Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Карцев Владимир - Приключения великих уравнений

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 616 Кб
Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»

небольшой  пароход  "Джеймс  Эйджер",  сопровождавший,  или  лучше  сказать,
тащивший трехмачтовый парусник "Сара Бриан",  на  котором  были  установлены
бобины с кабелем.
   Дела шли плохо. Сначала была задержка на  несколько  дней  из-за  погоды.
Потом из-за сильного волнения разорвался линь,  соединявший  два  судна.  На
следующий день слабенький паровик был снесен с курса течением, а поднявшийся
затем десятибалльный ветер крутил  корабли,  как  бумажные.  Уложенные  было
сорок миль кабеля пришлось обрубить топором, чтобы спасти корабли...
   Вынужденное отступление не прошло зря. Более тщательно были изучены  розы
ветров, карты морских течений, рельеф дна. Следующим летом - новая попытка.
   Летом 1856 года решено было начать укладывать кабель со  стороны  Англии.
Поскольку из полуторамиллионного капитала компании осталось к  тому  времени
только полмиллиона, решено было компанию расширить. Новая  компания  назвала
себя  "Атлантической  теле-графной  компанией  Великобритании".  Капитал  ее
воз-рос до  двух  миллионов.  Более  того,  Филд  привлек  на  свою  сторону
английское правительство, пообещав ему  предпочтительное  право  пользования
кабелем по окон-чании работ. Такие же права и обязанности Филд  разде-лил  с
американским правительством. Америка выделила для  постройки  самый  большой
свой  корабль  "Ниагара"  и  посыльное  судно  "Саскеханна".   Эти   корабли
встрети-лись с выделенными Англией "Агамемноном" и  "Леопар-дом"  у  берегов
Ирландии 14 августа. Кабель был укреп-лен на берегу, и эскадра двинулась  по
направлению к Новому Свету.
   Глубина быстро увеличивалась, и через четыре дня под килями кораблей было
уже две  мили.  В  эту  глубину  тихо  сматывался  с  гигантского  кабестана
трехсантиметровой толщины кабель. Внезапно медная жила кабеля  не  выдержала
нагрузки, и кабель пошел на дно. Его не успели поймать.
   Корабли возвращались в Ирландию, приспустив флаги.
   Через год Филд  решает  повторить  попытку.  На  этот  раз  английские  и
американские корабли встречаются как раз на полпути, в Атлантическом океане,
причем каждая  группа  имеет  ровно  половину  общей  длины  кабеля.  Кабели
сращиваются или, по-морскому,  "сплеснюются"  непосредственно  в  океане,  а
корабли расходятся в море: "Ниагара" - в Америку, "Агамемнон"  -  в  Англию.
Уже через три мили сигналы проверки исчезли - пришлось  вернуться  и  делать
новое сращивание. Разошлись. Сигналы  исчезли  через  сорок  миль.  Вырезали
нека-чественный кусок, срастили снова. Через двести миль  кабель  оборвался.
Эскадра отправилась в Ирландию доказывать  дирекции  компании  безнадежность
затеи.
   Тогда Филд  сам  погрузился  на  "Ниагару"  и  распо-рядился  начать  все
сначала. 17 июня корабли  опять  встретились  посреди  океана.  Погода  была
великолепная. Все ладилось. Уже через неделю впередсмотрящие на "Агамемноне"
и  "Ниагаре"  крикнули  "Земля!"  Предприятие  завершилось  благополучно.  В
Америке событие отпраздновали наславу. Звонили  колокола,  гудели  заводские
гудки, зажгли фейерверк, вывесили флаги. В праздничном ажиотаже не  обратили
внимания на то,  что  уже  вторая  половина  краткого  приветствия  королевы
Виктории американскому президенту принималась по новому кабелю  чуть  ли  не
несколько часов. Кабель умирал на  глазах  операторов.  Возможно,  это  была
самая дорогая  телеграмма  в  истории.  Кое-кто  утверждал  даже,  что  этой
телеграммы вообще не было.
