Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Повести древних лет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 153
Размер файла: 918 Кб
Страницы: «« « 48   49   50   51   52   53   54   55   56  57   58   59   60   61   62   63   64   65   66  » »»

     Среди женщин раздались дружные вздохи и восклицания восхищения.
     С  неожиданной силой кузнец вырвался,  бросился к  ярлу и  обнял ноги
господина.
     - Прости, прости! - молил он с дикой силой и красноречием отчаяния. -
Они невиновны.  Я был безумным,  но я опомнился.  Клянусь, клянусь! Я буду
работать,  я сделаю тебе лучшие доспехи, лучшее оружие. Таких не видел еще
ни один человек. Я умею, я умею!
     - Уведите лошадей, - сказал ярл, - справедливое наказание отложено на
время.
     Оттар не гордился победой над рабом. Ярл всей душой презирал траллсов
- людей,  которые и  на  своих  землях,  на  свободе,  были  способны лишь
работать:  презренен труд человеческих рук.  Он  хорош только для  тех кто
пользуется его результатами, но не для того кто трудится сам.
     Сам  нидаросский ярл  умел  делать  многое.  В  набегах и  походах не
приходится таскать с  собой слуг.  Викинг сам гребет на драккаре,  пока не
отвалятся руки,  чинит оружие и доспехи,  рубит деревья,  обдирает и варит
дичину. Но это благородный труд сына Вотана.
     Женщины удалились,  не скрывая своего разочарования.  Оттар посмотрел
им вслед с очевидной,  но молчаливой иронией. Женщина легкомысленна даже в
том случае,  когда она рождена от Вотана.  Страсть к развлечениям угнетает
женщину и лишает ее разума. Только мужчина способен познать чистую радость
наслаждения победой ума и выгодным делом. Когда ярл ушел, кормчий Эстольд,
друг преждевременно погибшего Рекина, связанный с  родом  Гундера  клятвой
крови, торжественно обратился к другим викингам:
     - Клянусь священными браслетами Вотана,  молотом Тора  и  моим мечом!
Наш ярл так же мудр, как смел. И так же смел, как мудр.



Глава третья

1

     Между горами и  пригорками,  между речками,  реками и ручьями,  около
озер и болот, в долинах и ущельях, среди корявых сосен, густых низкорослых
елей,  чахлых берез,  ив  и  черной ольхи живут желтокожие и  черноволосые
лапоны-гвенны.
     Зимой  они  выбирают закрытые от  ветра  долины,  чтобы  олени  могли
достать себе из-под снега пищу -  белый мох ягель и сухую траву. Летом они
кочуют  на  пастбищах,  где  олени  откармливаются и  набираются  сил  для
вынужденных зимних голодовок.
     Олени -  все для лапонов,  и их хозяева сами себя зовут не лапонами и
не гвеннами, а оленными людьми.
     Для оленных людей в ручьях, речках, озерах и болотах есть разные рыбы
и выдры.  Среди деревьев живут тетерева,  белые куропатки, красные лисицы,
белые лисицы, черные медведи, бурые соболя, рыжие куницы. Весной прилетает
много птиц  с  перепончатыми лапками,  которые дают яйца и  пух.  Все  это
друзья или почти друзья. Враги - это волки. Летом одиночные волки нападают
на стада и похищают малых,  слабых оленят.  Зимней ночью волки сбиваются в
большие стаи и стараются сразу лишить человека всех оленей.  Нельзя крепко
спать, нужно сторожить оленей с помощью верных товарищей - чутких и зорких
собак.  Когда человек не  ленится,  даже волки не в  силах сделать слишком
много зла...
     Рядом с землей течет большая соленая вода.  На высоких крутых берегах
гнездятся прилетные птицы. Их так много, что скалы белеют от помета. Птицы
устилают гнезда  мягким  пухом  и  кладут  вкусные яйца.  Ловкий и  смелый
человек лазает за ними по скалам.
     В соленой воде еще больше рыб,  чем в пресных ручьях и озерах.  Нужно
знать  время,  когда  рыбы  подходят к  берегу.  Рыбу  достают острогами с
костяными наконечниками с  лодок,  сделанных из  ивовых прутьев и  кож.  В
такой лодке легко перевернуться,  но  так  же  легко опять поставить лодку
прямо.  Она не тонет она сверху затянута кожей, которую человек завязывает
вокруг пояса,  и  вода не проникает внутрь.  Только лапоны умеют плавать в
таких лодках.
     По  соленой  воде  плавает много  громадных зверей.  Очень  умелый  и
храбрый человек с  очень острой острогой может подплыть к  морскому зверю,
ударить его  под  лопатку и  достать сердце.  На  такое  дело  решается не
каждый. У зверей толстая шкура и много жира под шкурой, их трудно пробить.
И нелегко увернуться, когда раненый зверь бьет хвостом...
     На китов нападают с железными гарпунами.  Железные гарпуны,  железные
ножи, котлы для варки пищи, наконечники для копий и стрел, которыми хорошо
валить медведей и  бить  волков,  оленные люди доставали у  людей фиордов,
обитающих на юге.
     Прежде оленные люди летом кочевали на  юг и  там менялись с  высокими
светловолосыми людьми фиордов,  у которых на лицах растут густые волосы, а
не редкие и черные, как у оленных людей.
     Так было до того времени,  когда в  Нидарос приплыл Гундер на больших
деревянных лодьях,  похожих на  чудовища,  которых человек видит  только в
страшном сне, в ночи голодовки. Гундер построил дом над берегом Нидароса и
менял железные вещи на меха,  пух и кожи,  которые приносили оленные люди.
Он  требовал больше,  чем те люди,  похожие на Гундера,  к  которым прежде
ходили на юг оленные люди.
     Но Гундер жил ближе,  и  пути на юг шли через Нидарос.  Ярл приказал,
чтобы оленные люди  не  смели ходить дальше его  дома.  Несколько семей не
послушались. Но никто не вернулся: ни люди, ни олени, ни собаки.
     Когда же другие оленные люди навестили Гундера, они увидели на острых
кольях его ограды ужасные сухие головы и узнали своих исчезнувших братьев.
Гундер сказал,  что злые духи преградили прежнюю дорогу на  юг.  Злые духи
убили людей и  прислали ему головы,  чтобы он показал их лапонам-гвеннам и
предупредил их никогда больше не ходить южнее Нидароса.  Не Гундер ли убил
людей?  Нет,  конечно,  нет!  Ведь он сказал, что злое дело совершили злые
духи. Не выдумал же он.
     Ноанды-колдуны били в бубны,  раскрашенные кровью медведя,  сваренной
вместе с  корой черной ольхи и  оленьей кровью.  Ноанды надевали священные
маски из березовой коры,  устрашающие злых людей и злых духов,  навешивали
гремучие  пояса  и  ожерелья из  сухих  позвонков осторожных выдр,  смелых
горностаев и  свирепых соболей и  произносили заклинания.  Ноанды зажигали
волшебные костры, вызывали злых духов и победили их всех.
     Пять  семей отправились первыми на  юг  по  освобожденным путям через
горы. Скоро и их головы оказались на высоких кольях вокруг дома Гундера...

Страницы: «« « 48   49   50   51   52   53   54   55   56  57   58   59   60   61   62   63   64   65   66  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Иванов В.Д., Повести древних лет