Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 181 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

новой крови.
     "Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли..." .
     Ненастной холодной ночью призрак  короля Гамлета является принцу, чтобы
поведать тайну своей кончины:
     . . .Когда я спал в саду
     В свое послеобеденное время,
     В мой уголок прокрался дядя твой
     С проклятым соком белены во фляге
     И влил в притвор моих ушей настой,
     Чье действие в таком раздоре с кровью,
     Что мигом обегает, словно ртуть,
     Все внутренние переходы тела,
     Створаживая кровь, как молоко,
     С которым каплю уксуса смешали.
     Так было и со мной. Сплошной лишай
     Покрыл мгновенно пакостной и гнойной
     Коростой, как у Лазаря, кругом
     Всю кожу мне.
     Так был рукою брата я во сне
     Лишен короны, жизни, королевы...
     О ужас, ужас, ужас!
     ...
     Прощай, прощай и помни обо мне!
     (пер. Б.Пастернака)
     А вот другой перевод:
     И в миг один рукою брата
     Я был лишен супруги и венца, и жизни,
     Погиб во тьме греха, без покаянья!
     О ужас, ужас, ужас! Позабудь природы голос,
     Избавь позора честь мою и трон!
     Страшись вознесть на матерь руку,
     Оставь ее терзаньям горести и скорби -
     Отмсти убийце...2
     Король убит во сне без причастия и покаяния, и оттого душа его обречена
на муки. Он  не только лишен жизни и  всех благ земных, которые принадлежали
ему по праву рождения и благородству души, но и в потустороннем мире нет для
него успокоения. Убийца дважды убил - и душу и тело.
     Гамлет спешит на похороны отца, а попадает на свадьбу матери. Он теряет
не  только  отца,  но  и мать.  Ужас и  отчаяние,  поселившиеся в  его душе,
подсказывают ему правду.
     . . .Дядя мой!
     О ты, души моей предчувствие,
     сбылось!
     Предчувствие  души,  предчувствие  страшной  тайны  переходит  в знание
правды, потрясает  душу  и  переворачивает ее,  превращает  печаль  в  гнев,
страдание - в самоотречение и самопожертвование.
     С этой минуты начинается  противостояние двух  основных начал  бытия  -
добра  и зла,  Гамлета и Клавдия. Их поступки полны загадок, психологических
тайн, и все же  превалирующее тяготение к тому  или иному  началу диктует их
поступки, фатально определяя жизнь и судьбу одного и другого.
     Нам,  зрителям и читателям Шекспира, известны  все сюжетные  перипетии,
разгаданы  все  тайные пружины действий  и событий.  За  несколько  столетий
"Гамлет"  стал фактом духовной жизни мира, одной изсоставляющих, формирующих
ноосферу. Но внутри пространства трагедии все происходит впервые.
     Преступая все законы божеские и человеческие, один человек предательски
убивает другого, брат убивает брата,  и, совратив  его вдову,  становится ее
мужем, хозяином страны, властелином на троне.
     К такому  убийству  нужна тщательная  подготовка:  найти  средст-во,  а
главное, весомые  мотивы оправдания. Средство найдено, не оставляющее следов
преступления. Но мотивы?
     Брат  короля  обладает достаточной  властью, но  не  абсолютной. И  это
мучительно.  Возникает то, что можно  назвать комплексом  Брута. Близость  к
власти  вызывает жажду всевластия, уверенность,  что именно  ты достоин благ
властелина и сможешь руководить народом куда лучше нынешнего пастыря.
     Захватив  власть,  Клавдий  начинает ее реализовать поспешно  и жестко.
Клавдий должен утвердиться как король, чтобы  не было сомнения в  истинности
его власти.  Перемена власти, тем более кровавая, - это изменение мира ранее
существовавшего, а главное - смена нравственных ориентиров.
     Король  умер,  но  никто  не  кричит: "Да  здравствует  король!"  Народ
безмолвствует, и  его безмолвие означает,  что интуиция народа  подсказывает
ему незаконность новой власти, это безмолвие - приговор.  (Вспомним  "Бориса
Годунова"). Хотя Клавдий предприни-мает энергичные шаги с первых дней своего
правления, но они безнадежны,  и он, чувствуя бессилие, подавлен  и удручен;
он готов  к  борьбе  со  всем светом, но не может бороться  с собой. Теперь,
когда  Клавдий -  король,  любой его  жест  меняет  мир, за малейшим вздохом
следит  государство.  На троне  каждый день необходимо доказывать, что ты  -
король. Усмиренные прежним королем распри вспыхивают вновь:
     . . .смелый Фортинбрас,
     Не уважая силы нашей, может быть,
     Помыслив, что кончина брата, короля,
     Дает ему права быть дерзким
     Прислал посольство к нам, и смеет
     Обратно требовать отца наследство,
     Приобретенное войны законом...
     Король готовится к войне, король  вершит чужие судьбы, но  нравственный
потенциал,  заложенный  в  его  деяниях,  отрицателен  и  тем самым является
разрушительным для всех его начинаний. Яд безнравственности проникает  почти
во всех людей, с которыми он соприкасается. Король - точка отсчета для своих
подданных. Человеческий конформизм, соприкасаясь  с безнравственной властью,
приходит к полному имморализму, к потере нравственных ориентиров.
     Сам  Клавдий,  не обладая  истинным величием души,  надеялся, что  трон
подарит ему  величие,  но остался коварным шутом на троне. То,  что  не дает
Бог, не может дать власть земная.
     Изначально  Клавдий  как бы  ненаказуем. Он  охраняется силами зла.  Он
знает, что у него есть дело, которое он должен воплотить - убить короля; тем
самым он достигает желанной  цели: короны, власти, королевы, -  и никогда не
отказывается от них.
     Вообще, тема "дела", своего  пути, - огромна. Кто исполняет свое дело -
неуязвим, - неважно на какой путь  он  вступил - добра или зла, - но  важно,
что он  верно угадал  свое  предназначение.  Путь  добра сложен и  связан  с

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коблер Эсфирь, Истоки европеизма