   Когда через несколько месяцев окончилось  расследование  причин  неудачи,
было заявлено, что рабочие, производившие изолировку,  нарушили  инструкции,
подвергая гуттаперчу воздействию солнечных лучей. Филд был расстроен, но  не
настолько, чтобы позабыть про атлантический кабель, ставший теперь делом его
жизни.
   Новая попытка состоялась лишь через  восемь  лет.  Громадный,  специально
оборудованный пароход "Грит-Истерн" и три посыльных судна  снова  отошли  от
Ирландии со своим ценным грузом. В море выяснилось,  что  кабель  во  многих
местах подпорчен. Говорили, что это сделано было подкупленными рабочими. Тем
не менее каждый раз неисправность замечалась, спешно  устранялась,  и  спуск
кабеля в волны продолжался.
   С 23 июля по 2 августа было уложено в общей  сложности  около  1200  миль
кабеля. Именно 2 августа  кабель  в  очередной  раз  оборвался.  Его  начали
поднимать с глубины полутора миль, но  волнение  моря  было  очень  сильным,
кабестан заклинило и он  вышел  из  строя.  Кабель  вырвался  из  захватного
приспособления и снова утонул. Провели драгирование дна, снова нашли лежащий
на дне кабель, но не смогли поднять его, так как не было подходящих  канатов
и мощных якорей. Оставили буй и возвратились в Англию, приспустив флаги.
   Акции  компании   начали   падать.   Тогда   Филд   (какая   великолепная
настойчивость!) организует еще одну компанию, "Англо-Американскую компанию",
которая  тотчас  же  оснащает  "Грит-Истерн"  новым  оборудованием.   Забыты
огорчения, Филд дает новые директивы.
   Еще через год, 7 июля 1866  года,  "Грит-Истерн"  снова  отправляется  из
Ирландии с двумя с половиной тысячами миль нового кабеля на борту.  Кажется,
все ошибки прошлого учтены.  Через  несколько  дней  достигнута  злополучная
точка, где утерян прошлый раз кабель. Новый кабель пока спокойно сматывается
с кабестана. Когда появилась земля, это было уже несколько неожиданным -  не
могло все сойти так гладко. Но сошло. 27 июля  в  девять  утра  Сайрус  Филд
ступил на землю Америки. Рядом с ним матросы тянули последний участок кабеля
уже по берегу.
   И снова "Грит-Истерн" на глазах у изумленной публики выходит в океан.
   Пароход идет к тому  злополучному  месту,  где  в  прошлом  году  затонул
кабель,  матросы  специальными  захватами  драгируют  дно,  находят  кабель,
сращивают  его  с  куском,  имеющимся  на  борту,   направляют   пароход   к
Ньюфаундленду и через несколько дней заканчивают на берегу прокладку второго
кабеля!
   По иронии судьбы именно этот второй кабель, уложенный рвущимся к  реваншу
Филдом, оказался гораздо более  работоспособным.  Первый  кабель  испортился
через короткое время. А второй простоял, вернее пролежал на дне  океана,  на
"телеграфном плато", исправно работая, несколько десятилетий.
   Нужно сказать, что хотя кабель был исправен,  работа  телеграфа  вызывала
нарекания. Роясь в старых журналах, я нашел  много  зубоскальства  по  этому
поводу. Фельетонисты писали, что пользоваться телеграфом  ненадежно,  потому
что когда нужно, например, передать поздравление  военному  с  новым  чином,
обязательно получалось: "с новым сыном", а когда нужно  было  передать,  что
кто-то обвенчался, получалось: "скончался".
   В своих "Письмах с воздушного шара" Эдгар По переносит читателя  из  года
1848, когда "Письма" писались, в год 2848 -  ровно  на  тысячу  лет  вперед.
Отрывок из "Писем" настолько характерен, что трудно не напомнить,  хотя  его
уже не раз использовали писатели-популяризаторы.
   "Воздушный шар "Жаворонок", 1 апреля 2848 г.
   Я изнываю на грязном воздушном шаре с компанией человек сто или двести...

Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карцев Владимир, Приключения великих уравнений