Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 181 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

Артемиды.  Для  греков  -  это  война  за восстановление чести  Менелая,  но
Агамемнон не мстит. Его  цель иная: Греция, а не Троя должна стать  в центре
цивилизации; Европа,  а не Азия. Троя могущественна ,  прекрасна, богата; но
мелкие  греческие  полисы,  не  очень  богатые  и  не очень  цивилизованные,
сплотились волей Агамем-нона и одержали победу над Троей. За эту победу всем
расплачивается Агамемнон.
     Агамемнон вызывает Клитемнестру вместе с  Ифигенией якобы для свадьбы с
Ахиллом перед  началом  великого  похода.  Но  не смог выдер-жать  -  послал
другого  гонца, чтобы  сообщить Клитемнестре истинную причину, но Менелай  -
Менелай! - перехватывает гонца и  упрекает Агамемнона в  том, что он предает
общее дело!  Менелай не платит, не жертвует, выходит победителем, и, получив
прекрасную Елену, забы-вается Историей. Агамемнон -  в своих  переживаниях и
страстях, жертвах и  ненависти - драматичная, сложная фигура, это психология
человека XX века.  Он как бы  создал  тип  на века, он  не  только создатель
Евро-пейской  истории,  но  и  предтеча   будущей  драматической  психологии
ев-ропейца.
     Клитемнестра  приезжает и узнает, что  ей предстоит.  Ее муж, ко-торого
она  давно ненавидит,  призвал на  смерть  собственную  дочь.  Ей, преданной
всеми, не у кого просить защиты. Только Ахилл, чью юность и благородство она
заметила, может помочь ей и она, гордая Клитемнестра, на коленях умоляет его
спасти  дочь,  ту,  которую   назвали   его  невестой  и  которая  в  других
обстоятельствах была бы ею.
     Ахилл. Его юность. Его возможность и еще неудовлетворенность чувств. Он
не  политик, не провидец. Он трагический человек. Он стал бы поэтом, если бы
не был воином.  Слезы  матери,  ее  отчаяние,  молчаливое  смирение Ифигении
трогают  его, и он хочет защитить их, видя несправедливость того, что должно
произойти.
     Он не понимает Агамемнона, чье сердце  разрывается при мысли  о дочери.
Не понимает,  что Агамемнону  нечего сказать  войскам, которые ждут  от него
жертвы, и что он не может восстать против Предназначения.
     Он, Ахилл, защитит Ифигению, даже если придется сражаться про-тив всего
войска. Но  сама Ифигения решила принести себя в  жертву.  Что  прочла она в
глазах  отца? Или она  знала о его  мечтах  - ведь она любимая старшая дочь.
Или, может быть, она, как дочь  своего отца, чувствует Предназначение и идет
на  смерть,  понимая, что  спасает дело  Греции. Ифигения  смело  шагает под
жертвенный нож, идет сквозь строй смолк-нувшего войска. Плачет Агамемнон; до
безумия  потрясена  Клитемнестра;  нож как  будто  входит в  сердце  Ахилла;
потрясены воины. Все  ждут чуда, и, хотя  чуда не происходит, это ожидание в
веках переходит в уверенность, что чудо  было. В поэзии Ифигения  продолжает
жить после смерти.
     Подул  попутный  ветер. Теперь Агамемнон - признанный  вождь. Он  ведет
свои войска. Но  отныне он  навсегда  одинок.  Смерть Ифигении принесла  ему
полную власть над войском, но как человек он стал для всех чужим.
     Девять лет  шла  осада Трои.  Агамемнон  был неутомимым  вождем.  Он  с
неизменным постоянством отстаивает интересы Менелая, сильной рукой руководит
войском.  Но  чтобы девять лет  удерживать воинов,  нужно  иметь  цель более
высокую,  чем  прекрасная Елена. Девять  лет  борьбы с Троей  не  увенчались
успехом.  Но  греки,  стоявшие под  Троей, чувствовали, что  если  уйдут, то
погубят Грецию  и  изменят  лик  буду-щей Европы. Греки остались. Их  держал
мощною  рукой Агамемнон и  вдох-новлял возмужавший за  эти годы Ахилл. Ахилл
состоялся как  личность  на  войне.  Он не  имел дома в детстве  и не  успел
обрести семью. Вся поэзия ранней  юности прошла у  него под знаком войны, но
он  сумел  сохранить  поэтическое  видение  жизни  и благородство  души.  Он
умеллюбить, он  был  преданным  другом  и непобедимым  воином. В  нем  много
нежности. Смерть Ифигении - его первая ступень к возмужанию. Если раньше он,
юный воин, беспрекословно подчинялся  вождю ахеян, то  теперь,  предводитель
своего войска и великий герой, хотя и подчиня-ется  воинской дисциплине,  но
не  любит  Агамемнона,  считая  его  без-душным  и жестоким.  Ахиллу, как  и
Агамемнону, предназначена истори-ческая миссия,  но он ее не знает, он, юный
герой, хочет жить, лю-бить и быть любимым.
