Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 181 Кб
Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»

имморализма.
     Отсрочка, данная Трое перед ее падением,  могла поставить на чашу весов
будущее  появление  Европы. Но этого  не допустит  Бог,  этому  не  позволит
осуществиться  Агамемнон,   не  сможет  противиться  судьбе   Ахилл.   После
сокрушительного  поражения   Нестор  иронизирует   над   воп-росом   Ахилла,
пославшего Патрокла узнать о судьбе греков:
     "Что же герой Ахиллес беспокоится так о данаях,
     Медью враждебной в бою пораженных? Не знает ли все он
     Горе, постигшее воинство наше!"
     Не  выдерживает  Патрокл  такого  упрека  и  в  доспехах  своего  друга
Ахиллеса, на  его колеснице, вступает в бой. Бешено  теснит он  троянцев. Но
судьба -  это судьба.  Патрокл должен погибнуть от  руки Гектора и погибает,
пораженный Гектором и Апполоном. Свершилось.
     Гибель Патрокла - начало погибели Трои.  Закончились  изнуряющие  9 лет
борьбы, теперь  время спрессовано до предела  и  раскручивается  как  сжатая
пружина. Узнав о гибели друга, Ахилл погружается в отчаяние,  раскаивается в
своей гордыне, и ничто не радует его:
     "О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею
     Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит.
     Он в зарождении сладостней тихо струящегось меда,
     Скоро в груди человека, как пламенный дым, возрастет!
     Гневом таким преисполнил меня властелин Агамемнон.
     От этого гнева погиб Патрокл:
     . . . Зевс-громовержец все мнеисполнил.
     . . .
     Но какая в том радость, когда потерял я Патрокла . . ."
     Теперь единственное его желание - отомстить, хотя он знает предсказание
-  после   смерти  Гектора  должен  погибнуть  он  сам,  Ахилл,  но  это  не
останавливает его.
     Перед решающей битвой Ахилл примиряется  с Агамемноном,верхов-ный вождь
торжественно обещает отдать  и все, что обещал Ахиллу  ранее,  и  прекрасную
Брисеиду,  из-за  которой разгорелась  вражда. Но что  с  того Ахиллу, когда
погиб его лучший друг!
     "0! Почто Артемида сей девы стрелой не пронзила
     В день, как ее между пленниц избрал я, Лирнесс разоривши:
     Сколько ахейских героев земли не глодало б зубами,
     Пав под руками враждебных, когда я упорствовал в гневе!"
     Только  теперь,  когда  боль  утраты коснулась  его,  Ахилл  понял  всю
бессмысленность  и  несправедливость своей обиды и  вражды.  Трагедия  его и
Агамемнона в  том, что их  судьбы  переплетены, подчи-нены более других воле
Рока. Исполнив свое предназначение, они оба должны погибнуть. Агамемнон
     знает, во имя чего он разрушает Трою.  Ахилл должен разрушить ее. Елена
- повод для гибели Трои.
     Брисеида - повод  вражды  между Ахиллом и Агамемноном.  Но эта вражда -
знамение судьбы, которая  напоминает, что победа - не радость. Победа  - это
тоже кровь и гибель. Победа убивает победителей. Она, победа, есть лишь знак
того, что  исполнилась Высшая  воля,  судьба, но  платят за это обе стороны.
Гомер показал в первую очередь не трагедию побежденных, а трагическую судьбу
победителей. Исполнив  волю  рока, истории, Высших сил, победитель погибает,
деградирует, пускается в  неизвестное  плавание. Словом,  либо  он конченный
человек, либо должен переродиться и родиться заново.
     Это роковые моменты истории,  когда на земле сгущается  судьба и правит
Бог;  оттого под  Троей сражались  не только  люди, но  происхо-дит и  битва
богов. Ведь Судьба - это течение времени в том или ином направлении, и какой
вектор будет избран,  так и пойдет история. И боги хотят испытать Судьбу, но
она неумолима. Агамемнон, зная Судьбу, неукоснительно исполняет  ее веление,
все более и более отре-каясь  от себя. Боги Гомера слишком самолюбивы, чтобы
быть  смиренными.  Человек, несущий  бремя Судьбы, морально  выше  их.  Боги
Греции  бессмертны,  и  оттого  им присущ  имморализм.  Человек смертен,  но
одухотворен знанием Судьбы, поисками истины и страданием. Этим  он  близок к
Богу, которого несет  в своей душе, еще не зная Его. Потому  всякая  попытка
обоснования сверхчеловека отдаляет нас  от Бога. Сражение Ахилла с Гектором,
смерть Гектора, потрясающий душу раз-говор  Ахилла и  Приама  - не врагов, а
двух  несчастных людей, поте-рявших самое дорогое, что у них было, - все это
преддверие гибели Трои.
     В  самый момент  гибели Трои  мы не  знаем, что  делает  Агамемнон.  Он
командует  взятием Трои и  дворца Приама,  но убийство и  грабеж богатейшего
города Азии  -  не его дело. Все  дары от получит  от воинов, лучшие  рабыни
достанутся ему: он - верховный вождь.
     Наверное, он смотрел на  пылающий город,  не испытвая ни  радос-ти,  ни
злобы. Исполнилось то,  к чему он  шел всю жизнь,  за что сра-жался  10 лет.
Погиб город, который угрожал всей Греции. Вместе с потомками уцелевшего Энея
Греция создаст  Европу.  Агамемнон исполнил веление  Судьбы и был опустошен,
ведь дальше - забвение. Судьба бла-годарит по-своему.  Ее благодарность не в
том, что она меняется, а в том, что приоткрывает свой лик.
     Герой   Аякс   был   так  разгорячен  бит-вой,  что  ворвался   в  храм
Афины-Паллады и  грубо  схватил вещую Кассандру, когда  она  искала защиты у
статуи Афины.  Аякс  разбил  ста-тую. Кассандра подчинилась  грубой силе, но
предсказала Аяксу его  смерть. Испуганный  Аякс  не знал,  что делать ему  с
вещей Кассандрой. Он,  как  и все, не  поверил предсказанию, но испугался. И
тогда,  как дань  вождю, он отдал Кассандру  Агамемнону.  Рабыня Кассандра и
вели-кий вождь, победитель Трои, встретились как  равные. Ночью, когда затих
стан греков  и  прекратился пожар  Трои, Агамемнон позвал к  себе Кассандру.
Молча смотрели друг на друга два человека с высохшими глазами, два человека,
знающие Правду. Ей - не верит никто, он - сам никогда не скажет, что знает о
силе  Рока. Кассандра впервые  увидела  перед  собой человека, не  боящегося
Судьбы, и она рассказала ему все: что будет  с Троей, что будет с Грецией  и
как  он,  Агамемнон,  встре-тит  свою  смерть.  Этот  сильный, честолюбивый,
страстный человек при-мет все как должное.
     О, да!  Он  единственный  из греков, кто  задер-жится  в Троаде,  чтобы
принести жертвы  и умилостивить свою судьбу, которой теперь правит Афина, но
разве боги прощают тех, кто правил ими, вступив в сговор с Судьбой? Никогда!
Агамемнон  это  знает.  Знает и  Кассандра. Поэтому  на  корабле, плывущем в
Грецию,  в  Микены,  их  видели  всегда  вместе. Впрочем, они  мало  времени
проводили на палубе. Они уходили в глубь корабля, чтобы быть вдвоем. Их тела
были  сухи, как и их глаза. Им не о чем было  говорить, потому что они знали
все. Эти последние предсмертные поцелуи сжигали оставшуюся им жизнь.
     Прибытие  Агамемнона  в Микены было пышным. Воины украшены вен-ками; за
ними шли  бесчисленные рабы и  везли огромные богатства во дворец,  где царя
ждала  Клитемнестра.  Сам  Агамемнон ехал на колесни-це,  покрытой  цветами,

Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коблер Эсфирь, Истоки европеизма