Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 181 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

высшими  мирами тонкой интуицией и упорным трудом души. Путь  зла проще - он
дает  немедленный  результат.  Его  можно   остановить,  только  сознательно
разрушив либо человека,  несущего зло, либо  путь, который  он создал. Тогда
возникает масса  препятствий или верная гибель того, кто хочет противостоять
злу.
     Силы  зла  напрямую связаны с нашим миром. Силы  добра исходят от Бога.
Бог,   явленный   во  всем,   но  скрытый  завесой  бесконечности  от  мира,
предоставляет  свободу  выбора  своему  прекрасному  творе-нию  -  человеку.
Клавдий выбрал зло.
     Свободный в своем выборе Гамлет становится на пути зла.
     "Времен порвалась нить,
     И я рожден, чтоб их соединить"
     Ценой  его  жизни соединяется  не только  время,  но  и путь человека к
добру, к Богу. Восстанавливается то нравственное время, которое и составляет
медленное движение человека  к  истине.  Тот, кто  становится  на  пути зла,
обречен на гибель и сознательно приносит себя в жертву. Без этой жертвы - от
Сократа, Иисуса Христа до Гамлета - не было бы пути к добру.
     Камень   человеческой   жизни,   лежащий   в   фундаменте   нормального
существования  людей  и  вынутый  Клавдием, обрушил целое  здание,  и  нужен
титанический труд, чтобы заполнить возникшую пустоту.
     Если бы не было противостояния Гамлета, то, быть может, возник бы новый
мир, замешанный на крови, отринувший совесть и Бога. Это мир катастрофичный,
в  конце  концов  пожирающий  себя,  втянувший в беду  всю страну  и  народ,
предчувствовавший  недоброе  при  воцарении Клавдия. (Марцелло:  "Я бедствия
Отечества предвижу").
     Поддавшийся  соблазну  зла,  пошедший на преступление Клавдий прерывает
все связи с  Богом.  Желая молиться, он не может произ-нести слова  молитвы,
ибо знает, что все, сказанное им Богу - пустой звук. Нет цели во имя которой
можно пролить кровь, нет оправдания убившему.
     Король:
     Злодейства пар кровавый,
     Страшного злодейства,
     Достиг небес. Ужасно преступленье,
     Мной совершенное . . . первоначальный грех . . .
     Злодейство Каина . . . Убийство брата!
     Я не могу молиться,хоть порывы
     Раскаянья терзают душу мне -
     Вина моя раскаянья превыше . . .
     Вина  выше раскаяния.  Душа болит,  но  ум  и воля не  подчиняются  ей.
Преступление начинается с зависти. Потом приходит искренняя уверенность, что
он более достоин и  трона, и королевы, чем  соперник; потом совершается само
преступление,  может  быть,   по  мысли  преступника,  ради  "восстановления
справедливости",  как  о  том  бредово  мечтал  Раскольников.  Таким образом
свершается судьба, и отречение от преступления есть отречение от собственной
жизни. Вот почему злая воля и злой ум не подчиняются душе.
     . . .Какими же словами
     Молиться тут? "Прости убийство мне?"
     Нет, так нельзя. Я не вернул добычи.
     При мне все то, зачем я убивал:
     Моя корона, край и королева.
     За что прощать того, кто тверд в грехе?
     (Пер. Б.Пастернака)
     Гамлет  все время тревожит душу  Клавдия. Безумные  речи Гамлетабередят
его  совесть, они -  он чувствует  это  - угрожают ему.  Король  и властелин
Клавдий больше всего боится не потерять власть, а боится той правды, которую
предчувствует, осознает душа Гамлета. Правда страшна Клавдию, она грозит ему
гибелью.
     Клавдий:
     Нет! Это не любовь, и то, что говорил он,
     Как ни было нескладно - не безумство!
     В душе его таится что-то, и его печаль
     Скрывает гибель . . .
     Для Клавдия нет  ничего страшнее,  чем тайна и печаль  гамлетовой души.
Кровавыми руками можно  создать  власть, но  нельзя создать мир.  Кто близко
подпускает к себе зло, тот гибнет, не только  физически, но в первую очередь
нравственно, отравляя все вокруг себя.
     Гибельна сама любовь Клавдия.
     Королеву  убивает Клавдий  в  первую  очередь, сначала развратив, потом
убив.  Королева  -  одиниз   мотивов  убийства,  но  она  идет  за  убийцей,
подчиняется ему, его лести, его соблазну.
     Тень:
     Волшебством разума и лестью как
     Умел прельстить мою супругу, королеву . . .
     . . .Она поверглась в пропасти разврата.
     Но Тень завещает Гамлету:
     Страшись поднять на матерь руку,
     Оставь ее терзаньям горести и скорби -
     Отмсти убийце . . .
     Эта любовь,  которая даже  после смерти  защищает и оберегает предавшую
душу, эта  любовь  была забыта так быстро, так легко.  Месяца  не  прошло, а
подвенечное платье сменило траур.
     Гамлет:
     . . .Провиденье
     Такого брака не могло благословить!
     Быть худу, быть бедам . . .
     Гамлет пытается вернуть себе мать, открыть ей глаза, вновь вознести  на
те  вершины благородства духа, на которые  возносил ее первый брак и которые
она утратила  в бреду второго замужества. Гамлет пытается добиться покаяния,
то есть того главного, что может спасти заблудшую душу, заставить вглядеться
в себя.
     Гамлет:
     . . . Цвет любви
     Ты облила смертельным ядом; клятву,
     Пред алтарем тобою данную супругу,
     Ты в клятву игрока преобратила;
     Ты погубила веру в душу человека;
     Ты посмеялась святости закона,
     И небо от твоих злодейств горит;
     Да, видишь ли, как все печально и уныло,
     Как будто наступает страшный суд!

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коблер Эсфирь, Истоки европеизма