     Нравы древних  людей достаточно грубы.  Ахилл, захватив  Фивы,  убивает
семерых братьев Андромахи, жены  Гектора, но он  не оставляет  непогребенным
тело ее отца, Эстиона, не совершает надругательства над трупом побежденного.
Так же  благороден  он  и  с Приамом, выдавая ему труп ненавистного Гектора.
Можно ли требовать большей добро-ты от человека, знавшего только войну? Боги
дали  ему  жизнь  только на  краткий  миг  сражения.  Душа  же  его добра  и
сострадательна. Чело-век, еще одетый в шкуру льва и прикрывающийся бронзовым
щитом, зачастую говорит столь  человеческие  слова,  будто он прошел  долгий
путь  цивилизации.  Он закален  в войне: он  заслуженно один из  вели-чайших
героев,  предводитель  воинов, и он  не любит Агамемнона  и  не  боится его.
Единственная его слабость - он не знает Высшую Волю и поэтому бессилен перед
Агамемноном и должен погибнуть. Но Ахилл знает свою слабость и выбор Судьбы.
В этом его трагизм и благородство, поэтому великий Ахилл,  обладающий  даром
Силы, так трогательно чело-вечен.
     Начало трагедии зародилось в захваченных  Ахиллом Фивах. Стянулся  один
из узлов, который привел к  гибели Трои и началу Ев-ропы.  Там попали в плен
две  прекрасные  женщины:  Хрисеида,  дочь   жреца  Хриса,  которую   отдали
Агамемнону,  и  Брисеида,  отданная  герою  Ахиллу.  "Илиада"  начинается  с
трагедии Хрисеиды.
     ГЃГџГЎГ©   Хрис   умоляет  вернуть  дочь  в  отчий  дом,  но  Агамемнон
непреклонен. Эта женщина - его добыча.Он владеет ею по  праву силь-ного и по
праву вождя. Такое  право для него  естественно. Он не со-бирается  отдавать
то, что  ему  принадлежит.  Тогда опечаленный Хрис  просит заступничества  у
Апполона и бог, внемля его горю, насылает мор на  войско греков. И, странно,
платить  самым  дорогим  для  себя  снова  должен  Агамемнон.  Это  рок.  За
осуществление идеи он должен заплатить всем, что есть у  него.  Ведь недаром
он говорит в Совете, что Хрисеида ничуть не хуже Клитемнестры, и не рабыней,
а женой хотел  он ввести ее в свой дом. Он знает Клитемнестру, знает, что ее
ненависть после смерти Ифигении такова, что жить  им  вместе на одной  земле
невозможно. Речь  только  о том, кто  опередит события и кто пер-вым нанесет
удар. Хрисеида  ему  мила  "и  красотою,  и девственностью, кротким  нравом,
умом".  "Но  соглашаюсь,  ее  возвращаю,  коль требует  польза", - с горечью
говорит Агамемнон. Он видит  и чувствует, что непомерные жертвы, принесенные
ради  общей  пользы, не  только  не  воз-буждают сочувствия,  но,  наоборот,
вызывают  ненависть  к  нему. И он  переполнен гневом. Особенно после смерти
Ифигении его ненавидит  Ахилл,  и  он, может  быть, единственный,  не боится
гнева Агамемнона. Ахилл чувствует себя  истинным героем битвы, а  роль вождя
Агамемнона покрыта  для него мраком  Истории. И именно на  Ахилла направляет
разгневанный Агамемнон ответный удар: "Но  к тебе я  приду, и  из кущи твоей
Брисеиду сам увлекуя..." - восклицает он в гневе.

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коблер Эсфирь, Истоки европеизма