Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 79
Размер файла: 455 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

похоронить христианского бога - золото в волнах. Надо ли добавлять, что
после этого Хатуэй был убит" 1.

Впоследствии прежде всего испанские историки особенно старались выдать Лас
Касаса за лжеца. Они объявляли его душевнобольным, вульгарным демагогом,
просто ненормальным. Еще в '1963 г. упоминавшийся нами историк Р. Менендес
Пидаль называет его "величайшим безумцем и параноиком". При жизни он
подвергался гонениям. С трудом ему удалось добиться у Фердинанда V и Карла
V отдельных призрачных успехов в защите индейцев. После этого гонения вновь
п вновь обрушиваются на него. Он был величайшим из Дои Кихотов. Некоторые
из приводимых им цифр могут не выдержать проверки, но новейшие исследования
(неиспанских авторов) считают вполне вероятным, что в период конкисты было
уничтожено от 15 до 19 млн. индейцев. Даже если обе цифры не являются
абсолютно точными, ясно одно: речь идет о миллионах.

Единственным побудительным мотивом этого величайшего в истории человечества
массового уничтожения людей являлась жажда золота. Она направлялась и
поддерживалась из Испании, королевская власть которой безнадежно погрязла в
долгах. Именно эта жажда золота превращала самых благородных, самых
искренних и, возможно, руководствовавшихся лучшими стремлениями к мирной
колонизации людей в чудовищ, как только их нога ступала на землю Нового
Света. О чем, например, совершенно откровенно заявил Кортес, когда после
его прибытия в Новый Свет губернатор хотел предложить ему земли для
колонизации? "Я прибыл сюда, чтобы добыть золото, а не тащиться, как
крестьянин за плугом".

Все, о чем сообщает Лас Касас, происходило в Центральной Америке. Погоня за
золотом оправдывалась существованием "Эльдорадо" - легендарной страны
золота, которая влекла завоевателей на юг. Однако для искателей
приключений, которые, словно волны нескончаемого потока, выплескивались из
чрева кораблей на берег, это была осязаемая реальность. Когда Писарро к
стране инков захватил столько золота, что смог заполнить им целую комнату,
никому из них не пришло в голову, что это и есть подлинное Эльдорадо.
Предпринимались все новые и новые поиски, продолжавшиеся еще и в XVIII в.

И разве стоит удивляться тому, что вскоре после завоевания Кортесом
ацтекских городов с их великолепными храмами и дворцами, полные ожиданий
взоры обратились также к Северу? Никто не имел ни малейшего представления
(как выяснилось позже, его не имели и индейцы Мексики) о том, что могло
находиться севернее Мехико: пустыня или горы, плодородные земли или
какой-нибудь новый континент или же там простиралось бескрайнее море? А
может быть, новые дворцы и храмы? И снова разгоряченная тропиками фантазия
рождала грезы, которые подстегивались неудовлетворенной страстью наживы.
Там, па неизведанном Севере, должны находиться "семь городов Сиболы", улицы
которых вымощены золотом, а двери многоэтажных домов украшены драгоценными
камнями.

Название "Сибола" встречается в различных вариантах. Оно известно также как
Сеуола или Севола. Как ни странно, но испанцы принесли с собой этот миф о
семи городах из Европы. В нем говорится, будто в восьмом столетии один
епископ в страхе перед нашествием арабов бежал из Лиссабона за море на
Запад и основал там семь цветущих городов. Эта легенда столкнулась,
очевидно, с таким же древним индейским мифом, распространенным в Мексике. В
нем сообщалось о "семи пещерах", с которыми некоторые племена связывали
свое происхождение. В одной из многочисленных ранних "историй" фигурирует
слово "чикомосток", которое образовано от слова языка науатль
"чиком-осток", что приблизительно означает "семь пещер". Оба мифа слились в
легенду и в конце концов превратились в представлявшееся достоверным
сообщение о том, что где-то на Севере можно было отыскать эти золотые
города. И разве тому или иному рассказчику не доводилось встречать
товарища, который был знаком с другим, уже побывавшим там? "Семь городов
Сиболы" - слово "Снбола" передавалось из уст в уста, от таверны к таверне -
превратились в символ, означавший золото, богатство, власть.

Позже один солдат, который должен был знать об этом лучше, чем кто-либо
другой, некий Педро де Кастаньеда, состоявший на службе у завоевателя
Коронадо, напишет следующее:

"В 1530 г. Нуньесу де Гусману, правителю Новой Испании[12], принадлежал
раб-индеец из числа индейцев, обитавших в долине или долинах Ошитипар...
Этот индеец рассказывал ему, будто бы он являлся сыном одного давно
умершего купца, который, когда тот (индеец) был еще совсем ребенком,
совершал многочисленные поездки в различные уголки внутренней части страны,
торгуя роскошными перьями, которые индейцы используют для своих головных
уборов. Возвращаясь, он привозил с собой много золота и серебра, полученных
в обмен на перья. Оба металла в той местности встречались очень часто. К
этому он добавил, будто один или два раза сам сопровождал отца в поездках и
видел города, которые можно сравнить по величине с Мехико вместе с его
предместьями. Существовало будто бы семь таких городов, а в них целые
кварталы были заняты мастерскими золотых и серебряных дел мастеров. Кроме
того, по его словам, чтобы добраться до этих городов, надо было в течение
сорока дней двигаться через пустыню, в которой не было никакой
растительности, кроме короткой травы высотой пять дюймов. Он говорил, что
двигаться следует в северном направлении между обоими океанами"2.

Упоминания Сиболы в сообщениях того времени бесчисленны. Первым, кто 350
лет спустя подверг их тщательному научному анализу и сумел на основе
содержавшихся в них фактов определить место расположения Сиболы (это не
были города, полные золота и серебра, но тем не менее весьма своеобразные и
примечательные во многих других отношениях), был ставший позже знаменитым
Адольф Ф. Банделье. Этот выдающийся первооткрыватель, пионер антропологии и
археологии в юго-западной части Северной Америки, в то время не смог даже
найти американского издателя для своего обстоятельного труда. Так возник
курьез, состоявший в том, что первое научное сообщение о Сиболе хотя и
увидело свет в Северной Америке, но на немецком языке. Оно было
опубликовано в "Газете Нью-Йорк" в 1885-1886 гг.3.

Позже Банделье ввел в научный оборот источники, которым было суждено
впервые познакомить людей Запада не только с самими древними обитателями
Северной Америки, но и с фактами их истории. Главное место среди этих

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи