Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 492
Размер файла: 3212 Кб
Страницы: «« « 407   408   409   410   411   412   413   414   415  416   417   418   419   420   421   422   423   424   425  » »»

разорваны,  могилы отцов  распаханы либо  просто затоптаны,  имена предков
забыты либо оплеваны,  воспоминанья осмеяны,  огажены, стерты. Связей нет,
счет родства прекращен. Одиночество. Каждый сам за себя: нива дьявола.
     Когда  жгут,  убивают,  пожирают животных,  не  остается ничего.  Род
человеческий  -  особенный  род.  Когда  жгут,  убивают,  пожирают  людей,
превратив их  в  орудия,  в  животных,  в  удобрение почвы,  нечто  всегда
остается.   Осадок.  Сплав.  Стылая  лава  бедствий.  Дьявол  приходит  ее
растопить.   Или  совсем  заморозить,   что  равносильно  кипенью.  Только
посредственность поистине смертна,  ибо в  ней не нуждаются ни дьявол,  ни
бог.


     В  Переяславле,  в верхней светлице -  хранилище книг,  боярин Андрей
принимал гостя - своего князя-друга Владимира Мономаха.
     - Вот весть из Италии,  -  рассказывал Андрей.  - Там открылась новая
ересь,  достойная удивления. Появились люди, которые отвернулись от Христа
и тайно поклоняются демону.
     - Такое заблуждение нельзя назвать ни ересью,  ни схизмой, - возразил
Мономах.  -  Еретики признают Христа,  заповеди,  евангелия,  апостольские
послания.  Но они оспаривают каноны и установления вселенских соборов.  Не
болгарское ли богомильство проникло в Италию?
     - Нет,  -  возразил  Андрей,  -  богомилы  в  отчаянии сочли  видимый
чувствами  мир  твореньем демона,  согласившись между  собой  принимать за
божье  творенье только  духовный мир.  Но  самому  демону  они  отнюдь  не
поклоняются.  Те италийцы,  о  которых речь идет,  именно-то и поклоняются
демону, от Христа же они совсем отреклись.
     - Достоверно ли такое?  -  усомнился Мономах.  - Подобное мне видится
лишенным смысла вполне.  Бес  ничтожен,  смешон.  Может быть,  там  людей,
сохранивших    старую    эллинскую    веру,     вновь     начали    ругать
дьяволопоклонниками?  Такое папское темное злобствование возможно! Есть же
и  у нас на Руси люди,  которые по заблуждению никак не отстанут от старой
веры.  Наши духовные их  тоже пугают дьяволом.  Но  разве они  поклоняются
дьяволу!   Разве   мои   прадед   Святослав,   разве   предки  наши   были
дьяволослужители!
     Разогревшись, Мономах ударил по столу и встал, озираясь, как богатырь
на  бранном поле.  Будто  бы  сейчас явится кто-то,  осмелившийся очернить
былую Русь! Выждав, боярин Андрей продолжал:
     - Недавно вернулся Яромир  Редька.  Он  по  своим  делам  добрался до
Неаполя.    Тамошний    епископ    анафемствовал   дьяволопоклонников   по
торжественному чину. Яромир привез список епископского слова.
     Прочтя рукопись, Мономах с сомненьем сказал:
     - Смутно  все  -   имен  здесь  нет.  Кого  же  отлучали  от  церкви,
анафемствовали? Ветер? И стрелы свои неапольский епископ мечет в воздух, и
заблужденье, коль оно есть, жалости достойно.
     - Я давал читать список епископу нашему Ефрему,  - возразил Андрей. -
Преосвященный находит,  что оный дым не без огня веет: неапольский епископ
осведомлен был  от  духовников,  принимавших исповеди.  Не  имея  надежной
уверенности,  тот епископ не стал бы ни уличать обряды дьяволопоклонников,
ни анафемствовать. Имена не названы во избежание смертного греха нарушения
исповедной тайны.  И еще преосвященный Ефрем говорил мне,  что неапольский
епископ не стал бы делать на свой страх, без указа от папской курии.
     - Сами латиняне чрезмерно много твердят о дьяволе,  - с укором сказал
Мономах.  -  И  комариный укус так  расчесать можно,  что  прикинется злая
болячка...
     Князь опять вспыхнул:
     - Что до меня, то я, как все князья, как отцы наши, не допущу насилия
над заблуждающимся, не допущу гонений на иноверных. Христос мне свидетель,
он же милости просит,  а не жертвы! Волхва-изувера, явно приносящего людям
вред,  буду, как и было, наказывать, как разбойника за преступное дело, но
не за веру его!
     Сразу справившись с гневом,  как он умел,  Мономах сказал тихо, будто
бы не было волненья:
     - С Редькой сам еще побеседую и сам поблагодарю,  А из книг привез ли
он что?
     Друзья занялись делом, которое оба любили.





        Глава пятая. КРЕПЧЕ СТАНЬ В СТРЕМЯ


     По шерстке и кличка - средь других рек днепровского левобережья более
всех  вертка,  непоседлива река  Сула,  более всех  наделала она  извилин,
поворотов.  Не будь правый берег крут, Сула давно уже доюлила бы до Супоя.
Много ль тут!  Прямым путем,  по птичьей дорожке, ста верст не наберешь, а
время у Сулы не считано.
     Может быть,  правый берег Сулы оттого и крут,  что в него она бьется?
Или,  по-иному,  Сула,  как некоторые, ищет спора с сильным? Так ли, иначе
ли,  свой левый берег,  низменный,  Сула в  разливы захватывает на  многие
версты,  без спора заливая мутной водой его ровные глади, и стоит мирно. А
в правый бьет... Где ж мир-то?
     Коль взять шире,  то  у  всех рек,  текущих по Переяславльской земле,
есть общее: правый берег крут, левый - отлогий. Трубеж, Супой, Сула, Псел,
Ворскла, Орель смотрят на восток ступенями. С Руси гладко, со Степи круто.
Поэтому русские города-крепости,  за  малым исключеньем,  которое можно не
замечать, стоят на правых, крутых берегах.
     Верстах в  десяти вверх по Суле от сулинского притока Удая устроилась
крепость Кснятин.  Считается -  и  так записано в летописях,  -  что место
избрано  было  Владимиром  Святославичем,  постройку  крепости  заканчивал
Ярослав  Владимирич.   Второе  бесспорно,  ибо  любую  крепость  стараются
закончить, в том никогда не успевая: всегда хочется что-то добавить.
     В  середине  крепостного  места,  на  легком  всхолмлении,  на  пупу,
воздвигнут храм имени Константина, как русские книжные люди произносят имя
святого.  В  просторечии имя переделали в  Кснятин и вернули его книжникам
как название крепости.
     Храм  невелик,  зато  звонница поднята в  четыре  яруса,  каждый ярус
сажени две с лишком. Сверху и звон далеко расплывается, и видно далеко...
     Верст на сто.  Зависит от воздуха.  Человек с острым зреньем весной в

Страницы: «« « 407   408   409   410   411   412   413   414   415  416   417   418   419   420   421   422   423   424   425  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов В.Д., Русь Изначальная 1-3