Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 370   371   372   373   374   375   376   377   378  379   380   381   382   383   384   385   386   387   388  » »»

выискиванием  виновных,  так  что  можно  удостоверить,  что  число   плохих
католиков гораздо меньше, чем объявлено,  хотя  инквизиция  не  прибегала  к
мерам чрезвычайной строгости в отношении морисков.
     VII. Король созвал государственный совет.  Главный  инквизитор,  бывший
его членом, голосовал за изгнание морисков, и эта мера была одобрена многими
членами собрания. Выслушав множество докладов, мнений и  дискуссий,  приняли
решение об удалении морисков из королевства Валенсии 11 сентября 1609  года,
а всех остальных - 10 января следующего года.
     VIII. Благодаря этой эмиграции  Испания  потеряла  миллион  полезных  и
трудолюбивых жителей, которые переправились в Африку.  Хотя  они  просили  у
Франции, чтобы их приняли и поселили в ландах Гаскони, Генрих IV поставил им
условием исповедание католической веры; они не решались дать такое обещание,
так как боялись сделаться когда-нибудь предметом  такого  же  преследования,
как это случилось на их родине, в Испании. Обстоятельства выхода морисков из
Испанского королевства заслуживали бы отдельного исследования, составленного
с большей критикой, чем истории брата Маркоса де Гвадалахары и  брата  Хаима
Бледа. Но это не относится непосредственно к моему сюжету. Я  скажу  только,
что инквизиторы сильнее всего повлияли на решение Филиппа III и  отметили  в
качестве подозрительных в вере тех, кто осудил эту политическую меру,  между
прочим герцога д'Оссуна, которого они привлекли к суду. Это  дело  не  имело
громких последствий, потому что сущность процесса не  представляла  никакого
тезиса  -  еретического  или  благоприятствующего  ереси,   хотя   некоторые
положения квалифицировались, как дерзкие, скандальные и  оскорбительные  для
благочестивого слуха. Герцог был назначен вице-королем Неаполя  и  несколько
лет исполнял эти обязанности; но затем был отстранен от должности и  посажен
в тюрьму по королевскому приказу.
     IX. Инквизиторы ухватились за этот  случай,  чтобы  припомнить  прежние
обвинения. Но надежда стольких врагов была обманута, так как герцог  умер  в
тюрьме до произнесения окончательного приговора по его главному делу.


       Статья вторая

СЕКТА КОЛДУНОВ

     I. 7  и  8  ноября  1610  года  инквизиторы  Логроньо  справляли  самые
торжественные аутодафе,  присудив  пятьдесят  два  человека:  одиннадцать  к
релаксации, двадцать - к примирению с Церковью и двадцать одного - к  разным
епитимьям. Из  числа  релаксированных  шесть  были  сожжены  живьем  и  пять
фигурально, с вырытыми из земли их  останками.  В  числе  других  находилось
шесть богохульников,  восемь  высказавших  подозрительные  положения,  шесть
иудействующих, один омусульманившийся,  один  лютеранин,  два  вора,  мнимые
слуги святого трибунала и восемнадцать колдунов.
     II. Я уже говорил, что каждый трибунал инквизиции ежегодно справлял  по
крайней мере одно аутодафе с более или менее значительным  числом  жертв.  Я
мог бы поэтому не упоминать об этом аутодафе,  но  счел  своей  обязанностью
говорить о  нем,  потому  что  оно  представляет  обстоятельства,  достойные
особого  внимания.  Одиннадцать  человек,  присужденных  к   релаксации,   и
восемнадцать примиренных составляли часть секты колдунов. Их показания  были
откровенны и  пространны,  чего  нельзя  было  добиться  от  шести  человек,
присужденных к релаксации. Выяснилась сущность этой ассоциации, ее система и
действия. Подробности, данные ими, так  многочисленны  и  разнообразны,  что
несмотря на то, что я упоминал уже в другом месте об этом предмете, скажу  о
нем здесь, чтобы выяснить, если возможно, предмет, который  во  все  времена
давал материал для множества небылиц. Если  можно  полагаться  на  признания
восемнадцати примиренных и Марии де Сусайя, которая была  релаксирована  как
проповедующая еретичка, двадцать девять осужденных происходили  из  местечка
Вера и поселка Сугарамурди в долине Бастана, в  королевстве  Наваррском,  на
границе Франции. Они называли свое  собрание  акеларре  [127]  -  гасконским
словом, означающим Козлиный луг, потому что собрание  происходило  на  лугу,
где дьявол обыкновенно показывался им в виде этого животного.
     III. Понедельник, среда и пятница  каждой  недели  были  назначены  для
собраний, сверх больших церковных праздников, какова  Пасха,  Пятидесятница,
Рождество.  Эти  дни  специально   и   торжественно   посвящены   почитанию,
воздаваемому христианами Богу. Поэтому и  дьяволу  угодно  было,  чтобы  его
поклонники выбирали те же  дни  для  его  особенного  почитания.  На  каждом
собрании колдунов, а особенно при приеме нового  сочлена,  дьявол  принимает
вид человека скучного, сердитого,  мрачного  и  безобразного.  Он  сидит  на
высоком троне,  который  отчасти  позолочен,  отчасти  черен,  как  эбеновое
дерево, и снабжен принадлежностями, которые придают ему  величие.  Он  носит
корону из небольших  рогов,  два  больших  рога  сзади  головы  и  третий  -
посредине лба. Последним он освещает место собрания;  свет  его  ярче  света
луны, но слабее солнечного света. Глаза, блестящие и ужасные, велики, круглы
и  широко  открыты.  Борода  похожа  на  козлиную;  он  наполовину  человек,
наполовину козел. Ноги  и  руки  похожи  на  человеческие,  пальцы  ровны  с
невероятно длинными ногтями, законченными острием. Руки его на конце согнуты
наподобие когтей хищных птиц, а  ноги  заканчиваются  гусиными  лапами.  Его
голос похож  на  ослиный,  хрипл,  нестроен  и  грозен.  Слова  неотчетливы,
произносятся басом, сердито и беспорядочно,  с  манерой  важной,  суровой  и
надменной. Его физиономия выражает мрачное и желчное настроение.
     IV. При открытии собрания все бросаются на землю и поклоняются дьяволу,
называя   его   своим   владыкой   и   своим   богом   и   повторяя    слова
вероотступничества, произнесенные при приеме в секту. Каждый  целует  его  в
ногу, руку, левый бок, задний проход и мужской член. Собрание  начинается  в
девять  часов  вечера;  оно  кончается  обыкновенно  в   полночь   и   может
продолжаться лишь до пения петуха.
     V. В главные  годовые  праздники,  в  дни  святой  Девы  и  св.  Иоанна
Крестителя,  важнейшие  из  членов  секты  исповедуют  дьяволу  свои  грехи,
состоящие в том, что они присутствовали за  обедней  и  при  других  обрядах
христианской религии. Он делает им суровые упреки, запрещает вновь впадать в
этот грех и дает отпущение, когда  они  пообещают  исправиться.  Нередко  он
наказывает ударами кнута своих исповедников через посредство одного колдуна,
который исполняет обязанности палача.
     VI.  За  этой  церемонией  следует   другая,   являющаяся   дьявольским
подражанием мессе. Внезапно появляются шесть или семь чертей, которые ставят
престол и приносят чашу, дискос, служебник, графинчики и другие  необходимые
предметы. Они устраивают балдахин или часовню. Там нарисованы фигуры чертей,
напоминающие облик сатаны, который он принимает для церемонии. Они  помогают
ему надеть митру, облачиться в подризник, ризу и другие  украшения,  которые
черны, как украшения престола. Дьявол начинает мессу. Он  прерывает  ее  для

Страницы: «« « 370   371   372   373   374   375   376   377   378  379   380   381   382   383   384   385   386   387   388  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции