Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 363   364   365   366   367   368   369   370   371  372   373   374   375   376   377   378   379   380   381  » »»

дело в свои руки и не захотел допустить, чтобы Антонио  Перес  стал  жертвой
лжесвидетелей".  Слушатель  Гаспара  возразил,  что  "умершие   при   защите
инквизиции счастливее погибших под проклятием отлучения". "Какая глупость! -
сказал аптекарь. - Разве Святая Троица может одобрить отлучения,  налагаемые
судьями, которые поступают по преступным побуждениям души?"
     XIX. Монах-тринитарий -  за  то,  что,  узнав,  будто  кастильцы  хотят
ограничить права арагонцев и уничтожить их  привилегии,  осмелился  сказать:
"Если бы Иисус Христос был кастилец, я больше не веровал бы в него". '
     XX. Марко де Пленас, хлебопашец,  -  потому  что,  понуждаемый  просить
прощения у инквизиции за то, что участвовал в деле 24 сентября,  воскликнул:
"Как! Вы мне советуете идти просить прощения у инквизиции!  Я  предпочел  бы
иметь дело со всеми адскими чертями. Я  буду  разговаривать  с  папой".  Ему
возразили, что Его Святейшество откажется его  выслушать,  так  как  он  сам
установил власть инквизиции; на это он возразил: "Ну что ж!  Мне  не  в  чем
сводить счеты с подобными людьми; пусть берут меня". Пленас недолго  ждал  и
дорого заплатил за свою неосторожность.
     XXI. Мартин Гиральдо - за то, что, находясь 24 мая  вместе  со  многими
другими  вооруженными  мятежниками  у  ворот  замка   Альхаферия,   закричал
инквизиторам, которых  заметил  на  террасе:  "Низкие  кастильцы,  лицемеры,
единственные еретики на свете, верните свободу  узникам  или  вы  сгорите  в
огне, которым вы сжигаете других".
     XXII. Мигуэль Ургель, прокурор королевской  аудиенции,  сознался,  что,
выслушав заявление четырех членов совета, согласно которому передача узников
в  руки  инквизиции  была  бы   нарушением   привилегий,   сказал:   "Письма
инквизиторов достойны смеха.  Если  король  их  поддерживает,  он  -  тиран.
Освободимся от него и изберем королем уроженца Арагона, так как мы имеем  на
это право".
     XXIII. Педро Гуиндо - за  то,  что,  узнав  о  приближении  к  Сарагосе
генерала Варгаса с войском, сказал: "Горцы Хаки помогут нам  преградить  ему
путь. Позволят ли арагонцы, как мы, ограничить свои права изменнику, который
продал Португалию? Позволят ли они  это  сделать  королю,  отлученному,  как
Иуда, потому что он клятвопреступник относительно наших прав, уважения  коих
требует папа под угрозою отлучения? Нам было бы лучше с Вандомом в  Арагоне,
и наваррцам также было бы лучше в Наварре, которую похитил кастилец".
     XXIV. Хиль де Меса, арагонский дворянин (который потом  был  камергером
короля Генриха IV и одним из тех, которые активно участвовали в  движении  в
пользу Антонио Переса, ежеминутно  с  пренебрежением  подвергая  свою  жизнь
опасности), сказал одному из своих друзей, упрекавших его  в  безрассудстве:
"Я надеюсь, что никто не переломает мне костей, потому что я  ношу  на  себе
бумагу, данную мне итальянским кармелитом, на  которой  написано  обетование
Священного Писания: "Кости его не сокрушайте"". Если бы этот милый  дворянин
вернулся из Парижа в Сарагосу со своим талисманом, он мог бы подвергнуть его
испытанию, потому что сенатор Ланц  осудил  его  на  смерть,  а  инквизиторы
приговорили к релаксации.
     XXV. Хуан де Саланова, узнав, что инквизиторы пошлют Переса  в  Мадрид,
если не удастся взять  его,  осмелился  так  сказать  чиновнику  инквизиции:
"Передайте инквизитору  Молине,  чтобы  он  готовился  к  смерти.  Если  это
случится, я убью его собственноручно, хотя бы меня  повесили.  Зачем  король
посылает к нам кастильских инквизиторов? Мы  увидим,  как  они  поступят,  и
наведем порядок".
     XXVI. Педро де Сеговиа по случаю мятежа 24 сентября выразился следующим
образом: "Если бы мне поверили, инквизитор Молина был бы в тюрьме  Переса  и
был бы счастлив, что не случилось хуже, потому что этот мерзавец заслуживает
смерти".
     XXVII. Антонио д'Аньос, чиновник  святого  трибунала,  -  за  то,  что,
разговаривая о результатах дня 24 мая, дерзнул сказать: "Смотрите,  как  Бог
благ! Кто спас невинного? Антонио де ла  Альмуниа,  лжесвидетель  в  розыске
против Антонио Переса, умер, и я узнал,  что  он  кончил  жизнь  в  безумии,
отрицая  Бога.  Вот   что   сталось   с   человеком,   который   по-отечески
покровительствовал девицам в домах терпимости. Вот свидетели, которые  нужны
инквизиции, называющей себя святою. Очевидно, Молина  мечтает  о  митре;  он
ожидает ее, как награду...  А  этот  плут  Торальба,  помогавший  в  поисках
лжесвидетелей, без места  и  изгнан  из  королевства.  Что  стало  с  подлым
маркизом д'Альменарой? Он сошел в преисподнюю. Карета, которую он  предложил
для перевозки узников в застенки  инквизиции,  послужила  для  доставки  его
трупа в Мадрид. Бог показывает себя, он защищает свое дело".


       Статья третья

ИСТОРИЯ ХУАНА ДЕ БАСАНТЕ И ДРУГИХ ЛИЦ

     I. Хуан де  Басанте,  профессор  латинской  и  греческой  грамматики  в
Сарагосе, был также преследуем инквизицией, потому что был другом  Переса  в
тюрьме манифестированных. Но он заслужил  часть  испытанного  им  страдания,
потому что изменил доверию Переса своими разоблачениями, которые внушило ему
пустое сомнение и, в не меньшей степени - вероломство. Он  был  допрошен  12
марта 1592 года перед инквизицией, после того как на него сослался Диего  де
Бустаманте. Он говорил в этом случае откровенно  и  без  дурного  намерения.
Вопреки усилиям  инквизитора  Молины  он  не  сделал  ни  одного  серьезного
показания  против  Переса.  Он  припомнил  только  высказанное  им   и   уже
квалифицированное положение, которым Перес, по-видимому, хотел сказать,  что
Бог спит. При этом Басанте старался смягчить обвинение.  0днако  27  ноября,
когда Перес был в По, а кастильская армия  -  в  Сарагосе,  Басанте  написал
трибуналу вещи, которых никто от него не требовал и которые доказывают,  что
он гнусно вел себя с Пересом с половины сентября, а теперь ожидал награды за
свое предательство. Он сказал, что Перес ничего не скрывал от него и говорил
о плане перепилить решетку тюрьмы, но остерегся сказать, что он сам  помогал
ему, как показал это 6 января 1592 года Томас Перес де Руэда (который  также
приложил к этому руку). Басанте прибавил, что, когда  оставалось  перепилить
место не толще ножа, на него напали сомнения;  он  почувствовал  смущение  и
обратился к своему духовнику, отцу Роману, иезуиту, который  потребовал  его
согласия, чтобы сказать об этом ректору и отцам Эскриве и Гаресу.
     II. Четыре священника решили, что  следует  сообщить  об  этом  святому
трибуналу. Отец Эскрива взял на себя это поручение, получив от  инквизиторов
и вице-короля обещание прощения для сообщника Басанте. Иезуит, сделав доклад
тому и другому, все обещал от имени инквизитора Морехона  и  вице-короля,  и
поручил Басанте поддерживать по-прежнему дружеские отношения с Пересом и его
друзьями, чтобы узнать их разговоры и планы. В результате  этой  меры  побег
Переса не состоялся, а инквизитор Морехон узнал обо всем,  что  происходило.

Страницы: «« « 363   364   365   366   367   368   369   370   371  372   373   374   375   376   377   378   379   380   381  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции