Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 181 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

бы они открыли душу свою бедам его, то Бог  не уп-рекал бы их;они  говорят о
Боге, о праведности, но страдания Иова  ви-дят, а не чувствуют,  и именно за
это гневается на них Бог. В такую минуту они не забывают о своей праведности
перед  Богом, не забывают  себя и,  хотя их слова  умственно верны,  они  не
спасают душу от лицемерия, пусть и неосознанного. Вот слова Элифаза:

     Если попытаться сказать тебе,
     не тяжело ли тебе будет?
     Но кто может удержаться от слов?
     Вот ты наставлял многих,
     И слабым рукам придавал силы.
     Оступившегося поднимали твои слова,
     И подгибающиеся колени ты укреплял.
     А теперь пришло на тебя - и ты изнемог,
     Коснулось тебя и ты пришел в ужас.

     В этих словах -  попытка придать мужество отчаявшемуся и отвра-тить  от
возможности  богохульства;  славя Бога и  дела Его,  они  пыта-ются укрепить
Иова.  Но  не слова нужны человеку в наивысший момент страданий, а плач души
вместе  с его душою, не осмысление, а любовь. Тема дружественности  и дружбы
встает  как проблема  драмы человечес-кой. Удивителен  психологизм книги: не
слова, а интонация выдает истинные чувства друзей. Они говорят от ума, но ум
наш лукавит. В разуме и в словах  наших мы часто не знаем  - что правдаа что
ложь; мы выбираем логическую версию для себя, успокаивая свое надсознание  и
подсознание.  Сердце не может лгать, оно всегда чувст-вует правду.  Праведен
только тот, кто всегда и во всем слушает совесть. Но праведность на  земле -
тяжелая ноша.
     С первых  строк "Книги Иова"  мы  узнаем  главное -  он праведен  перед
людьми  и перед Богом, и именно  праведность является источни-ком  его бед с
точки зрения  провиденциальной. Приходит час  испыта-ния: все отнято у него,
даже плоть гниет и отмирает. В одиночестве  и нищете сидит  он  на  пепелище
дома,  разодрав  одежду  и посыпав  го-лову  пеплом.  Плач  его  и  стенание
сменяется  вечным вопросом к Богу: "За что?". С  точки  зрения Божественного
начала такого вопроса не существует, с точки зрения человека  именно с этого
вопроса начина-ются разговоры с  Богом. Человек  сокрушенный вопрошает Бога,
ища Бога  и себя в Нем. "Человек,  рожденный женой, краток  днями и пресыщен
скорбью". Человек смертен и этим  трагичен; почему  же Бог допускает,  чтобы
беды преследовали человека в короткий миг его тварного бытия? В этом вопросе
"человек современный",  усомнившийся  в Боге, пересмотревший  понятие о Боге
или вовсе лишившийся Бога, по трагичности приближается к  Иову, но  не имеет
мужества как  Иов  вопрошать о  смысле бытия.  Особая трагичность человека в
наше время - без Христа -  в том, что нет надежды на вечную  жизнь души, нет
надежды на восстание из праха до конца  времен. Крик души человека разрывает
сердце:
     И человек даже не встанет.
     До скончания небес не пробудятся,
     И не воспрянут от сна своего.
     И сну нет срока.
     Кажется,  что смысл бытийности и внебытийности  теряется.За500  лет  до
рождества Христова  жизнь  человека  -  так же  как  в наш  век  безверия  -
бесконечно тра-гична по сути своей. Но там, в Иудее,  тогда, две с половиной
тысячи  лет  назад, шел  интенсивный поиск  Бога, определенного евреями  как
Единый вездесущий, всепроникающий и так далее еще пять тысяч лет назад.
     Вера иудеев в Бога Единого была несокрушима, несмотря  ни на какие беды
и  страдания  души,  и  оттого Бог  вступает  в разговор  с  человеком. Иов,
потрясенный близостью к Богу, отвечает Яхве:
     Теперь я узнал, что Ты все можешь,
     И невыполнимого замысла для Тебя нет.
     Ты сказал:
     "Кто этот, без знания омрачающий замысел?"
     Потому и говорил я, что не понимал,
     О вещах непостижимых, что я не знал.
     Слушай же, и я буду говорить,
     Буду спрашивать Тебя, а Ты объясняй мне.
     Иов получает ответ, потому что верует даже будучи стертым в прах,  живя
на грани возможностей человеческих.
     Теперь  здесь, в  Европе,мы  утеряли  Бога и не  слышим Его  ответа. На
вечное вопрошание, обращенное к Богу - зачем, за что? - только Бог, вошедший
в душу, может дать ответ.  Но  как услышать ответ  на вопрошание?  Готова ли
душа к этому? Способны ли мы еще услышать ответ?
     Боль,  поразившая душу, приближает ее  к  Богу.  Таков парадокс:не зная
истины - познаем  Его через боль и  горе. Человек сокрушенный говорит: "Рука
Его вынуждает из меня стоны  о,  если бы я знал, как найти Его...". Вот крик
человека, жаждущего истины и справедливости, поддержки и понимания; только в
Духе Всевышнем и в душе своей находит он опору.
     "Книга  Иова"  - потрясающий  документ,  оправдыва-ющий  человека перед
Богом.  Слова  страдальца  Иова  -  тончайший  психологический   рас-сказ  о
человеке, который до  сих пор важен нам и, по-видимому, ну-жен Божественному
началу как одно из доказательств необходимости тварного духа, каким является
человек.
     Быть праведником  легко, когда Бог радуется вместе с тобой - так Сатана
искушает самого Бога; но если Бог отворачивается от тебя и ты один на один с
бедой? Выдержит ли человек  это искушение?  У  нас  одна жизнь, одно сердце,
одна душа,  и  она болит, когда ей при-чиняют  боль.  За что  платит человек
жизнью, плотью, горем, болью?"Ужасы Бога ополчились против меня".
     Если все зло мира обрушивается на  человека, мы ждем поддержки ближних,
любимых и любящих и . . .не находим. "Человек хорош в радости, а в горе кому
он нужен?" - говорит  Иов.  Казалось,  Иов полу-чил  поддержку  ближних,  но
сколько лицемерия в их словах. Жена, самый  близкий человек - все  беды Иова
обрушились  и на  нее  - советует  Иову:  "Прокляни  Бога!"  Значение такого
проклятия заключа-ется в том, что Бог навсегда отвернется от человека, и  не
будет ему спасения, и погибнет он и телом и душой. Проклясть Бога - означает
позвать  смерть  и перейти к  сатане.  Вот совет  ближнего!  Никогда Иов  не
последует ему, не  потому, что боится смерти, а потому, что боится отпадения
от Бога. Бог - высшая радость его, несмотря на ужас бытия. А в  то  же время
он так страдает, что зовет смерть и говорит о ней, как об успокоении:

     "Там беззаконные перестают наводить
     Страх, и там отдыхают истощившиеся в силах.
     Там узники вместе наслаждаются

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коблер Эсфирь, Истоки европеизма