Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 » »» всех живых одинаково. Будда воплотился. Гутлук же был только рожден. Об этом он вспомнил в день, когда Тенгиз сказал: - Отец, я ухожу. Кто ответит сыну, если сын не просит, а приказывает? Сколько лет нужно растить сына, чтобы он научился оскорблять отца? Двадцать пять лет минуло Тенгизу. Молчание есть сила зрелости. Гутлук молчал. Руки человека выдают его. Глаза - открытые двери души. Лицо, как степь под ветром, говорит и глухому. И только глухой не знает о предательстве голоса. - Разве не был я послушным, отец? Разве я когда-либо прервал твою речь, отец? Разве не я год за годом висел на твоих губах, как младенец у груди матери? - спрашивал Тенгиз. Подтверждая, Гутлук на мгновенье опустил веки. - Благодарю тебя, ты удостаиваешь говорить со мной, как мужчина с мужчиной, - продолжал Тенгиз. - Благодарю тебя за знания, ты был щедр, таких отцовских даров не получал ни один монгол. Свобода! Только кочевники свободны. Все оседлые - рабы. Там, - Тенгиз указал на восток, - люди, гордящиеся своей Поднебесной. Лгут! Это мы живем под небом. Они - под крышами, до которых достает рука. Вместо разума у них в голове знаки, о злом смысле которых, об опасной бессмыслице которых ты не уставал говорить. Сердца у них вялые, как зимнее пастбище, они трусливы и злобны от трусости. А на западе, за широкими степями, где живут наши братья кочевники, тоже страны людей под низкими крышами, с низкими сердцами. Отец! Оседлые - рабы. Кочевники - свободны. Оседлые должны быть пищей кочевников. Я хочу справедливости. Тот, кто не сдается, будет уничтожен. Склонившиеся переменят хана, как лошадь всадника. - Зачем тебе это? - спросил Гутлук. - Я так хочу. Я, мужчина, обдумал, - ответил сын. - Ты причинишь много зла. - Что такое зло? - спросил Тенгиз и сам ответил: - Зло - боль, которую ощущаю я. Боль преследует меня. Я не имею желаемого. Добро - в завоевании мною власти над людьми. Я не хочу причинять боль для боли, как сун. - Ты понесешь боль другим, - возразил отец. - Я не чувствую чужой боли и не боюсь своей. Не будь тебя, я был бы слеп. Теперь я зряч. - Добро - это покой, добро - наша Степь, добро - в созерцании себя, - убеждал Гутлук. - Я не спорю. Покой - твое добро. Созерцание - твое добро. Я был в покое, я созерцал. Теперь я хочу дела. Разве я не мужчина? Подтверждая, Гутлук опять на миг закрыл глаза. И опять смотрел на сына. Руки не выдавали Тенгиза, его руки спокойны, как каменные. И лицо Тенгиза - как лицо спящего Будды. А голос бесцветен, как если бы сын говорил о самом обычном. И глаза закрыты изнутри. Гутлук понял, что сын, если будет нужно, отбросит его, как откидывают кошму у входа в юрту. Добро и зло, цель жизни и путь. Воистину, сын жил рядом с отцом, они вместе топтали тропу мысли. Сказанное Тенгизом родилось от мыслей Гутлука. Могло б и не родиться. Тогда Гутлук только предчувствовал, что разум - слуга затаенных стремлений и послушен им, как меч - руке. Сын внимал отцу для себя, отсекая одно, переправляя другое. Добро и зло каждый понимает по-своему, и миром людей управляет сила желаний. - Кто пойдет с тобой? - спросил Гутлук. - Все. Почти все. Они скучают. Они признали ханом меня. Бывало и так - бездействие хана утомляло монголов. Гутлук один раз добился повиновения, воспрепятствовав набегу. Сколько дней или лет он наслаждался покоем, не думая о своих? Долго. Он не считал, будучи счастлив. Тревога степных троп стучала в сердце Тенгиза, чужой и сильный мужчина жил рядом. Гутлук не чуял, не слышал. Глядя внутрь себя, он созерцал мир, весь мир - кроме сына. Смотря вдаль, отец разучается видеть в собственной юрте... Бывало и так - преемник убивал предшественника, сын, обремененный ожиданьем, тайно торопил отцовскую смерть. Другая судьба свершалась над Гутлуком. Он, принимая общее молчанье за повиновенье, не требовал ничего, и о нем просто забыли. Насколько лучше конец слабой власти Гутлука, чем отвратительное крушенье владык! Тех, кто, утомив всех похвальбами и требованиями невозможного, наобещав невыполнимое, сделав скромных трусами, а смелых - злобными, погибает от страха. Тенгиз прощался с отцом: - Для синих монголов ты святой, хоть и не ходишь зимой босым и живешь среди нас. Мы чтим тебя. Прости, что я оскорбил тебя. - Нет, не оскорбил. Иди. Идите все, и ты иди искать. Сумей быть счастлив исполненьем желаний. Да, да, сила правит миром. Когда Тенгиз победит, все скажут, что он был прав, и первыми к нему придут ученые суны и докажут ему, себе, всем, что путь его был путь добра, путь величайшего общего блага... "А что сказал святой? - спросил себя Гутлук, и странное сомнение остановило мысль: - Двойственность творения? Покой есть движение мысли?" Гутлук перестал понимать. Тенгиз ушел искать покоя своей мысли в движении. Значит, и покой не един для людей? Могло показаться - хан Тенгиз, сын Гутлука, не должен был поручать важное дело таким людям. Могло показаться - послы синих монголов нарочито грубы. Не по молодости - степная молодость столь же коротка, как цветение степных трав. Веди себя послы иначе - и, вероятно, хан и старшие найманов еще поразмыслили бы над предложением своих соседей, синих. Трудно глядеть на себя со стороны и трудно взвешивать в раздражении. Оскорбленные наглостью, соседи синих монголов найманы с бранью выгнали послов Тенгиза. Выгнали после спора между собой - отпустить ли послов целыми или обкарнать им для позора носы и уши. Выгнали. Выгнав, успокоились. А далее что делать? Поразмыслив, найманы решили оставить летние угодья и отойти на север, тем самым положив между собой и синими монголами палец Гоби, который пустыня высовывает на восток. Больше трех дней требуется, чтобы пройти палец - бесплодную песчано-каменистую полосу. Обремененные стадами и вьючными верблюдами, найманы двинулись, медленно спеша и без всякого порядка. Кто сожалел о покинутых местах, Страницы: «« « 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |