|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 » »» лицемерками и ханжами, как Мария де ла Консенси-он в Мадриде, сестра Лоренса
из Симанкаса, Магдалина де ла Крус в Кордове и подобные им. С большим
основанием можно сравнить ее со святошей из Пиедранты и с несколькими
другими, жизнь коих была чиста, невинна, религиозна и нелицемерна, и
рассматривать возникшие на ее счет подозрения как результат ее иллюзий или
ее чистосердечия в духовной жизни. Известная добродетель Луисы (кроме ее
тщеславия) была признана монахинями Св. Клары в Каррионе и не только
жителями этого города, но и жителями округ?. Слава погубила ее: люди
расположены скорее подозревать притворство и лицемерие, чем верить в
святость. Есть памятные записки, которые вопреки процессу вальядолидской
инквизиции против Луисы де ла Ассенсион уверяют, что эта монахиня была
образцом святости и стала жертвою чрезмерного усердия одних и недостатка
рассудительности других. Если предположить, что ее иллюзия была реальна, ее
нельзя упрекать ни в недобросовестности, ни в преступном намерении.
XI. 23 января 1639 года в Лиме, столице Перу, на общем аутодафе было
семьдесят два осужденных. Из них трое были осуждены за то, что облегчали
узникам средства сообщения друг с другом и с посторонними лицами; один
двоеженец; пять по делу о колдовстве и шестьдесят три обвиненных в иудаизме.
Они были португальцы или дети евреев этой страны. Одиннадцать были выданы в
руки светской власти и сожжены живьем, как нераскаянные; один был сожжен
фигурально, потому что повесился в тюрьме. На этом аутодафе появились с
почетом, сидя на возвышении с пальмами кавалера, шесть человек, которые были
арестованы вследствие показаний лжесвидетелей и успели доказать, что их
несправедливо обвинили и что они постоянно были настоящими католиками. Среди
упорствующих евреев был один, очень сведущий в Священном Писании, он просил,
чтобы ему дали возможность поспорить с богословами, и привел в
замешательство многих, которые были только невежественными схоластами.
Другие, однако, доказали ему истинный смысл пророчеств, приводя их в связь с
событиями, совершившимися после эпохи пророков.
XII. В Толедо было справлено аутодафе 30 ноября 1661 года. Оно состояло
из тринадцати человек. В их числе были: один колдун, один богохульник, один
мошенник, мнимый служитель инквизиции и восемь иудействующих португальцев
или лиц португальского происхождения. Двенадцать были примирены. Тринадцатый
- богохульник - был выдан королевскому судье Даймиэля, получив условное
отпущение церковных наказаний: он был уже осужден на повешение за убийство
своего тестя.
XIII. В Куэнсе инквизиция устроила 29 июня 1654 года общее аутодафе из
пятидесяти семи осужденных. Десять из них были сожжены, остальные примирены.
Они были иудей-ствующие, за исключением одного лютеранина; почти все они
прибыли из Португалии. Сожженные были испанцы, с детства воспитанные евреями
в законе Моисеевом. История некоторых из этих осужденных интересна по особым
обстоятельствам их процесса. Таковы: 1) доктор Андреа де Фонсека, адвокат
королевских советов, уроженец Миранды в Португалии, поселившийся в Мадриде,
где он был одним из знаменитейших защитников своего времени. Он был уже
примирен вальядолидской инквизицией, отрекшись в 1624 году как сильно
заподозренный; однако он так талантливо и удачно сумел защитить себя в этом
случае, что удовольствовались тем, что его объявили легко заподозренным и
изгнали из Мадрида и Куэнсы на десять лет, заставив заплатить штраф в
пятьсот дукатов. 2) Донья Изабелла Энрикес, его жена, уроженка
Сан-Феличес-де-лос-Гальегос близ Сьюдад-Родриго, уже примиренная в Мадриде в
1623 году, разделила участь своего мужа и заплатила штраф в триста дукатов.
Ее крепкое телосложение помогло ей вынести без последствий пытку, во время
которой она упорно все отрицала. Она поженила юношу и девицу, детей
португальских евреев, и была у них посаженой матерью. Хваля эту чету, она
сказала: "Эти молодые люди - счастливчики: они соблюдают закон Божий". Из
показаний нескольких осужденных вытекало, что это был пароль и лозунг
евреев, чтобы узнавать друг друга, когда они видятся впервые. 3) Симон
Нуньес Кардосо из Лам его в Португалии, житель Пастраны, доктор медицины в
университете Саламанки, штатный врач в Сифуэнтесе, примиренный инквизицией
Коимбры. Он отрицал приписываемый ему рецидив иудаизма и противостоял
мучениям пытки. Единственное его показание состояло в том, что его ложно
обвинили в заключении договора с дьяволом и что поводом к этой молве
послужило то, что в ухо к нему залетел большой слепень, который беспрестанно
твердил: "Не говори о религии". Нуньес произнес отречение, как легко
заподозренный, и был присужден к штрафу в триста дукатов и некоторым
епитимьям. 4) Бальдассар Лопес, уроженец Вальядолида, сын португальских
родителей, шорник королевских конюшен. В юности он ездил в Байонну, чтобы
свободнее следовать Моисеевой религии. В 1645 году он вернулся в Испанию и
привлек к иудаизму одного из своих родственников, приводя ему в
доказательство того, что Мессия еще не приходил, октаву из поэмы Араукана
Алонсо д'Эрсильи [146], которая кончается следующим стихом: "До времени,
когда Бог позволит ему появиться".
XIV. Он был задушен и сожжен по смерти. Обладая веселым характером, он
шутил, даже когда шел на казнь. Один из сопровождавших его монахов увещевал
его воздать благодарность Богу за то, что он войдет в рай бесплатно. "Что вы
говорите, отец! Разве конфискация не забирает у меня двести тысяч дукатов,
причем я даже не уверен, что сделка состоится?" Стоя на костре, он увидал,
что палач плохо справился с удушением двух осужденных, и сказал ему: "Педро,
если ты удушишь меня так же плохо, как этих бедняков, лучше тебе сжечь меня
живьем". Когда его поставили перед столбом, палач хотел связать ему ноги.
"Клянусь Богом, - сказал в раздражении Бальдассар, - если ты меня привяжешь,
я не верю больше в Иисуса Христа. Возьми это распятие", - и с этими словами
Бальдассар бросил его на землю. Монах вернул его к более христианским
чувствам, и осужденный попросил тогда прощения у Иисуса Христа за нанесенное
оскорбление и выразил раскаяние. Когда палач начал его душить, духовник,
давший ему отпущение, спросил его, действительно ли он скорбит о своих
грехах. Несмотря на то что Бальдассару было трудно говорить, он с живостью
ответил палачу: "Разве, отец, вы думаете, что теперь время для шуток?"
Отпущение было ему дано, его удушили, и он был сожжен. Если святой трибунал
не достигает более искренних обращений, я не сомневаюсь, что он получает их
во множестве из-за внушаемого им страха.
XV. 6 декабря 1654 года инквизиция Гранады справила аутодафе из
двенадцати человек, наказанных за иудаизм. На нем была также статуя женщины,
уже присужденной к епитимье кордовской инквизицией, изгнанной на десять лет
из этого города, из Гранады и Мадрида и удалившейся в Малагу. Она была
арестована вторично, потому что ее заподозрили в возвращении к прежней
ереси. Она умерла внезапно в секретной тюрьме. Трибунал постановил вынести
на аутодафе ее статую с санбенито примиренных. Я не читал ничего, что
указывало бы, чтобы этот род изображения появлялся на казнях инквизиции до
царствования Филиппа III. Процессы этого рода оканчивались вместе с жизнью
Страницы: «« « 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |