|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 » »» всех живых одинаково. Будда воплотился. Гутлук же был только рожден. Об
этом он вспомнил в день, когда Тенгиз сказал:
- Отец, я ухожу.
Кто ответит сыну, если сын не просит, а приказывает? Сколько лет
нужно растить сына, чтобы он научился оскорблять отца?
Двадцать пять лет минуло Тенгизу. Молчание есть сила зрелости. Гутлук
молчал.
Руки человека выдают его. Глаза - открытые двери души. Лицо, как
степь под ветром, говорит и глухому. И только глухой не знает о
предательстве голоса.
- Разве не был я послушным, отец? Разве я когда-либо прервал твою
речь, отец? Разве не я год за годом висел на твоих губах, как младенец у
груди матери? - спрашивал Тенгиз.
Подтверждая, Гутлук на мгновенье опустил веки.
- Благодарю тебя, ты удостаиваешь говорить со мной, как мужчина с
мужчиной, - продолжал Тенгиз. - Благодарю тебя за знания, ты был щедр,
таких отцовских даров не получал ни один монгол. Свобода! Только кочевники
свободны. Все оседлые - рабы. Там, - Тенгиз указал на восток, - люди,
гордящиеся своей Поднебесной. Лгут! Это мы живем под небом. Они - под
крышами, до которых достает рука. Вместо разума у них в голове знаки, о
злом смысле которых, об опасной бессмыслице которых ты не уставал
говорить. Сердца у них вялые, как зимнее пастбище, они трусливы и злобны
от трусости. А на западе, за широкими степями, где живут наши братья
кочевники, тоже страны людей под низкими крышами, с низкими сердцами.
Отец! Оседлые - рабы. Кочевники - свободны. Оседлые должны быть пищей
кочевников. Я хочу справедливости. Тот, кто не сдается, будет уничтожен.
Склонившиеся переменят хана, как лошадь всадника.
- Зачем тебе это? - спросил Гутлук.
- Я так хочу. Я, мужчина, обдумал, - ответил сын.
- Ты причинишь много зла.
- Что такое зло? - спросил Тенгиз и сам ответил: - Зло - боль,
которую ощущаю я. Боль преследует меня. Я не имею желаемого. Добро - в
завоевании мною власти над людьми. Я не хочу причинять боль для боли, как
сун.
- Ты понесешь боль другим, - возразил отец.
- Я не чувствую чужой боли и не боюсь своей. Не будь тебя, я был бы
слеп. Теперь я зряч.
- Добро - это покой, добро - наша Степь, добро - в созерцании себя, -
убеждал Гутлук.
- Я не спорю. Покой - твое добро. Созерцание - твое добро. Я был в
покое, я созерцал. Теперь я хочу дела. Разве я не мужчина?
Подтверждая, Гутлук опять на миг закрыл глаза. И опять смотрел на
сына. Руки не выдавали Тенгиза, его руки спокойны, как каменные. И лицо
Тенгиза - как лицо спящего Будды. А голос бесцветен, как если бы сын
говорил о самом обычном. И глаза закрыты изнутри. Гутлук понял, что сын,
если будет нужно, отбросит его, как откидывают кошму у входа в юрту.
Добро и зло, цель жизни и путь. Воистину, сын жил рядом с отцом, они
вместе топтали тропу мысли. Сказанное Тенгизом родилось от мыслей Гутлука.
Могло б и не родиться. Тогда Гутлук только предчувствовал, что разум -
слуга затаенных стремлений и послушен им, как меч - руке. Сын внимал отцу
для себя, отсекая одно, переправляя другое. Добро и зло каждый понимает
по-своему, и миром людей управляет сила желаний.
- Кто пойдет с тобой? - спросил Гутлук.
- Все. Почти все. Они скучают. Они признали ханом меня.
Бывало и так - бездействие хана утомляло монголов. Гутлук один раз
добился повиновения, воспрепятствовав набегу. Сколько дней или лет он
наслаждался покоем, не думая о своих? Долго. Он не считал, будучи
счастлив. Тревога степных троп стучала в сердце Тенгиза, чужой и сильный
мужчина жил рядом. Гутлук не чуял, не слышал. Глядя внутрь себя, он
созерцал мир, весь мир - кроме сына. Смотря вдаль, отец разучается видеть
в собственной юрте...
Бывало и так - преемник убивал предшественника, сын, обремененный
ожиданьем, тайно торопил отцовскую смерть. Другая судьба свершалась над
Гутлуком. Он, принимая общее молчанье за повиновенье, не требовал ничего,
и о нем просто забыли.
Насколько лучше конец слабой власти Гутлука, чем отвратительное
крушенье владык! Тех, кто, утомив всех похвальбами и требованиями
невозможного, наобещав невыполнимое, сделав скромных трусами, а смелых -
злобными, погибает от страха.
Тенгиз прощался с отцом:
- Для синих монголов ты святой, хоть и не ходишь зимой босым и живешь
среди нас. Мы чтим тебя. Прости, что я оскорбил тебя.
- Нет, не оскорбил. Иди. Идите все, и ты иди искать. Сумей быть
счастлив исполненьем желаний.
Да, да, сила правит миром. Когда Тенгиз победит, все скажут, что он
был прав, и первыми к нему придут ученые суны и докажут ему, себе, всем,
что путь его был путь добра, путь величайшего общего блага... "А что
сказал святой? - спросил себя Гутлук, и странное сомнение остановило
мысль: - Двойственность творения? Покой есть движение мысли?"
Гутлук перестал понимать. Тенгиз ушел искать покоя своей мысли в
движении. Значит, и покой не един для людей?
Могло показаться - хан Тенгиз, сын Гутлука, не должен был поручать
важное дело таким людям. Могло показаться - послы синих монголов нарочито
грубы. Не по молодости - степная молодость столь же коротка, как цветение
степных трав.
Веди себя послы иначе - и, вероятно, хан и старшие найманов еще
поразмыслили бы над предложением своих соседей, синих. Трудно глядеть на
себя со стороны и трудно взвешивать в раздражении. Оскорбленные наглостью,
соседи синих монголов найманы с бранью выгнали послов Тенгиза. Выгнали
после спора между собой - отпустить ли послов целыми или обкарнать им для
позора носы и уши.
Выгнали. Выгнав, успокоились. А далее что делать? Поразмыслив,
найманы решили оставить летние угодья и отойти на север, тем самым положив
между собой и синими монголами палец Гоби, который пустыня высовывает на
восток. Больше трех дней требуется, чтобы пройти палец - бесплодную
песчано-каменистую полосу.
Обремененные стадами и вьючными верблюдами, найманы двинулись,
медленно спеша и без всякого порядка. Кто сожалел о покинутых местах,
Страницы: «« « 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |