|
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 28 Размер файла: 181 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» бы они открыли душу свою бедам его, то Бог не уп-рекал бы их;они говорят о
Боге, о праведности, но страдания Иова ви-дят, а не чувствуют, и именно за
это гневается на них Бог. В такую минуту они не забывают о своей праведности
перед Богом, не забывают себя и, хотя их слова умственно верны, они не
спасают душу от лицемерия, пусть и неосознанного. Вот слова Элифаза:
Если попытаться сказать тебе,
не тяжело ли тебе будет?
Но кто может удержаться от слов?
Вот ты наставлял многих,
И слабым рукам придавал силы.
Оступившегося поднимали твои слова,
И подгибающиеся колени ты укреплял.
А теперь пришло на тебя - и ты изнемог,
Коснулось тебя и ты пришел в ужас.
В этих словах - попытка придать мужество отчаявшемуся и отвра-тить от
возможности богохульства; славя Бога и дела Его, они пыта-ются укрепить
Иова. Но не слова нужны человеку в наивысший момент страданий, а плач души
вместе с его душою, не осмысление, а любовь. Тема дружественности и дружбы
встает как проблема драмы человечес-кой. Удивителен психологизм книги: не
слова, а интонация выдает истинные чувства друзей. Они говорят от ума, но ум
наш лукавит. В разуме и в словах наших мы часто не знаем - что правдаа что
ложь; мы выбираем логическую версию для себя, успокаивая свое надсознание и
подсознание. Сердце не может лгать, оно всегда чувст-вует правду. Праведен
только тот, кто всегда и во всем слушает совесть. Но праведность на земле -
тяжелая ноша.
С первых строк "Книги Иова" мы узнаем главное - он праведен перед
людьми и перед Богом, и именно праведность является источни-ком его бед с
точки зрения провиденциальной. Приходит час испыта-ния: все отнято у него,
даже плоть гниет и отмирает. В одиночестве и нищете сидит он на пепелище
дома, разодрав одежду и посыпав го-лову пеплом. Плач его и стенание
сменяется вечным вопросом к Богу: "За что?". С точки зрения Божественного
начала такого вопроса не существует, с точки зрения человека именно с этого
вопроса начина-ются разговоры с Богом. Человек сокрушенный вопрошает Бога,
ища Бога и себя в Нем. "Человек, рожденный женой, краток днями и пресыщен
скорбью". Человек смертен и этим трагичен; почему же Бог допускает, чтобы
беды преследовали человека в короткий миг его тварного бытия? В этом вопросе
"человек современный", усомнившийся в Боге, пересмотревший понятие о Боге
или вовсе лишившийся Бога, по трагичности приближается к Иову, но не имеет
мужества как Иов вопрошать о смысле бытия. Особая трагичность человека в
наше время - без Христа - в том, что нет надежды на вечную жизнь души, нет
надежды на восстание из праха до конца времен. Крик души человека разрывает
сердце:
И человек даже не встанет.
До скончания небес не пробудятся,
И не воспрянут от сна своего.
И сну нет срока.
Кажется, что смысл бытийности и внебытийности теряется.За500 лет до
рождества Христова жизнь человека - так же как в наш век безверия -
бесконечно тра-гична по сути своей. Но там, в Иудее, тогда, две с половиной
тысячи лет назад, шел интенсивный поиск Бога, определенного евреями как
Единый вездесущий, всепроникающий и так далее еще пять тысяч лет назад.
Вера иудеев в Бога Единого была несокрушима, несмотря ни на какие беды
и страдания души, и оттого Бог вступает в разговор с человеком. Иов,
потрясенный близостью к Богу, отвечает Яхве:
Теперь я узнал, что Ты все можешь,
И невыполнимого замысла для Тебя нет.
Ты сказал:
"Кто этот, без знания омрачающий замысел?"
Потому и говорил я, что не понимал,
О вещах непостижимых, что я не знал.
Слушай же, и я буду говорить,
Буду спрашивать Тебя, а Ты объясняй мне.
Иов получает ответ, потому что верует даже будучи стертым в прах, живя
на грани возможностей человеческих.
Теперь здесь, в Европе,мы утеряли Бога и не слышим Его ответа. На
вечное вопрошание, обращенное к Богу - зачем, за что? - только Бог, вошедший
в душу, может дать ответ. Но как услышать ответ на вопрошание? Готова ли
душа к этому? Способны ли мы еще услышать ответ?
Боль, поразившая душу, приближает ее к Богу. Таков парадокс:не зная
истины - познаем Его через боль и горе. Человек сокрушенный говорит: "Рука
Его вынуждает из меня стоны о, если бы я знал, как найти Его...". Вот крик
человека, жаждущего истины и справедливости, поддержки и понимания; только в
Духе Всевышнем и в душе своей находит он опору.
"Книга Иова" - потрясающий документ, оправдыва-ющий человека перед
Богом. Слова страдальца Иова - тончайший психологический рас-сказ о
человеке, который до сих пор важен нам и, по-видимому, ну-жен Божественному
началу как одно из доказательств необходимости тварного духа, каким является
человек.
Быть праведником легко, когда Бог радуется вместе с тобой - так Сатана
искушает самого Бога; но если Бог отворачивается от тебя и ты один на один с
бедой? Выдержит ли человек это искушение? У нас одна жизнь, одно сердце,
одна душа, и она болит, когда ей при-чиняют боль. За что платит человек
жизнью, плотью, горем, болью?"Ужасы Бога ополчились против меня".
Если все зло мира обрушивается на человека, мы ждем поддержки ближних,
любимых и любящих и . . .не находим. "Человек хорош в радости, а в горе кому
он нужен?" - говорит Иов. Казалось, Иов полу-чил поддержку ближних, но
сколько лицемерия в их словах. Жена, самый близкий человек - все беды Иова
обрушились и на нее - советует Иову: "Прокляни Бога!" Значение такого
проклятия заключа-ется в том, что Бог навсегда отвернется от человека, и не
будет ему спасения, и погибнет он и телом и душой. Проклясть Бога - означает
позвать смерть и перейти к сатане. Вот совет ближнего! Никогда Иов не
последует ему, не потому, что боится смерти, а потому, что боится отпадения
от Бога. Бог - высшая радость его, несмотря на ужас бытия. А в то же время
он так страдает, что зовет смерть и говорит о ней, как об успокоении:
"Там беззаконные перестают наводить
Страх, и там отдыхают истощившиеся в силах.
Там узники вместе наслаждаются
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |