|
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 28 Размер файла: 181 Кб Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» Королева:
Ах! Что такое? Говори! Что хочешь
Ты высказать в безумном исступлении?
Гамлет:
А вот они, вот два портрета - посмотри:
Какое здесь величие, краса и сила,
И мужество и ум - таков орел,
Когда с вершины гор полет свой к небу
Направит - совершенство Божьего созданья -
Он был твой муж! - Но, посмотри еще -
Ты видишь ли траву гнилую, зелье,
Сгубившее великого - взгляни, гляди . . .
Или слепая ты была, когда
В болото смрадное разврата пала?
Говори: слепая ты была?
Не поминай мне о любви: в твои лета
Любовь уму послушною бывает!
Где ж был твой ум? Где был рассудок?
Королева:
Мой сын!
Ты очи обратил мне внутрь души,
И я увидела ее а таких кровавых,
В таких смертельных язвах - нет спасенья!
Стыд после слов Гамлета разбередил душу Гертруды. По словам Владимира
Соловьева - стыд, одно из основных качеств совести, показатель наличия
Божьего дара добра в человеке. Если человеку смертельно стыдно за какой-либо
поступок, то значит он готов раскаяться, готов любой ценой искупить свой
стыд, вплоть до смерти; стыд подсказывает путь к покаянию. Раскаянье еще не
покаяние. Покаяние - это действие против самого себя, своего греха. Гамлет
подсказывает Гертруде путь к покаянию.
. . .Не оскверняй себя
Прикосновеньем дяди!
И если ты не добродетельна - притворствуй,
Притворись, что добродетель любишь!
Грех Гертруды тройной: скоропалительный брак, брак с прямым
родственником мужа, брак по страсти, разрушивший всякие понятия о
добродетели, и невольный грех, но от того не менее страшный, - брак с
убийцей мужа. Взглянув в глаза правды, она ужаснулась. Покаяние - крайняя
степень стыда, когда душа осознает весь ужас своего поступка, всю гнусность
его и, осознав, пытается искупить грех. Молитва покаяния есть просьба о
прощении Богом, но это не само покаяние, это только осознание вины перед
Богом и перед своей совестью. Недаром в иудаизме в Судный день Бог прощает
чело-веку грехи перед Ним, но не может простить грех человека перед
человеком. Вину человека перед человеком может простить только человек.
Искупление - покаяние истинное - это поступок, дающий возможность исправить
грех, либо, если это невозможно, - публичное признание вины. Никто не
осознавал это так глубоко как русские писатели, русская литература.
Раскольников кается на площади, как Соня велела, - ведь другого пути нет для
спасения; Иван Карамазов пытается покаяться на суде; Нехлюдов своим
поступком хочет исправить грех. Русская литература с безмерным презрением
отвергла стремление погрешить и покаяться, лбом об пол в церкви постучав,
ибо это не покаяние перед Богом и человеком, а попытка задобрить свою
совесть.
Пошлость души, выраженная таким подходом, приспособленность к любым
требованиям времени, наиболее ярко выражена в Розенкранце и Гильденстерне.
Существует экологическая ниша нравственности. Подлинно нравственно то, что
выверено Богом и совестью, остальное же есть не нравственность, а
приспособленность к порядкам более или менее большой группы. Розенкранц и
Гильденстерн подчинены всей душой порядкам государственнымиещеуже -
придворным. Это их нравственная ниша, на большее они не способны. Такие
понятия как дружба и любовь для них пустой звук. Относящееся к области
чувств, облагороженное духовным умом, - это от Бога, ничего общего не
имеющее с областью установок той или иной группы. Неглас-ная или гласная
групповая мораль, подчиняя себе членов своего сообщества, накладывает на них
свои оковы.
Королева (встречая Розенкранца и Гильденстерна):
Он часто вспоминал вас, господа.
Я больше никого не знаю в мире,
Кому б он был так предан.
Это ближайшие друзья, друзья детства, кому любовь и дружба.
Однако для них важнее всего приказ короля.
"В королевской воле приказы отдавать, а не просить". Приказ короля -
нравственный критерий. Подчинение своей воли и мысли какой-либо силе, кроме
Бога, - образец тоталитарного сознания. Тоталитарное сознание не нуждается в
Боге, оно отдает свою совесть, свою честь и духовный суд на откуп
вышестоящей человечес-кой силе или общепризнанным в группе правилам. Моей
совести, моей прямой связи с Богом нет. Я свои нравственные решения передаю
другому. Бог для такой души не существует. Бог для них - общеобязательная
формальность. Тоталитарное сознание одинаково спокойно относится и к
формализации понятия Бог, и к полному атеизму, а еще лучше - языческие
начала (Гитлер и Сталин были, как известно, очень мистичны), ибо тут
подчинение касте и роду обязательны и это позволяет ориентироваться не на
заповеди Божьи, а на установку группы.
Розенкранц и Гильденстерн предают спокойно и расчетливо, подчиняясь
воле короля, и в сжатом времени трагедии расплачивают-ся жизнью за
предательство, ибо у трагедии нет времени, рассчитанного на жизнь; жизнь -
драма, трагедия -это смерть.
Гамлет противостоит той кровавой безнравственности, которая, как чума,
охватывает страну, когда Клавдий утвердил имморализм на троне. Главное
чувство Гамлета после встречи с Тенью - гнев и стремление к мести.
Стремление, но и сомнение, и раздумье. S (22:57
Tue 8/12/1998)
Но почему же не мгновенная месть, не безудержный гнев, а размышление об
убийстве, а вглядывание в убийцу? Как часто, особенно романтики, упрекали
Гамлета в безволии и нерешительности. И как странно, что только теперь мы
можем понять все величие этой необыкновенной души. Самое естественное в
человеке - это колеба-ния перед тем как вынести приговор живой душе. Человек
один на один с Богом решает важные вопросы бытия, и при решении этих проблем
между Богом и человеческой совестью не должно быть посредника. Вся тяжесть
за сотворение добра или зла ложится лично на человека.
Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |