь  ради  того,  чтобы  улучшить  условия
жалкого, нецивилизованного, языческого существования аборигенов,  познакомив
их с жизненными благами, вроде джина, рома, бренди и оспы, и,  распространив
среди них свет религии,  поскорей  отправить  их  в  мир  иной  наслаждаться
воздаянием за земные страдания!
   Но так как  мы,  себялюбивые  смертные,  особенно  хорошо  воспринимаем
доводы только тогда, когда они находят отклик в наших сердцах, и так  как  я
крайне озабочен тем, чтобы навсегда покончить с этим вопросом, то я  приведу
сходный пример,  который  должен  глубочайшим  образом  заинтересовать  моих
читателей.
   Итак, предположим, что жители Луны,  благодаря  изумительному  развитию
науки и глубокому проникновению в ту неисповедимую  лунную  философию,  одно
только мерцание которой  в  недавние  годы  ослепило  слабые  глаза  {17}  и
взбаламутило поверхностные умы  добрых  граждан  нашей  Земли,  предположим,
говорю я, что жители Луны с помощью этих средств достигли такой  власти  над
_силами    природы_    и    таких    завидных    успехов    в    способности
_совершенствоваться_,  что  овладели  стихиями  и  плавают  по  безграничным
просторам вселенной. Предположим, что во время  воздушного  путешествия  для
открытий среди звезд странствующая ватага этих  парящих  в  высях  философов
случайно опустилась на нашу отсталую планету.
   Здесь я попрошу моих читателей воздержаться от неуместной улыбки, в чем
так  часто  бывают  повинны  легкомысленные  люди,   когда   им   приходится
сталкиваться с серьезными философскими  размышлениями.  Я  сейчас  вовсе  не
склонен шутить; и предположение, которое я делаю, не так нелепо, как  многие
могут подумать. Для меня это уже давно важный и тревожный вопрос,  и  много,
много раз среди тягостных забот и раздумий о благе и сохранности моей родной
планеты  лежал  я  целыми  ночами  без  сна,  обсуждая  сам  с  собой,   что
представляется более вероятным: мы ли первыми откроем и цивилизуем Луну  или
же Луна откроет и цивилизует нашу Землю. Должен заметить,  что  такое  чудо,
как плавание в воздухе и путешествие среди звезд, было бы для нас ничуть  не
более удивительным и непостижимым,  чем  для  простых  дикарей  таинственное
могущество европейцев, прибывающих по водной стихии на  плавучих  крепостях.
Мы уже открыли способ каботажного плавания вдоль атмосферных  берегов  нашей
планеты с помощью воздушных шаров, подобно тому, как  дикари  некогда  нашли
способ передвигаться в своих челноках  вдоль  морских  берегов;  и  различие
между изобретенным  нами  шаром  и  воздушным  кораблем  философов  с  Луны,
вероятно, не больше, чем  различие  между  челноком  дикарей,  сделанным  из
древесной коры, и могучим кораблем тех,  кто  их  открыл.  Я  мог  бы  здесь
продолжить до бесконечности цепь весьма интересных, серьезных и  бесполезных
размышлений;  но  так  как  они  не   имеют   существенного   значения   для
рассматриваемого  мною  вопроса,  я  предоставляю  их  моему  читателю  -  в
особенности,  буде  он  философ  -  как  материал,   достойный   тщательного
обсуждения.
   Итак,  вернемся  к  моему  предположению,  что  воздушные   посетители,
упомянутые мною, обладают неизмеримо большими знаниями, нежели  мы;  я  хочу

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ирвинг Вашингтон, История Нью-Йорка