|
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 28 Размер файла: 181 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» покоем, и не слышат криков наставника.
Малый и великий там равны, и
раб свободен от господина своего".
Ибо здесь на земле:
"Нет мне мира, нет покоя, нет отрады:
постигло несчастие".
Смерть есть избавление от бед, смерть - успокоение отчаявше-гося,
освобождение от страдания, но разрешить ее себе человек не может. Сердце
Иова разрывается, но он должен жить, жить среди лю-дей.
От "Книги Иова" до наших дней человек строит множество иллюзий по
поводу своей соразмерности с кем-то, сопереживания и сопонимания людей: от
человека к человеку. История культуры человечест-ва - это попытка найти
Человека и Человека. Потому что нет тяжелее испытания для людей, чем
одиночество. Может ли че-ловек, существо думающее, чувствующее,
одухотворенное, соединиться душою со-переживания, со-ития, со-знания с
другим человеком? Может ли донести самого себя другим: ближним, дальним,
сейчас и через века, детям и потомкам? Через эту жажду соития приходит
чело-век к искусству; оставляет себя вечности, попирает смерть. Прекрасное -
есть мир, который творит человек, - хотя не все Прекрасное есть творение
человеческое, - на этом стоит Античность, Возрождение, гуманизм. Миры,
сотворенные человеком, есть время, преодоленное человеком. Если искусство (в
широком смысле) есть новый, человеком сотворенный мир и преодоление времени
и смерти, то оно как ничто другое связывает нас с Творцом.
В искусстве живо только то, что одухотворено, то, в чем есть Дух.
Творчество как духовный акт абсолютно человечно, но одухотворен-ность - то,
что дано человеку Богом. Божественная одухотворенность, переходя от Бога
через человека в произведение искусства, делает его бессмертным, но если
этого нет, то нет и бессмертного произве-дения. Сколь ни совершенны формы -
без Духа они мертвы. "Книга Иова" как произведение искусства уникальна тем,
что она впервые показывает, что попытка обратиться от человека к человеку -
не-состоятельна. Через две с половиной тысячи лет, в XX веке н.э., мы вновь
поняли, что "человек и человек" - это формула одиночества, неприкаянности,
непонимания, потому что нет чего-то связующего. Недаром Иов отвечает с
горечью на речи друзей своих:
Доколе вы будете мучить душу мою
И сокрушать меня речами?
Все искусство модернизма, особенно литература и философия
экзистенциализма, начиная с Кьеркегора, раскрывает как беспредельно одинок
человек, лишившийся Бога. Объективно человек всегда одинок в высочайшие
моменты бытия - рождения и смерти. Здесь никто дру-гой не может участвовать,
но если в течение жизни человек утерял Бога, и Бога в душе нет, то зачем
жизнь перед лицом такой бездны одиночества? Субъективно это выражено в сне
Раскольникова на каторге: ему снилось, что все люди поражены неки-ми
трихинами. Болезнь заключается в том, что люди перестают пони-мать друг
друга. Каждый кричит, что именно он знает истину, и не слышат друг друга.
Это болезнь нашего времени, болезнь нетерпи-мости и абсолютного одиночества,
незнания Высшей Истины, о которой Лев Толстой говорил, что "только там, где
есть Бог, там есть Добро, Красота и Правда", ибо Бог во всех своих
проявлениях есть Любовь, есть объединение единичных истин. Поэтому
состоятельна только связующая триада: "Человек - Бог - человек", - причем в
этой триаде не может отсутствовать ни одно звено, иначе рухнет самая
устойчивая модель Мироздания - треугольник, и человек погибнет в пучине
собственного одинокого "Я". Выстраивая линию "человек - человек", мы в конце
кон-цов лишаемся духа и приходим к одиночеству, войнам и гибели.
Современное искусство, начиная с Достоевского и Ницше, показало нам
страшную опасность - попытку вместо Бога поставить сверхчеловека.
Сверхчеловек не нуждается в Боге. Он устанавливает свои законы,
отсутствующие в мироздании: "Убивайте, убивайте, убивайте! Я беру на себя
ваши грехи" (Герман Геринг). "Сверхчеловек" лишен понятия о человеке, ибо он
лишен Духа, как будто не было тысячелетий ра-боты Духа над плотью, как будто
плоть устала от напряженней духовной работы. Кроме того, обычному человеку,
то есть тому, кто обла-дает Духом Божьим, сверхчеловек предназначил роль
раба. Добиться этого он может только силой. В таком деле ему, кроме орудий
циви-лизации в виде автоматов и танков, помогают и заменяющие Дух поня-тия:
нация, каста, партия, класс.
Несостоятельно и другое убеждение: нет ничего, кроме Бога. В этом
случае мы приходим к инквизиции и крайнему экстремизму ис-ламского
фундаментализма, ибо тогда жизнь человека - не высочай-шее таинство, не
высочайшее воплощение Духа, а ничто, нечто, не имеющее цены и ценности.
Будем благодарны Достоевскому, Кьеркегору, Камю, Сартру, Фрейду, Фромму,
Ясперсу, показавшим ужас того, к чему мы пришли. Выявив истинную цену,
которую мы заплатили, отка-зываясь от Духа и самих себя, дойдя до краха
самоуничтожения, надо попытаться вернуться к великой триаде:
Человек - Бог - человек.
Полная ее расшифровка, наверное, невозможна. Конец Света еще не
наступил, и понять замысел Божий до конца нам не дано. Дано априори две
вещи: вечное движение к Истине и полная свобода в выборе между Добром и
Злом. Мы не можем дать определение: что есть Бог. Повторим слова Владимира
Соловьева - Бога нельзя познать, Бога можно почувствовать в своей душе. Это
тоже тройст-венная формула, выраженная другими словами. Можно попытаться
найти какие-то определения божественного начала, которые в ходу со времен
Авраама до современных научных изысканий. Бог есть бесконечное,
всеобъемлющее, во все времена сущее, из себя творящее, все собой
одухотворяющее, всезнающее, во времени и пространстве бесконечное, любящее и
созидающее начало. ОтБогалюбовь, созидание и гармония. От другого начала -
зло, раз-рушение, хаос. И совершенный Бог созидает человека. Зачем? Какая
сила любви, нам недоступная, требует сотворить сущее, огра-ниченное, как и
все во вселенной, во времени и в форме, но имеющее то, чего нет во всей
вселенной - Частицу Духа. Разве без человека вселенная не была бы полна?
Может быть, через человека Бог тоже познает что-то, хотя бы самоощущение
сотворенного существа. Тогда каждый из нас есть драгоценность в сущном мире.
Теология говорит, что в каждом человеке отражен лик Божий. Причиняя друг
другу боль, сея смерть, мы создаем зло, и чем больше мы творим зло, тем
больше оно обрушивается на нас, отодвигая от Бога. Свобода в выборе между
Добром и злом есть главный дар Бога в человеческой жизни, и самое тяжелое
бремя. Иов тем и потрясает, что перед лицом абсолютного зла абсолютно
свободно выбирает Добро.
За две с половиной тысячи лет плоть, кажется, устала от поиска Добра.
Достоевский устами Ивана Карамазова говорит о том, что человек слаб. В
"Легенде о великом инквизиторе" высказана фи-лософская идея, которая в
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |