|
Главная - Наука - История
Иванов В.Д. - Повести древних лет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 153 Размер файла: 918 Кб Страницы: «« « 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 » »» бы все быть неотступно при отчиме. Зоркие соседи-поморяне тому не дивятся:
ведь в малом живет душа Одинцова побратима Доброги.
Внизу домницы был вмазан большой камень. Спекшуюся в пазах глину с
песком отбили ломиками и вывалили заслонный камень. Внутри черно пышет
ярым жаром, тонким облачком вылетела белая зола.
Гинок запустил в пасть длинные, двухаршинные клещи. Руки мастера
защищены кожаными рукавицами, лицо отворачивает. Горячо, горячо... То-то у
кузнецов бороды покороче, чем у других людей. Как ни берегись, волосы
курчавеют и трещат.
Гинок выдернул железную крицу - черный ноздреватый камень величиной с
детскую голову. Перехватил клещи, крякнул и выставил крицу на наковальню,
на валун дикого камня. Тут же в два тяжелых молота Тролл и Онг принялись
охаживать горячее сырое железо. Ухают мастера и подлетают за молотами на
раскоряченных здоровенных ногах, как в буйной пляске. Глаза горят, целя
без ошибки, бороды вздыбились, а молоты - как богатырские кулаки.
Эх, и любо же весело смотреть на кузнецов, когда они спешат, пока
крица горяча, осадить и уплотнить дорогое железо быстрой и могучей ковкой!
По правилу каждую крицу оковывают в шар и разрубают зубилом, чтобы
проверить доброту железа.
Тем временем подмастерья торопятся осмотреть каменную кладку стен
домницы, продуть и прочистить железными прутами сопла и вновь заправить
печь.
Беспрестанной работой, от восхода и до восхода, с домницы берут две
крицы.
Из крицы, если ковать, например, одни топоры, их выходит четыре-пять.
В зимние стужи работа на домницах не только чрезмерно тяжела, но и
само железо часто не доваривается, а иной раз выходит свиным. Поэтому
мастера каждое лето стараются наготовить побольше сырых криц и, пользуясь
светлыми ночами, гонят домницы, не давая им отдыха. Зимами же переделывают
железо в изделия.
Кажется, можно было бы наготовить железа и отдохнуть. Нет, из лета в
лето все больше требуется железных изделий, не напасешься. Как видно,
думал Одинец, не ему одному с другими мастерами, но и детям и
внукам-правнукам хватит железной работы на веки веков.
3
Едва мастера разрубили крицу, как заслышался необычайный шум голосов.
К домницам от Усть-Двинска пришли свои поморяне и притащили двух
незнакомых молодых биарминов, которые едва держались на ногах.
- Старшина, старшина где?!
- Здесь старшина. За каким делом прибежали?
Биармин, который был пободрее, объяснил, что их обоих прислал к
Одинцу-старшине его друг кузнец Расту. Послал сказать поморскому старшине
весть - на море ходят невиданные лодьи. Расту велел с этой вестью бежать
морем к Одинцу и нигде совсем не отдыхать. И они оба гребли два восхода
солнца, сильно гребли. Потому что никто не видывал таких лодей, самые
старые старики-родовичи не слыхали. Таких лодей не бывало.
- А какие же те лодьи?
И хочет объяснить гонец, и нет у него нужных слов для рассказа о
невиданной ранее вещи. Он старался, досадовал на свое неумение, злился на
Одинца, на поморян, что его не понимали. Биармин стучал по голове кулаком,
но слова не шли.
- Ты лодьи сам видел?
- Сам, сам!
Одинец захватил горсть углей и повел биармина в избу к чистому
трапезному столу.
Недаром биармины любят коротать длинные зимние ночи перед высокими
огнями жировых светилен за причудливой резьбой по твердой кости. Нежданно
пригодилось умельство. Глаз биармина был верен и рука послушна, хотя и
дрожала от окровавившего ладони весла.
Резчик наострил уголь об уголь, примерился, разделил белую столешницу
двумя чертами на три равные части. В верхней он нарисовал длинную низкую
лодью с приподнятым и тупым от рыбьей головы носом. На боку лодьи -
двенадцать кружочков. Биармин объяснил: каждый кружок - большое весло,
лодья машет двенадцатью большими веслами с каждого борта. Таких лодей две,
совсем одинаковых, черных.
На второй части стола биармин вырисовал лодью повыше и побольше, с
птичьим носом и тоже с двенадцатью кружочками на борту.
А все третье место на белом столе заняла высокая большая лодья со
звериной головой. Она была вся как неизвестный злой зверь. Над бортами
лодей биармин добавил много точек, как рои мух, - это люди.
- Какие же люди?
Далеко, с берега никто не мог разглядеть. Сами лодьи страшные, на
таких люди не плавают. А все же было видно, что там не звери, а люди. И
это не морские духи, которые появляются ненадолго и исчезают от
заклинаний.
Стало страшно. Как быть, как быть?
Расту велел поскорее сказать старшине Одинцу.
Заренка повела биармина ко двору, накормить и уложить гостя. Второго
гонца потащили под руки, он совсем ослабел.
Тем временем погнали новую домницу, работа - она не ждет.
4
Усть-Двинец взволновался. Пришли Карислав с Вечеркой и другие, кто
был занят у себя во дворах. Рассматривали умелое биарминовское рисованье -
нурманнские лодьи, самые настоящие нурманнские...
Иворушка примчался из дому с куском бересты. На ней нарисована голова
с двумя коровьими рогами. Биармину вспомнилось, будто такая не то была, не
то не была на ближней низкой лодье.
Одинец вспоминал забытого наглого нурманна Гольдульфа, стрелу в
бедре. Вспоминал бегство, от которого вся его жизнь сложилась иной, чем он
мыслил, будучи веселым и пылким молодым парнем. Ничего он не мог изменить
и не хотел менять. Юность не вернется и ни к чему она сейчас.
Поморянский старшина ушел далеко, глядит на бересту с нурманнским
шлемом, не видит.
- Чего голову мучить? - сказал Вечерко. - То нурманны, никто более.
Страницы: «« « 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |