Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Карцев Владимир - Приключения великих уравнений

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 616 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»

зеленые пригороды, где воздух несколько чище.
   Примерно десять процентов топлива, заправленного в машину, не  сгорает  и
превращается в выхлопные газы. В их составе  -  окись  углерода,  бесцветный
газ, вытесняющий из крови кислород. В Лос-Анджелесе и Детройте  в  часы  пик
содержание окиси углерода на улицах становится настолько большим,  что  иных
пешеходов, оказавшихся в местах наибольшего  скопления  его,  приходится  на
машинах "скорой помощи" отправлять в больницу.
   Кроме того, в выхлопных  газах  содержатся  разнообразные  углеводородные
соединения - их ежегодно  выделяется  более  25  тысяч  тонн.  В  результате
фотохимических реакций эти вещества на солнце разлагаются, претерпевая порой
зловещие изменения, вплоть до образования ядовитых соединений, действующих в
первую очередь на легкие. Как показали опыты над  животными,  вдыхание  этих
веществ приводит к раковым заболеваниям.
   Число ньюйоркцев, умирающих от легочных заболеваний,  удваивается  каждые
пять лет. Дышать в  ньюйоркской  атмосфере  целый  день  -  это,  по  данным
исследователей, все  равно,  что  ежедневно  выкуривать  две  пачки  крепких
сигарет. А ведь от пятидесяти до девяноста  процентов  ядовитых  атмосферных
газов создается именно автомобилями!
   Хельмут  Ландсберг,  директор  Управления  климатологии  США,   обрисовал
страшные черты города будущего: если срочно не будут предприняты меры против
заражения воздуха  городов  автомобилями,  то  через  несколько  лет  города
превратятся в громадные очаги заразы, где дышать - равносильно самоубийству.
   Комиссия,  созданная  мэром  Нью-Йорка,  потребовала  проведения  срочных
мероприятий "грандиозного" масштаба  по  устранению  заражения  автомобилями
атмосферы, иначе, по ее утверждению, Нью-Йорк через десять лет превратится в
место, не пригодное для  жизни.  Аллергия,  хронические  бронхиты,  эмфизема
легких, рак, сердечная недостаточность будут постоянными  спутниками  людей,
решивших, несмотря ни на что, в нем жить.
   Как же случилось, что друг человека - автомобиль стал врагом,  да  таким,
что некоторые авторитетные лица, в том  числе  начальник  санитарной  службы
штата Калифорния Франк Стэд, призывают полностью запретить его  уже  к  1980
году? Автомобиль оказался пригретой на груди ядовитой змеей, и  пришла  пора
решить - вырвать ли ей смертоносные железы или просто выкинуть ее?
   А ведь  когда-то  бензиновый  автомобиль  не  был  еще  столь  всемогущим
властителем  дорог,  сверкающим  и  неописуемо  длинным,  изготовляемым   на
заводах, как шутят американцы, километрами,  а  потом  нарезаемый  на  куски
нужной длины. В начале века, да и в двадцатых годах  выпускалось  различными
заводами  множество   типов   электромобилей,   действующих   на   свинцовых
аккумуляторах, бесшумных, недорогих и не имеющих  никаиих  выхлопных  газов.
Скорость их была порядка  35  километров  в  час,  дальность  пробега  -  70
километров. Электромобили особенно усиленно рекламировались для  "женщин  из
общества"; при этом упор делался на простоту управления и чистоту в  коляске
- автомобили с бензиновым двигателем того времени были, как  говорится,  "не
сахар" в этих отношениях.
   Но аккумуляторные батареи того времени были  близки  к  совершенству  (по
сути дела свинцовые аккумуляторы наших дней  мало  отличаются  от  свинцовых
аккумуляторов того времени), а  автомобиль  с  бензиновым  двигателем  своих
преимуществ  еще  не  исчерпал.  Вот   почему   год   от   года   автомобили
совершенствовались,  они  становились  все  экономичней,  мощней,   удобней.
Электромобиль не  мог  угнаться  за  бензиновым  автомобилем,  содержащим  в
двигателе на килограмм веса энергию 2400 ватт-часов, способным двигаться  со
скоростью до 200 километров в час и преодолевать  без  дозаправки  полтысячи
километров.  В  тридцатых  годах  производство  электромобилей  было   почти
полностью свернуто - остались в  употреблении  лишь  заводские  электрокары,
троллейбусы да... коляски для перевозки состоятельных игроков  на  гольфовом
поле - там загрязнение воздуха не допускалось.
   А производство автомобилей  пошло  такими  фантастическими  темпами,  что
количество их достигло сейчас чуть не ста миллионов в Соединенных Штатах,  и
достигнет там же в 1976 году ста шестидесяти миллионов.  В  других  странах,
хотя и в несколько меньшей степени, наблюдается та же картина.  В  Советском
Союзе с пуском автомобильного гиганта  в  Тольятти  и  строительством  новых
автомобильных  заводов   автомобили   тоже   начнут   выпускаться   ежегодно
миллионными тиражами.
   Москва сейчас - одна из самых чистых по своему воздушному бассейну столиц
мира. Но с ростом числа автомобилей атмосфера неминуемо начнет загрязняться.
Вот почему и нам, пока еще не поздно,  необходимо  внимательно  отнестись  к
электромобилям.
   Залог успеха электромобилей - разработка новых аккумуляторов. Ведь только
малая энергоемкость, определяющая  низкую  скорость  и  малый  пробег  между
заправками, ограничивает их применение. Старые свинцовые аккумуляторы  имели
удельную энергоемкость 16  ватт-часов  на  килограмм  веса  (против  2400  у
бензинового  двигателя!).  Воздушно-цинковый  аккумулятор,  разработанный  в
последние  годы,  имеет  энергоемкость  уже  160  ватт-часов  на  килограмм,
литий-никелевый - до 200, натрий-серный - до 300,  литий-хлорный  -  до  500
ватт-часов  на  килограмм.  Но,  последние  типы,  так  же  как  и  наиболее
перспективный источник электроэнергии - топливные элементы, еще не  доведены
до стадии практического использования.
   Удобны серебряно-цинковые аккумуляторы, предложенные американской  фирмой
"Ярдни";  они  дают  150  ватт-часов  на  килограмм.  Но  применение   таких
аккумуляторов порождает две проблемы. Первая -  они  дороги.  Электромобиль,
оснащенный ими, подскочит в цене в несколько раз. Предприимчивые  американцы
тут же предлагают выход: берите аккумуляторы напрокат.
   Хорошо.  Но  как  быть  с  другой   проблемой,   несколько   неожиданной:
аккумуляторы фирмы "Ярдни" сделаны, естественно, из цинка и серебра,  причем
в  каждом  автомобиле  будет  использовано  несколько  десятков  килограммов
драгоценного металла. Проблема - как не искушать воров этим  "валяющимся  на
мостовой" серебром?
   Та же проблема - в топливных элементах, электроды  которых  изготовляются
из  платины  и  не  могут  пока  быть  изготовлены  из   чего-нибудь   менее
соблазнительного.
 
 
   Электромобиль образца 1898 года.
 
   Несмотря на все частности, электромобиль твердо занимает место на  шоссе.
В Англии 80 процентов  развозки  по  домам  молока  и  хлеба  осуществляется
электромобилями.  Число  их  уже  измеряется  там  сотнями  тысяч.  Выпущены
японские "чубу", призванные в будущем заменить городской транспорт;  заметим
тут же, что в Токио проблема загрязнения воздуха автомобилями особенно остра
- полицейские на оживленных  перекрестках  вынуждены  иной  раз  работать  в

Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Карцев Владимир, Приключения великих уравнений