Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 28 Размер файла: 181 Кб Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» Нет ничего более высокого и ценного в мире, чем человеческая жизнь. Пока человек жив, есть надежда на то, что он повернет свою душу к добру. Каждая душа в мире - самоценна. Она занимает место в мироздании. Отсутствие какой-либо души в мире, смерть души, при невыполненной на земле работе, искусственное уничтоже-ние души - трагедия для мира, катастрофа, потому что душа человека соединяет в себе множество миров. В ней, как в фокусе, Бог сосредоточил весь космос, разные миры и разные аспекты существования добра и зла, познания и неведения, нравственности и бездуховности. Изымая из мира живых одну-единственную душу, преступник как бы рассыпает стройную картину мироздания. Бог создал мир. Еще Филон Александрийский писал, что прямой необходимости сотворения у Того, Кто есть Все - нет. Мир тварный сотворяется только от любви, потому что все хочет быть воплощенным, но воплощается только потому, что Бог - это любовь. Все сотворе-ние - добро, все разрушение - зло. Нет более страшного разрушения, чем отъятие жизни, и нет страшнее преступления, чем отъятие жизни человеческой. Сотворив такое зло, Клавдий вызывает обвал сотворенного мира. Мир вообще хрупок. Если из обихода человека изымается любовь - он деградирует и гибнет, еслиуходитБог - уходят все нравственные критерии, теряются все подлинные связи человека с миром, их место в той или иной степени занимает сугу-бо тварный мир, который либо легко наталкивается на ошибки, либо вовсе подсказывает путь ко злу. Соотношение человека с Богом проходит через несколько точек: любовь, во всех ее проявлениях, в первую очередь духовная любовь ко всему живому; совесть, или то, что философы называют искрой Божьей в человеке; и, наконец, смерть и бессмертие. Все три грани выявляются у Шекспира как неотъемлемые части человеческого бытия. Вот почему для Гамлета отомстить и убить - почти непосильная работа. Он не ищет оправдания своей нерешительности, он презира-ет себя за нее, он ненавидит Клавдия, и все же сомневается, имеет ли право. Гамлет сомневается в правдивости своего знания. Ведь весть об убийстве он получил от тени, от того, кто в другой жизни, в другом мире, и неизвестно, правда ли это или смущение человека потусторонней силой. Только в конце приходит уверенность, но и уверенность еще не действие. Гамлет не смеет мстить до того предела, когда зло само выходит наружу, уничтожает все вокруг, придя в мир в обли-чии Клавдия, подчинив себе и уничтожив его личность. В момент всеобщей погибели поднимается на убийцу рука Гамлета. Собственно, он уже не мстит, он останавливает зло, которое, обретя челове-ческую плоть, грозит разрушить весь мир. Образ человека, начавше-го преступление во имя определенной цели и идеи, вынужденного логикой событий уничтожать все вокруг, - прообраз нашего времени. Тень короля Гамлета есть кровь, воззвавшая от земли. Принц Гамлет вынужден нести бремя добра, которое к нему воззвало. Он с тревогой наблюдает, как сжимается круг, как стягивается петля на его шее. Онобъявляет себя сумасшедшим и под этим покровом приглядывается к убийце, пытаясь уяснить степень его виновности, степень раскаяния или готовность к новому злодеянию. Каиново преступление - фон, накоторомразыгрываетсядрама жизни - драма духа, одиночества; трагедия попранной жизни, преда-тельства самых близких людей, отказ от любви и мучительный поиск истины. Каин - предтеча, предсказание искаженного убийствами мира. Там, где убийство, предательство, там рушится мир, погребая под собой все новые и новые жертвы. Для человека моральная точка отсче-та всегда была главным критерием и отличием от всего сущего. Напрямую связывает человека с Богом только его попытка осознания добра и зла. Бессмертие не нужно человеку, если он не может распознать добро и зло. В смутные времена эти понятия смешиваются, становятся как бы неразличимыми или уходят на второй план, лишая человеческое существование основного смысла бытия. Добро требует от человека большого внутреннего напряжения, верного чувства правды, тонкой интуиции. Познать от Древа Добра и Зла, осознать - что есть добро и что есть зло. Когда в душе человека происходит смешение, неразличение, непонимание противо-полагающих основных нравственных начал мира, то начинается деформация души, приятие формального взаимоотношения существования в рамках неких групповых законов, часто противоположных законам Божьим. Мораль группы позволяет и даже требует иногда идти на подлость и предательство, забыть законы правды и добра. Вглядываясь в историю последних десятилетий, мы обнаруживаем неизменное действие этого закона. Во всех тоталитарных режимах присутствует добровольный отказ человека от личностных начал: свободы, познания добра и зла, совести, - ради выживания в определенной группе, ради приспособле-ния к существованию в любой имморальной среде. Вопрос Свободы и добровольного отказа от нее - огромная тема. От Платона до современных философовона неизменно является краеугольным камнем в рассмотрении проблемы человека. Гамлет - единственная фигура драмы, противостоящая морали группы, не принимающая ее, поскольку он до конца - личность, он истинно свободен. Но свобода - тяжкое бремя. Абсолютная самостоя-тельность решения - вот причина его колебаний. Вслед за Св.Фомой мы должны вместе с Гамлетом воскликнуть: "Доколе сам не увижу - не поверю!" Будучи абсолютно свободным, Гамлет абсолютно одинок. В обыденной жизни человек не бывает так одинок. Предательство друзей, любовь, отступившая перед требованием группы, поддавшаяся соблазну зла мать, гнетущая душу тайна, внутренняя обязанность соединить порвавшуюся связь времен, траге-дия одиночества, осмысление законов мироздания - вот постоянный труд души Гамлета, тяжелая, гибельная ноша. Его душа разрывается от горя, но ум холоден и трезв, иначе безумие нахлынет и беспощад-но пожрет. В жизни, как ни отталкивай это от себя, всегда существует промысл Божий; если камень, стоящий во главе угла, вынуть, лави-на нарастает по мере развития движения, и если что-то ее остановит, то это что-то меняет форму и очертание. Первый вынутый камень - смерть короля Гамлета, которая изменила существование не только семьи, но и целого государства, сместила нравственные ориентиры. Затем смерть Полония. Убийство невольное не менее страшно. За ним следует безумие и смерть Офелии, попытка мести и гибель Лаэрта - тоже лавина, уничтожившая в один миг высокородную и богатую семью; близость к трону - это и близость к кровавым играм трона. Но в этой кровавой смертельной схватке выявляется величие и трагичность духа. Судьба поставила Гамлета перед выбором: убить человека, отмстив убийце отца, или умереть от рук убийцы - короля, а может быть самому свести счеты с жизнью. Перед язычником такой выбор не стоит - месть и только месть, единственно, может успокоить душу. Но душа Гамлета прожила полторы тысячи Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |