Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 28 Размер файла: 181 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» бы они открыли душу свою бедам его, то Бог не уп-рекал бы их;они говорят о Боге, о праведности, но страдания Иова ви-дят, а не чувствуют, и именно за это гневается на них Бог. В такую минуту они не забывают о своей праведности перед Богом, не забывают себя и, хотя их слова умственно верны, они не спасают душу от лицемерия, пусть и неосознанного. Вот слова Элифаза: Если попытаться сказать тебе, не тяжело ли тебе будет? Но кто может удержаться от слов? Вот ты наставлял многих, И слабым рукам придавал силы. Оступившегося поднимали твои слова, И подгибающиеся колени ты укреплял. А теперь пришло на тебя - и ты изнемог, Коснулось тебя и ты пришел в ужас. В этих словах - попытка придать мужество отчаявшемуся и отвра-тить от возможности богохульства; славя Бога и дела Его, они пыта-ются укрепить Иова. Но не слова нужны человеку в наивысший момент страданий, а плач души вместе с его душою, не осмысление, а любовь. Тема дружественности и дружбы встает как проблема драмы человечес-кой. Удивителен психологизм книги: не слова, а интонация выдает истинные чувства друзей. Они говорят от ума, но ум наш лукавит. В разуме и в словах наших мы часто не знаем - что правдаа что ложь; мы выбираем логическую версию для себя, успокаивая свое надсознание и подсознание. Сердце не может лгать, оно всегда чувст-вует правду. Праведен только тот, кто всегда и во всем слушает совесть. Но праведность на земле - тяжелая ноша. С первых строк "Книги Иова" мы узнаем главное - он праведен перед людьми и перед Богом, и именно праведность является источни-ком его бед с точки зрения провиденциальной. Приходит час испыта-ния: все отнято у него, даже плоть гниет и отмирает. В одиночестве и нищете сидит он на пепелище дома, разодрав одежду и посыпав го-лову пеплом. Плач его и стенание сменяется вечным вопросом к Богу: "За что?". С точки зрения Божественного начала такого вопроса не существует, с точки зрения человека именно с этого вопроса начина-ются разговоры с Богом. Человек сокрушенный вопрошает Бога, ища Бога и себя в Нем. "Человек, рожденный женой, краток днями и пресыщен скорбью". Человек смертен и этим трагичен; почему же Бог допускает, чтобы беды преследовали человека в короткий миг его тварного бытия? В этом вопросе "человек современный", усомнившийся в Боге, пересмотревший понятие о Боге или вовсе лишившийся Бога, по трагичности приближается к Иову, но не имеет мужества как Иов вопрошать о смысле бытия. Особая трагичность человека в наше время - без Христа - в том, что нет надежды на вечную жизнь души, нет надежды на восстание из праха до конца времен. Крик души человека разрывает сердце: И человек даже не встанет. До скончания небес не пробудятся, И не воспрянут от сна своего. И сну нет срока. Кажется, что смысл бытийности и внебытийности теряется.За500 лет до рождества Христова жизнь человека - так же как в наш век безверия - бесконечно тра-гична по сути своей. Но там, в Иудее, тогда, две с половиной тысячи лет назад, шел интенсивный поиск Бога, определенного евреями как Единый вездесущий, всепроникающий и так далее еще пять тысяч лет назад. Вера иудеев в Бога Единого была несокрушима, несмотря ни на какие беды и страдания души, и оттого Бог вступает в разговор с человеком. Иов, потрясенный близостью к Богу, отвечает Яхве: Теперь я узнал, что Ты все можешь, И невыполнимого замысла для Тебя нет. Ты сказал: "Кто этот, без знания омрачающий замысел?" Потому и говорил я, что не понимал, О вещах непостижимых, что я не знал. Слушай же, и я буду говорить, Буду спрашивать Тебя, а Ты объясняй мне. Иов получает ответ, потому что верует даже будучи стертым в прах, живя на грани возможностей человеческих. Теперь здесь, в Европе,мы утеряли Бога и не слышим Его ответа. На вечное вопрошание, обращенное к Богу - зачем, за что? - только Бог, вошедший в душу, может дать ответ. Но как услышать ответ на вопрошание? Готова ли душа к этому? Способны ли мы еще услышать ответ? Боль, поразившая душу, приближает ее к Богу. Таков парадокс:не зная истины - познаем Его через боль и горе. Человек сокрушенный говорит: "Рука Его вынуждает из меня стоны о, если бы я знал, как найти Его...". Вот крик человека, жаждущего истины и справедливости, поддержки и понимания; только в Духе Всевышнем и в душе своей находит он опору. "Книга Иова" - потрясающий документ, оправдыва-ющий человека перед Богом. Слова страдальца Иова - тончайший психологический рас-сказ о человеке, который до сих пор важен нам и, по-видимому, ну-жен Божественному началу как одно из доказательств необходимости тварного духа, каким является человек. Быть праведником легко, когда Бог радуется вместе с тобой - так Сатана искушает самого Бога; но если Бог отворачивается от тебя и ты один на один с бедой? Выдержит ли человек это искушение? У нас одна жизнь, одно сердце, одна душа, и она болит, когда ей при-чиняют боль. За что платит человек жизнью, плотью, горем, болью?"Ужасы Бога ополчились против меня". Если все зло мира обрушивается на человека, мы ждем поддержки ближних, любимых и любящих и . . .не находим. "Человек хорош в радости, а в горе кому он нужен?" - говорит Иов. Казалось, Иов полу-чил поддержку ближних, но сколько лицемерия в их словах. Жена, самый близкий человек - все беды Иова обрушились и на нее - советует Иову: "Прокляни Бога!" Значение такого проклятия заключа-ется в том, что Бог навсегда отвернется от человека, и не будет ему спасения, и погибнет он и телом и душой. Проклясть Бога - означает позвать смерть и перейти к сатане. Вот совет ближнего! Никогда Иов не последует ему, не потому, что боится смерти, а потому, что боится отпадения от Бога. Бог - высшая радость его, несмотря на ужас бытия. А в то же время он так страдает, что зовет смерть и говорит о ней, как об успокоении: "Там беззаконные перестают наводить Страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |