|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Русь Изначальная 1-3 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 492 Размер файла: 3212 Кб Страницы: «« « 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 » »» чего. Зато он научился слышать и понимать все звуки. Научился ловить спуск
бадьи и быть если не первым, то в числе первых, встречавших ее внизу. От
укусов гадов вздувались нарывы. Не будь Гутлук среди врагов, он подговорил
бы других выдать его за мертвого: ему казалось, что достаточно лишь
вырваться наверх. В какую-то бессчетную ночь он тешился надеждой на
бегство. Утром он понял бессмысленность затеи для всех, не для себя
одного. Он молчал, отвечая другим мычаньем во время схваток у бадьи.
Боясь, что его, чужака-иноземца, опознают по шапке, он бросил ее, как
убийца - улику.
Он обращался с немой молитвой к Небу, жалуясь на злобу сунов, и,
напрягая волю, думал о святом, передавая просьбу о помощи. Стараясь
мысленно прикоснуться к святому, он внутренне повторял все его слова, раз
за разом читая их, глубоко вырезанные на чистой доске памяти. Это
облегчало и поднимало. Гутлук не понимал, что ему было лучше, легче, чем
сунам, утопавшим вместе с ним в размокшем от нечистот земляном полу
подземной тюрьмы.
Он еще не был женат. Он знал свою невесту, его ждал брак, по обычаю
племени, не оставляющего мужчину холостым после достижения зрелости. С
родителями его не связывало, как и многих других, что-либо большее
обязательного уважения младшего к старшим. Но и будь Гутлук отцом, будь он
единственной опорой родителям, нашлись бы родственники, чья забота, по
обычаю монголов, заменит отца детям и сына родителям.
Кто-нибудь из сунов тоже, вероятно, обладал этой удачей в несчастье -
быть одним. Но другие? Для кого-то тюрьма была также и нищетой близких.
Для иных, по закону сунов, над кем тяготело обвинение в государственном
преступлении, предстоящая казнь была также и казнью семьи и всех
родственников близких колен. Для таких оставалось одно - ожесточив сердце,
бежать от самого себя. И ожесточали. И бежали.
К Гутлуку можно было применить присловье другого народа: одна не
болит голова, а коль болит - то все одна. Он решил жить и выжить.
Он дожил. Его позвали сверху по-человечески, то есть по-монгольски.
Спустилась бадья, и Гутлук забрался туда, в это носилище воды, пищи,
людей, мертвых или живых - для тюрьмы все равно.
Гутлука звал Онгу. Гутлук не узнал голоса хана и старшего в своем
роду. И не Онгу принес благодарность - святому. Ему упал в ноги Гутлук,
видя, что немые посланья приняты.
Святой не побрезговал прикоснуться к голове жалкого существа,
смердящего хуже, чем падаль. Только святому мог подчиниться Гутлук: снять
с себя все и здесь же, в одной из ям, где едва не нашлась ему могила,
вымыться отваром золы, не боясь грома и молний.
И тут же в седло. И тут же в путь. В счастливый путь. Святой шел
впереди шагом, более широким, чем шаг лошади. Чтобы не отставать, монголы
рысили. Святой приказал им остаться в седлах, так как монголы не умеют
ходить пешком.
За нападенье на мирных жителей и на стражу суны приговорили Гутлука к
смерти. Особенно увеличивало вину то, что Гутлук обнажил оружие в пределах
дома Сына Неба. Сунский суд получил два десятка свидетельских показаний о
буйстве Гутлука, хотя достаточно было двух. Так рассказывал Онгу. Гутлук
пробовал оправдаться, хан остановил родича:
- Я знаю, ты смел, но ты благоразумен и не напал бы один на многих
только с ножом в чужом городе. Однако что можно было нам сделать! Тебя
спас святой - твое сердце поняло. Разве мы сами могли бы узнать, где ты и
что с тобой? Твои глаза заросли гноем и грязью, ты не заметил коротенького
суна в шапочке с шариками. Он большой сановник и мудро почитает святого. В
Поднебесной свои обычаи. Я заплатил пять пригоршней серебра. За этот выкуп
наняли какого-то суна, и вчера его казнили вместо тебя.
У западных ворот города, и на стенах, и на кольях, вбитых в землю,
торчали головы казненных и висели доски, испещренные знаками. Сообщалось о
справедливо наказанных преступленьях.
Суны напоминали прибывающим и отъезжающим о законе, который стоит на
страже добродетели и неумолимо карает злых. Ибо человек по своей природе
добр и лишь нуждается в поучительных примерах для достиженья совершенства.
Так учат старые книги, слова из которых с собственными поясненьями
приводил толмач, сопровождавший к Стене презренных "степных червей".
Гутлук видел уже немало примеров в виде отрубленных голов на пути в
столицу Поднебесной, но не обращал на них внимания. Теперь он глядел с
особенным и непонятным для него чувством: среди жалких обрубков есть
голова и того, кто умер за Гутлука, соблазненный серебром. Зачем мертвому
нужны деньги?
Онгу не знал и не хотел знать. Для него суны - все равно что собаки
волку. Человек, монгол, не должен обременять себя постиженьем обычаев
сунов. К тому же только глупец будет рисковать, пытаясь заглянуть змее в
глаза, чтобы понять ее мысли.
Толмач с десятком сунских воинов провожал гостей для почета,
наблюдая, чтобы чужие не сворачивали с большой тропы с целью вызнать
Поднебесную и обидеть жителей. Скучая, сун ответил любознательному Гутлуку
длинными рассужденьями об обязанностях детей беспредельно почитать
родителей, о великой добродетели самопожертвования, о мудрости
многочисленных законов Поднебесной, которые все предусматривают.
Хотя толмач будто бы свободно владел монгольской речью, Гутлук,
запомнивший состязанье святого с учеными сунами, не понял многого из
сказанного толмачом, а понятое показалось неубедительным. Так в игре,
поначалу увлекшей зрителя, действия игроков начинают казаться нелепыми,
когда вступают в силу условия состязания, неизвестные зрителю.
Вопреки желанию толмача, изображаемое в Поднебесной знаками и по
законам знаков не поддалось объяснению словами: мысль воплощается в слово
по живым, собственным законам и сердца, и разума.
Толмач расстался с монголами сразу за воротами в Стене. На прощанье
хан Онгу подарил ему горсточку серебряных денег, нарочно на глазах сунских
солдат, которым он не дал ничего: пусть поссорятся. Хан Онгу любил шутку и
шутил, как умел. Подарок толмачу был тоже шуткой - хан унижал болтливого
суна, как наемника.
Вскоре монголов покинул и святой. Куда он шел? Никто не осмелился
спросить. Сойдя с лошадей, монголы склонились перед святым так низко, как
позволила земля, и выслушали поученье: жизнь человека совершается по
начертанному Небом кругу, человек не должен искать изменений, об
изменениях заботится Небо, совершая их в известный ему час; помня об этом,
человеку не следует противиться Небу; счастье человека - в созерцательном
познании души, ибо внутри человека находится мир больший, чем видимый
глазами.
Страницы: «« « 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |