Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 297   298   299   300   301   302   303   304   305  306   307   308   309   310   311   312   313   314   315  » »»

Вальядолида, 9 и 23 декабря 1558 года против архиепископа  Каррансы,  потому
что эти доносы достаточно ясно доказывают, что Хуан де Регла был завистлив и
не желал разбираться в истинности фактов. С другой  стороны,  известно,  что
Регла был человек большого таланта, но с характером, склонным к  интриге,  и
со времени своей опалы вдался в лицемерие и ханжество. Этим он достиг  того,
что стал духовником Карла V и даже Филиппа II (по крайней мере, по жалованью
и почестям) после того, как был наказан по подозрению в лютеранстве.
     IX. Брат Франсиско де  Вильальба,  иеронимит  из  Монтамарты,  уроженец
Саморы, был  одним  из  богословов  второго  созыва  Тридентского  собора  и
проповедником двух государей, Карла V и  Филиппа  II.  Толедская  инквизиция
привлекла его к суду как заподозренного в лютеранстве; ему приписывали также
происхождение от евреев. Он напутствовал императора в последние минуты жизни
и произнес нагробную речь. Некоторые из его слушателей заявили,  что  у  них
волосы встали дыбом от его  слов.  Филипп  II  часто  советовался  с  ним  и
изъявлял почтение к его советам, выраженным  письменно.  Другие  монахи  его
ордена не могли без зависти видеть расположение, которым  он  пользовался  у
короля. Они прибегали к клевете,  верному  средству  доносчиков,  представив
несколько тезисов, которые казались лютеранскими, и приписав их Вильальбе. С
другой стороны, среди монахов его ордена пустили слух, будто он  принадлежит
к еврейской расе, по крайней мере по  материнской  линии.  Собрался  капитул
ордена; был  поднят  вопрос  о  лишении  его  некоторых  льгот,  присвоенных
королевским проповедникам, и эта мера была бы предпринята, если'  бы  Филипп
(предуведомленный  об  этом)  не  воспретил  ее.  Генерал  и  член  капитула
предприняли исследование генеалогии Вильальбы и открыли, что  он  происходит
от старинных христиан, без примеси крови еврейской или мавританской или лиц,
наказанных инквизицией. Протекция,  публично  оказанная  Вильальбе  королем,
привела к тому, что его враги не  смогли  так  быстро,  как  желали,  добыть
свидетелей, в которых они нуждались  для  установления  достоверности  факта
ереси, что  не  позволило  инквизиторам  арестовать  его  до  более  полного
осведомления. Между тем Вильальба умер в монастыре Экскуриала  [62]  в  1575
году, сохранив за собой среди  добросовестных  испанцев  репутацию  хорошего
монаха и безупречного католика {См.: Франсиско Сантос. История Св. Иеронима.
Ч. IV. Кн. 3. Гл. 42.}.
     X. Брат Мигуэль де  Медина,  францисканец,  был  приглашен  в  качестве
богослова на третий созыв Тридентского собора. Уроженец Беналькасара, он был
членом коллегии Св. Петра и Павла  в  университете  в  Алькала-де-Энаресе  и
настоятелем францисканского монастыря в Толедо. Он умер 1 мая  1578  года  в
секретной тюрьме инквизиции этого города до рассмотрения дела по  подозрению
его в исповедании учения  Лютера.  Это  обвинение  возникло  из-за  большого
уважения, которое Медина оказывал богословским трудам монаха  своего  ордена
Джованни де Феро. Некоторые из этих работ он напечатал в Алькала-де-Энаресе,
приложив к ним примечания  и  поправки.  В  их  числе  были:  Толкование  на
Евангелие от Иоанна и на его соборное Послание, Толкование на  Послание  св.
Павла к Римлянам, которое уже было  напечатано  вне  Испании  со  множеством
ошибок, и Проблемы Священного Писания, опубликованные Франческо  Джордже  из
Венеции. На эти труды поступил донос в инквизицию. Верховный совет  выпустил
30 октября 1567 года циркуляр,  предписывавший  всем  трибуналам  инквизиции
позаботиться об их аресте в подведомственных округах. 16 августа  1568  года
он  издал  новый  циркуляр,  предписывавший  аналогичную  меру  относительно
Толкования на Екклезиаст того же  автора.  Брат  Мигуэль  де  Медина  взялся
защищать его учение и опубликовал Апологию трудов брата  Джованни  де  Феро.
Это  произведение  возбудило  много  толков.   Мигуэль,   считавший   нужным
разъяснить свои взгляды, высказал много подозрительного и был арестован.  Он
умер  в  тюрьме   святого   трибунала   после   четырехлетнего   заключения.
Произведения его и брата Джованни де Феро были запрещены до исправления  их.
Эта мера побудила кардинала Кирогу, главного  инквизитора,  внести  Апологию
Медины в Индекс, опубликованный им в 1583 году. Николас Антонио  поместил  в
своей Испанской библиотеке заметку о некоторых других трудах Медины, уверяя,
что Медине удалось оправдаться по тезисам  своего  учения.  Это  утверждение
неточно, так как Медина  был  объявлен  заподозренным.  Его  виновность  или
невиновность являются спорными:  его  произведения  были  осуждены,  он  сам
подпал бы под отречение и получил  бы  предупреждение,  если  бы  смерть  не
прервала начатого процесса.
     XI. Брат Педро де Сото, доминиканец, духовник Карла V и первый богослов
папы Пия IV на третьем созыве  Триде  нт-ского  собора,  в  1560  году,  был
привлечен к суду инквизиторами Вальядолида как заподозренный в  лютеранстве.
Это подозрение было основано на показаниях,  данных  некоторыми  сообщниками
Касальи, в частности брата Доминика де  Рохаса;  на  благосклонном  суждении
брата Педро о катехизисе Каррансы в 1558 году; на  письмах,  писанных  им  к
этому архиепископу 9 марта и 23 апреля 1553 года; на его  попытках  побудить
брата Доминика де Сото взять назад его первое мнение о катехизисе и одобрить
его; оно было основано также на защите этой книги и на том, что он говорил и
думал на соборных комиссиях, которым было поручено рассмотрение дела.  Педро
де Сото не был арестован, потому что он умер в Триенте в 1563 году, во время
первых формальностей по его процессу. Он был уроженцем  Кордовы.  Филипп  II
возил его в Англию для улаживания церковных дел. Николас Антонио дал заметку
о его трудах.
     XII.  Брат  Доминик  де  Сото,  доминиканец,  профессор  в   Саламанке,
присутствовал в качестве  богослова  на  двух  первых  созывах  Тридентского
собора. Он имел большие познания в богословии, но история может осудить  его
за лживый характер и  за  отсутствие  мужества;  желая  угодить  сразу  двум
враждебным сторонам, он потерял  уважение  обеих.  Я  уже  рассказал  о  его
поведении в Севилье по отношению к  доктору  Эгидию,  канонику-учителю  этой
церкви, избранному епископом Тортосы. Не более откровенно он поступил в деле
его товарища по  учению,  архиепископа  Толедского.  Иквизиторы  Вальядолида
поручили ему рассмотреть и оценить катехизис Каррансы. Он отметил в качестве
еретических, непристойных или  благоприятствующих  еретикам  двести  тезисов
этой книги. Архиепископ, узнав об этом, написал в сентябре  брату  Педро  де
Сото, жалуясь на брата Доминика, и просил стать на его  сторону  и  защитить
его. Отсюда возникла переписка. Когда Карранса был арестован, в его  бумагах
нашли черновики писем Доминику и Педро де Сото; были еще найдены  письмо  по
тому же делу к Луису де ла Крусу, мнение брата Доминика в пользу  катехизиса
и разные письма этого богослова от 14 и 30 октября, 8 и 20 ноября 1558 года,
от 25 февраля и 23 июля  1559  года.  Одно  из  них  заслуживает  особенного
внимания - именно письмо от  20  ноября.  В  нем  брат  Доминик  говорит  об
испытаниях,  которые  он  претерпел  от  вальядолидских  инквизиторов,  и  о
насилии, учиненном над ним, чтобы принудить дать дурной отзыв  о  катехизисе
Каррансы, хотя он признал его хорошим и согласным  с  здравым  учением.  Эти
факты дали повод к его процессу; достоверно,  что  он  был  бы  арестован  и
посажен в секретную тюрьму, но он умер 17 декабря 1560 года, когда его  дело

Страницы: «« « 297   298   299   300   301   302   303   304   305  306   307   308   309   310   311   312   313   314   315  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции