Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Коблер Эсфирь - Истоки европеизма

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 181 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

жизни и зафиксировано в Библии  рас-сказом  Иова  о  падении  и  возрождении
человека с Божьей помощью.
     Но из  трех миллионов  маленьких страдальцев не спасся ни один, ни один
не рассказал нам, что  ему ответил Бог, и дух  их, соприкос-нувшись с Вечным
Бытием, что засвидетельствовал о человечестве?
     Богу все равно, к какой расе вы принадлежите, к какому народу, к  какой
конфессии.  Бесконечное Всеобъемлющее  Начало  ждет  от  человечества общего
подвига духа - приятия Добра. Судьба еврейства свидетельствует об ином, ибо,
вечно  гонимые, они неуклонно исполняли избранничество Божье. Недаром Адольф
Гитлер говорил:  "Чтобы убить  совесть, нужно  убить хотя  бы одного еврея".
Тот,  кто  уверен  в  избранничестве  своего  народа, готов ли заплатить  за
разговоры с Богом тремя миллионами хладнокровно сожженных детей? Избранность
состоит только в том, чтобы  пять  тысяч  лет нести  миру идею Единого Бога.
Выполнив  свою   миссию,  пережив   холокост,  евреи   вернулись  на   землю
обетованную, как и было предсказано.
     Перед предыдущими  поколениями  у нас есть одно  преимущество: мы можем
воочию узреть ответ Бога  на  крик тех миллионов убитых, погубленных душ, на
предсмертное  вопрошание малышей, погибших  не только в  лагерях,  но и  под
бомбежками, при обстрелах и пожарах во всех странах мира, гибнущих и сейчас,
не  сотнями,  не  тысячами,  а  миллионами.  Мы видим  перед собой  реальное
воплощение Апокалипсиса, когда технотронная цивилизация вот-вот погубит сама
себя.Спасение  измученного  человечества,  стоящего,  как Иов,  на  пепелище
своего  дома, потерявшего в  немыслимых жертвах,  принесенных  "прогрессу" в
ходе войн и экологических катастроф огромную часть населения земли, больного
и измученного эпидемиями и болезнями - спасение его, -  как пишет Хайдеггер,
- в умении вопрошать.
     "Чем ближе мы подходим к опасности, тем ярче начинают светить-ся пути к
спасительному,  тем  более вопрошающими  мы  становимся. Ибо вопрошание есть
благочестие  мысли"  (Хайдеггер).   Иов  -  прообраз,   символ  современного
человека, не знающего Истины,  но  перед смертельной опасностью, затронувшей
все его бытие, вновь вопрошающего: "Что есть  Истина?" И в  этом  вопрошании
человек  обретет  спасение.  "Книга   Иова"  -   книга  о  пути  к  спасению
челове-чества. Ибо вопрошание Бога - есть высшая форма Бытия.


     1   Ф.М.Достоевский  "Братья  Карамазовы"

       2

     3
      "ГАМЛЕТ" ИЛИОПРАВДАНИЕДОБРА

     Мы  привыкли говорить о драматизме человеческого  существования, однако
само появление  человека,  история как таковая,  является драмой вселенского
масштаба.  История, воспринятая как  драма,  дает  нам понять, что первыми и
главнейшими вопросами,  которые встали перед осознавшим  себя человечеством,
были  вопросы нравст-венные, вечные вопросы отношения  человека  к человеку,
человека ко  всей вселенной, и, наконец,  человека к Богу.  В разные времена
эти вопросы  то  отходят  на второй план, то  выступают  вперед и заставляют
вновь  и вновь искать  ответы, которые заведомо не  могут  быть  даны раз  и
навсегда. Если рассматривать историю с точки зрения проблем бытия, то  можно
говорить о некоем нравственном времени, которое не идет поступательно, а как
бы  делает  виток по  спирали,  постоянно возвращая  человечество  к  вечным
вопросам, чтобы оно пыталось приблизиться к истине,  изначально заложенной в
систему развития человека во вселенной.
     На   спирали   нравственного   времени  совпадают   исторически  весьма
отдаленные эпохи. Приходится  согласиться со словами Эриха Фромма о том, что
наше  время  во многом  совпадает  с эпохой рефор-мации, когда пошатнувшаяся
история заставила людей пересматривать сложившиеся представления и догмы.
     Волею провиденья и исторической судьбы на пороге XXI  века мы оказались
современниками Шекспира. Эпоха глобальных потрясений и мировых войн дала нам
ощутить,  что  рухнуло  то  нравственное  самосознание,  которое  называлось
европейским или христианским,  и  которое  должно  быть переосмыслено, чтобы
выявить источник нового ощущения нравственной силы христианства. В "Гамлета"
мы всматриваемся как в зеркало, показывающее наше нравственное будущее.
     Действие трагедии о Гамлете проходит  под знаком  события,  начинающего
историю  человечества,  и эта  общечеловеческая трагедия -  фон для  жизни и
смерти человека, протестующего против первоубийства.
     Две темы все время  повторяются в  "Гамлете":  тема Каина, первоубийцы,
убийцы брата, первого нарушившего мировую гармонию,  первого  подчинившегося
злу,  и  тема  человека,  сопротивляющегося  злу, жертвующего  собой  во имя
спасения мироздания.
     Искушение зла одержало победу над Клавдием, как и над первоубийцей.
     "Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу.
     И  Авель  также  принес от  первородного стада  своего и от тука их.  И
призрел Господь на Авеля и на дар его.
     А  на Каина и на дар его не  призрел. Каин сильно огорчился,  и поникло
лицо его.
     И сказал  Господь Каину: почему  ты огорчился?  И  отчего поникло  лицо
твое?
     Если  делаешь доброе, то  не  поднимаешь ли  лица?  А если  не  делаешь
доброго, то  у дверей  грех лежит;  он влечет тебя к себе, но ты господствуй
над ним.
     И сказал Каин Авелю, брату своему.  И  когда они были в  поле,  восстал
Каин на Авеля, брата своего и убил его.
     И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: разве я сторож
брату моему?
     И сказал: что  ты сделал?  голос  крови брата твоего вопиет ко  Мне  от
земли.
     И ныне  проклят ты  от земли,  которая отверзла уста свои принять кровь
брата твоего от руки твоей".
     (Бытие, глава 4)
     Всякий,  восставший на брата своего, проливает  кровь, но ни одна капля
крови не пропадает  бесследно. Упав  на землю, кровь как  бы перерождает ее,
земля каменеет, ибо ее покидает благосло-вение Господне.
     "Когда ты  будешь возделывать  землю,  она не станет  более давать силы
своей для тебя..."
     (Бытие, глава 4)
     Почти по Библии, кровь короля  Гамлета взывает к отмщению. Отныне любое
дело, задуманное Клавдием,  любое начинание терпит крах; любое  дело требует

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Коблер Эсфирь, Истоки европеизма