Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 181 Кб
Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»

лет  христианства, и  ему  легче  умереть  самому,  чем  лишитьжизни  другое
существо, пусть и заслуживающее смерти. Его измученный разум  отвергает грех
самоубийства,  но  его растер-занная  душа предпочитает  собственную  смерть
убийству  человека. В своем глубоком одиночестве он размышляет не о том, как
убить преступника, а о  том,  почемуон сам не может и не  имеет права лишить
себя жизни.
     Быть или не быть - таков вопрос; что лучше
     Что благородней для души: сносить ли
     Удары стрел враждующей фортуны,
     Или восстать противу моря бедствий,
     И их окончить? Умереть - уснуть -
     Не боле; сном всегдашним прекратить
     Все скорби сердца, тысяча мучений,
     Наследье праха - вот конец достойный
     Желаний жарких! Умереть - уснуть!
     (Пер. Вронченко)
     Соотношение  жизни  как  соединение праха и духа лежит в основе видения
смерти. Смерть - только сон, из которого нет возврата.
     Для праха,  для страждущей  плоти,  изболевшейся  под  ударами  судьбы,
смерть  -  желанный  выход.  Плоть  без  духа не  одушевлена,  она  не знает
страдания,  не  ведает ни  добра  ни  зла,  ей  все  равно,  в  какой  форме
существовать,   во   что   переходить  по   мере  истлевания  и  физического
перевоплощения.
     Гамлет:
     "И почему благородному праху Александра  Македонского  не быть замазкой
какой-нибудь хижины?"
     . . .
     "У  этого  черепа  был  язык,  и  он также  певал! Как  бросил его этот
негодяй,  будто  череп  Каина, первого  убийцы! А может  быть,  этот  череп,
который так легко швыряют теперь, - составлял голову великого политика,  или
человека, который думал править целым миром - не правда ли?"
     Без  духа плотью  управляют  только физические и  химические законы, но
преобразованная  духом  плоть,  становится  чем-то  иным,  большим, чем все,
существующее во вселенной,ибо дух - частица Бога.
     Если  человек  нашел  свой  путь,  душа,  как  ни  трагично  ее  земное
существование,   соприкасается   с   бесконечностью.   Но   ненайденный  или
собственной рукой прерванный  путь несет  беду  душе. И оттого сопротивление
самоубийству так сильно.
     А то, кто снес бы униженья века,
     Позор гоненья, выходки глупца,
     Отринутую страсть, молчанье права,
     Надменность власть имущих и судьбу
     Больших заслуг перед судом ничтожеств,
     Когда так просто сводит все концы
     Удар кинжала?
     (Пер. Б. Пастернака)
     Человек должен жить, чтобы  за  свою жизнь четко осознать добро и зло и
выбрать между ними  путь. По Библии первое сознательное действие человека  -
плод, сорванный с Древа  познания.  Под влиянием Библии и проповедей  Иисуса
Христа  европейское сознание  формировалось хотя и медленно,  тысячелетиями,
как сознание человека  познающего  и сомневающегося. Добро и  Зло позна-ются
каждым человеком лично, индивидуально. Здесь не  может быть посредника между
Богом и человеком. Человек  обязан сомневаться в любом указании со  стороны,
если  дело  касается его совести, его личного выбора  между добром  и  злом.
Гамлет -наиболее яркий  представитель  европейского сомневающегося сознания,
оттого его судьба - источник вечного размышления для нас.
     Но  Гамлет -  не символ  и не схема.  Он  живой человек, полный  боли и
страстей. Он проклинает свое сомнение, но не может отбросить его.
     Как все против меня восстало
     За медленное мщенье! . . .Что ты, человек,
     Когда ты только означаешь дни
     Сном и обедом? Зверь - не больше ты!
     Да, Он, создавший нас с таким умом, что мы
     Прошедшее и будущее видим - Он не для того
     Нас одарил божественным умом,
     Чтоб погубили мы его бесплодно,
     И если робкое сомненье медлит делом,
     И гибнет в нерешительной тревоге -
     Три четверти здесь трусости постыдной
     И только четверть мудрости святой.
     Гамлет  был прав в своих  сомнениях. Как  только он  развязывает  узел,
смерть настигает всех, причастных  тайне и трагедии. Самая невинная из жертв
-  Офелия.  Это образ  загадочный.  Казалось  бы  полная добродетель  должна
привести к схематизации, но Офелия столь живая душа, столь любима Шекспиром,
что  ее драматическое воплощение на сцене - одна  из величайших  работ любой
актрисы.  Над  ее  гробом  начинается  развязка  драмы,  ее  смерть  как  бы
разрыва-ет сети, переплетавшие добро и зло.
     Здесь  Гамлет  сталкивается с  Лаэртом, своим зеркальным отражением. Но
это  зеркало спешащее. Его горе сходно с горем Гамлета, но он не стремится к
истине,  узнать - что произошло; горе  затопило его,  страсть взяла верх над
справедливостью,  он  мстит за смерть отца и сестры. В  последний  миг перед
смертью   Лаэрт  осознает,  что   истинный  его  враг  -  король,  что  тот,
злоумышленник и  убийца, не имеет  права жить и оставаться на  троне, все, к
чему он прикоснулся, гибнет, как от ядовитого дуновения.
     Лаэрт, не  зная правды, почувствовал  перед смертью,  в миг  последнего
прозрения, в  коварном плане  короля  методы заурядного убийцы, сгубившего и
его, Лаэрта, и Гамлета, и Королеву; и потому кричит перед гибелью:
     Я гибну сам за подлость и не встану.
     Нет королевы. Больше не могу. . .
     Всему король, король всему виной!
     (Пер. Б.Пастернака)
     В предсмертный миг истина приоткрывается  ему. Ибо то,  что он  решил в
спешке  мести  - убийство  Гамлета -  не  есть  истина,  а лишь  прискорбное
продолжение цепи зла.
     За несколько минут гибнут  все  уцелевшие участники  трагедии - король,
Гертруда, Лаэрт.
     И Гамлет перед смертью просит Горацио:
     . . . все кончено, Гораций.
     Ты жив. Расскажешь правду обо мне
     Непосвященным.

Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коблер Эсфирь, Истоки европеизма