Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 181 Кб
Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»

     Королева:
     Ах! Что такое? Говори! Что хочешь
     Ты высказать в безумном исступлении?
     Гамлет:
     А вот они, вот два портрета - посмотри:
     Какое здесь величие, краса и сила,
     И мужество и ум - таков орел,
     Когда с вершины гор полет свой к небу
     Направит - совершенство Божьего созданья -
     Он был твой муж! - Но, посмотри еще -
     Ты видишь ли траву гнилую, зелье,
     Сгубившее великого - взгляни, гляди . . .
     Или слепая ты была, когда
     В болото смрадное разврата пала?
     Говори: слепая ты была?
     Не поминай мне о любви: в твои лета
     Любовь уму послушною бывает!
     Где ж был твой ум? Где был рассудок?
     Королева:
     Мой сын!
     Ты очи обратил мне внутрь души,
     И я увидела ее а таких кровавых,
     В таких смертельных язвах - нет спасенья!
     Стыд после слов  Гамлета разбередил  душу Гертруды. По словам Владимира
Соловьева -  стыд,  одно  из  основных  качеств совести,  показатель наличия
Божьего дара добра в человеке. Если человеку смертельно стыдно за какой-либо
поступок,  то значит  он  готов раскаяться, готов  любой ценой искупить свой
стыд, вплоть до смерти; стыд подсказывает путь  к покаянию. Раскаянье еще не
покаяние. Покаяние - это действие против  самого  себя, своего греха. Гамлет
подсказывает Гертруде путь к покаянию.
     . . .Не оскверняй себя
     Прикосновеньем дяди!
     И если ты не добродетельна - притворствуй,
     Притворись, что добродетель любишь!
     Грех   Гертруды  тройной:   скоропалительный  брак,   брак   с   прямым
родственником  мужа,   брак  по  страсти,   разрушивший  всякие  понятия   о
добродетели,  и  невольный грех, но  от того  не менее страшный,  -  брак  с
убийцей мужа. Взглянув в глаза  правды, она  ужаснулась.  Покаяние - крайняя
степень стыда, когда душа осознает весь ужас своего  поступка, всю гнусность
его и,  осознав, пытается искупить  грех.  Молитва  покаяния есть просьба  о
прощении Богом,  но  это не само покаяние, это  только осознание  вины перед
Богом  и перед своей совестью. Недаром  в иудаизме в Судный день Бог прощает
чело-веку  грехи  перед Ним,  но  не  может  простить  грех  человека  перед
человеком.  Вину  человека  перед человеком может  простить только  человек.
Искупление -  покаяние истинное - это поступок, дающий возможность исправить
грех, либо,  если это  невозможно,  - публичное  признание  вины.  Никто  не
осознавал  это  так   глубоко  как  русские  писатели,  русская  литература.
Раскольников кается на площади, как Соня велела, - ведь другого пути нет для
спасения;  Иван  Карамазов  пытается  покаяться   на  суде;  Нехлюдов  своим
поступком  хочет  исправить грех. Русская литература с  безмерным презрением
отвергла стремление погрешить и покаяться,  лбом об пол  в церкви  постучав,
ибо это  не  покаяние перед  Богом и  человеком,  а  попытка задобрить  свою
совесть.
     Пошлость  души,  выраженная таким подходом,  приспособленность к  любым
требованиям времени,  наиболее ярко выражена в Розенкранце и  Гильденстерне.
Существует экологическая ниша  нравственности. Подлинно  нравственно то, что
выверено   Богом  и   совестью,  остальное  же  есть  не  нравственность,  а
приспособленность к порядкам  более или менее большой группы.  Розенкранц  и
Гильденстерн  подчинены   всей  душой   порядкам   государственнымиещеуже  -
придворным.  Это их  нравственная ниша, на большее  они  не  способны. Такие
понятия  как  дружба и  любовь  для них пустой звук.  Относящееся к  области
чувств,  облагороженное  духовным  умом,  -  это  от Бога, ничего общего  не
имеющее с областью  установок  той  или иной группы. Неглас-ная  или гласная
групповая мораль, подчиняя себе членов своего сообщества, накладывает на них
свои оковы.
     Королева (встречая Розенкранца и Гильденстерна):
     Он часто вспоминал вас, господа.
     Я больше никого не знаю в мире,
     Кому б он был так предан.
     Это ближайшие друзья, друзья детства, кому любовь и дружба.
     Однако для них важнее всего приказ короля.
     "В королевской  воле приказы отдавать,  а не  просить". Приказ короля -
нравственный критерий. Подчинение  своей воли и мысли какой-либо силе, кроме
Бога, - образец тоталитарного сознания. Тоталитарное сознание не нуждается в
Боге,  оно  отдает  свою  совесть,  свою  честь  и  духовный  суд  на  откуп
вышестоящей человечес-кой силе или  общепризнанным  в группе  правилам. Моей
совести, моей прямой связи с Богом нет. Я  свои нравственные решения передаю
другому. Бог  для  такой  души не существует. Бог для них - общеобязательная
формальность.   Тоталитарное  сознание  одинаково  спокойно  относится  и  к
формализации  понятия Бог, и к  полному  атеизму, а  еще лучше  -  языческие
начала  (Гитлер  и  Сталин  были,  как известно, очень  мистичны),  ибо  тут
подчинение касте и  роду  обязательны и это  позволяет ориентироваться не на
заповеди Божьи, а на установку группы.
     Розенкранц  и Гильденстерн предают  спокойно и  расчетливо,  подчиняясь
воле  короля,  и   в  сжатом  времени  трагедии  расплачивают-ся  жизнью  за
предательство, ибо у трагедии нет времени, рассчитанного  на жизнь;  жизнь -
драма, трагедия -это смерть.
     Гамлет противостоит той кровавой безнравственности, которая,  как чума,
охватывает  страну,  когда  Клавдий утвердил  имморализм  на троне.  Главное
чувство Гамлета  после  встречи  с  Тенью  -  гнев  и  стремление  к  мести.
Стремление, но и сомнение, и раздумье. S (22:57
Tue 8/12/1998)
     Но почему же не мгновенная месть, не безудержный гнев, а размышление об
убийстве, а вглядывание в убийцу?  Как  часто, особенно романтики,  упрекали
Гамлета  в безволии и нерешительности. И  как странно, что только теперь  мы
можем  понять  все величие этой  необыкновенной души.  Самое естественное  в
человеке - это колеба-ния перед тем как вынести приговор живой душе. Человек
один на один с Богом решает важные вопросы бытия, и при решении этих проблем
между  Богом и человеческой совестью не должно быть  посредника. Вся тяжесть
за сотворение добра или зла ложится лично на человека.

Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коблер Эсфирь, Истоки европеизма