Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 492
Размер файла: 3212 Кб
Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»

защитники,  грозно  ощетинив хребты,  уставились на  чужих.  За  псами  из
темных,   как  жерло  очага,   сеней  выставились  руки,   державшие  туго
напруженный лук. Потом показался и лучник, готовый спустить тетиву. Увидев
людей,  человек ослабил тетиву и  ловко подхватил тяжелую стрелу.  Одет он
был  в  узкую  рубаху из  выделанной кожи,  шитую хазарским покроем,  и  в
хазарские штаны.  Шагая  босыми ногами по  шишкам застылой земли,  как  по
ровному полу, хозяин подошел к ограде.
     - Здравствуй,  князь,  -  назвал он Всеслава не принадлежащим воеводе
титулом.  -  Обознался я,  будто зверь подошел.  Они,  -  пошутил человек,
кивнув на псов,  -  на тебя голос дали,  как на медведя. То к добру. Удача
тебе будет.
     Прискучив теснотой градской жизни  под  началом  князь-старшин,  иной
россич, илвич, канич уходил на вольную жизнь. Трещину стала давать крепкая
жизнь в крепких родах.  Земель хватало.  Забрав своих, выходец устраивался
на  свободном угодье.  В  отличие  от  изгнанников за  преступление закона
добровольно покидавшие  род  назывались извергами  от  родовичей.  Извергу
приходится только на себя рассчитывать, слабому легче за род держаться. Из
сильных  был  и  Неугода,  у  дома  которого  остановился Всеслав.  Умелый
добытчик руды  из  болот  и  знатный  кузнец,  Неугода доводился родовичем
воеводе. Из рода он ушел весен пятнадцать тому назад, по ссоре с Горобоем.
     - Готово ли? - спросил воевода мастера.
     - У  меня готово всегда,  -  ответил Неугода.  -  Сейчас возьмешь или
пришлешь?
     Неугода  по  сравнению  с  другими  росскими  умельцами отлично  умел
выделывать  жесткое  уклад-железо.   Полагаясь  на  искусство  слобожан  в
стрельбе,  Всеслав  копил  и  копил  стрелы.  Лучшими  насадками считались
изготовленные  Неугодой.  За  работу  слобода  расплачивалась по  условию.
Давались крупы,  зерно, которое воевода отрывал из получаемых на кормление
слобожан.  Взяв на  побитых хазарах много мягкой рухляди,  Всеслав снабдил
Неугоду одеждой.
     Изверги держались слободы. Теснимый каким-либо князем, изверг решался
просить заступы у  воеводы.  Как  и  родовичи,  изверги посылали сыновей в
слободу. Всеслав принимал.
     - Погостить едешь? К богам да старшим собрался? - спросил Неугода.
     Всеслав кивнул.  Изверг положил на  колено всадника черную от  угля и
железа не руку - лапу медвежью и, глядя снизу, сказал:
     - Меч  ты  наточил,  стрелы наострил.  Чего ж  тебе!  Перун за  тебя.
Дерзай, князь!


     Одолев  последнюю несчитанную засеку,  всадники выбрались на  круглую
поляну.   Деревья  обрамляли  место  ровной  стеной,  сразу  обличая  руку
человека.  Поперечник поляны был шагов в триста. Травы здесь росли сильно,
как в местах, где не косят и не пасут скот.
     На  западном  краю  поляны  поднимался  холм,   круто  и  полумесяцем
срезанный с восточной своей стороны,  открытой к поляне. К срезу холма был
пристроен  неширокий  навес,  опиравшийся спереди  на  бревенчатые столбы.
Дерновая кровля,  продолжая темя холма,  срослась с ним, и засохшие стебли
трав свешивались с нее,  как мертвые волосы. Внутри стояли низкие скамьи и
были  устроены  очаги.  Кое-где  лежали  небольшие  поленницы сухих  дров,
заготовленных с осени последними посетителями погоста.
     Этот особенный дом,  без передней стены,  узкий и длинный, изогнутый,
как  бы  ушедший под холм,  годился людям только как временный приют,  ибо
люди здесь не  хозяева,  а  лишь гости.  Потому-то и  назывались священные
места  славян,  устроенные у  всех  племен по  одному образцу,  погостами.
Хозяева же и владыки здесь -  боги,  общие всем людям славянского языка на
Роси и к северу от нее, по всему Днепру.
     Повелители славянской небесной тверди  стояли  полукружием,  спиной к
холму и  лицом на  восток.  Они не хотят тесноты,  им не нужны крыши,  они
любят вольный воздух.  В  середине -  Сварог-Дажбог высотой в  три сажени,
рядом с ним - Хорс. По правой их руке - семь навьих - пращуров славянских,
по левой -  семь женщин -  прабабок. То радуницы-роданицы, боги-души виды,
лесов, легкого воздуха.
     Все боги глядят на восход солнца,  и  все они добрые,  злых среди них
нет и не бывало. Не только глазами - россич видит каждый образ своих богов
внутренним оком. Боги россичей добры и дивно-прекрасны. Мастера, творившие
видимый  облик  богов,  умели  найти  тайну  красоты,  свойственную  одним
россичам.


     Слобожане спешились,  каждый  поклонился богам,  как  кланялся  отцу,
матери, князю, - низко-низко, доставая пальцами правой руки матушку-землю,
которая знает правду человеческого сердца.
     Из  уважения к  погосту воины  тихим  шагом  провели коней  краем,  к
нижнему концу навеса,  где  была коновязь.  Конь -  чист,  его  гощенье на
погосте вместе с людьми не противно богам.
     Зимами россичи навещали погост лишь по особым,  как сегодня, случаям.
Зимний солнцеворот праздновался каждым родом отдельно в своем граде.  Бури
намели  снег,  который,  подбившись в  затишные  места,  лежал  зернистыми
полосами там,  куда не доставало солнце.  В черных,  голых вершинах буков,
вязов и лип свистел ветер и, завихряясь на поляне, гнул высокие былья.
     Всеславу боги были немыми,  но  внимательными друзьями.  Он знал:  ни
Сварог,  ни Хорс, ни навьи не могли сказать ему слова, не могли сдвинуться
с места.  Да и не нужно это было.  Обитатели погоста зримо обозначали душу
славянского языка.  Они, говоря с совестью росского воеводы, связывали его
душу с  его  делом и  были ему нужны,  как впоследствии знамя стало нужным
бойцу.
     Не  мешая задумавшемуся воеводе,  его  провожатые устроили в  ближнем
очаге костерок,  вырубили огня. Дым, помедлив, метнулся вправо, влево, как
человек,  не знающий выхода. Потом потянул под кровлю, заструился наружу и
вверх, срываемый ветром с края дерновой крыши.
     Пахнуло родным запахом дома.  Очаг с его запахом, с теплом, с верхом,
черным от копоти, был священен для россича, в нем совершалась добрая тайна
огня. Когда очаг накалится, а внизу накопятся пылкие уголья, хорошо жарить
вкусное мясо.  Любо  слышать ворчанье котла  с  варевом.  Лепешки и  хлебы
испечет умелая рука в золе. А потом под пеплом дремлющий огонь будет ждать
всю долгую ночь,  пока на рассвете его не растормошит дыхание меха в руках
хозяйки.
     Ратибор лег  перед  очагом.  Хорошо лежать перед огненным челом печи,
любуясь  изменчиво-дивным   трепетаньем  огней.   Скоро   голова  Ратибора

Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов В.Д., Русь Изначальная 1-3