Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 375   376   377   378   379   380   381   382   383  384   385   386   387   388   389   390   391   392   393  » »»

ускользнуть от инквизиции с тем большей легкостью, чем откровеннее признают,
что все обвинения доносчиков и свидетелей верны,  либо  потому,  что  боятся
быть осужденными и наказанными как запирающиеся. Сторонники  второго  мнения
допускают достоверность установленных фактов,  особенно  если  они  признаны
обвиняемыми, которые должны понести  за  них  наказание.  Богословы  третьей
группы верят историям колдунов по существу, но не  могут  доверять  чудесным
обстоятельствам, их сопровождающим. Автор вышеназванной книги признает,  что
сам верит, будто злые духи могут  переносить  человеческие  тела  из  одного
места в другое и что эта власть принадлежит также добрым ангелам,  когда  им
повелевает это Бог, но, не дерзнув верить, чтобы  Бог  это  допустил,  автор
старается доказать свое мнение разными местами Священного  Писания,  которые
приводит и тщательно толкует. Он желал  бы,  чтобы  инквизиторы  допрашивали
обвиняемых  и  свидетелей  в  процессах  по  делу  о  колдовстве,  ничем  не
показывая, что они верят чудесам волшебников; наоборот,  они  должны  делать
вид, что  считают  их  неправдоподобными,  потому  что,  слишком  предаваясь
предрассудку, заставляющему допускать их, они задают вопросы таким  образом,
что внушают обвиняемым мысль,  будто  те  угодят  инквизиторам,  если  будут
умножать истории о колдунах и чудесах чародеев.
     XXXIII.  Автор  цитированного  труда,  возвращаясь  к   обстоятельствам
процесса,  которым  он  занимается,  излагает  также  три  взгляда.   Первый
позволяет видеть во всех феноменах этого рода только  действия  естественных
причин, без помощи и активного мистического влияния демонической силы,  если
не  считать  таковой  ту  силу,  которая  довела  обвиняемых  до  совершения
преступлений и толкнула  этих  людей,  одержимых  желанием  угодливости  или
мести, удовлетворить эти чувства  средствами  чисто  человеческими;  но  эти
человеческие чувства они объясняют деяниями сатаны,  для  того  чтобы  иметь
подражателей  и  умножить  число  сообщников.  Второй  взгляд   предполагает
реальность  договора  с  дьяволом  ввиду   вероотступничества   колдунов   и
приобретенного ими познания  ядов  и  смертоносных  мазей;  но  этот  взгляд
отвергают путешествия и появления колдунов на  ночных  сборищах,  хотя  сами
колдуны думают, будто они действительно там бывали; их перелеты по воздуху с
одного места на  другое  отрицаются  этим  взглядом,  хотя  сами  колдуны  и
воображают, что  дело  так  происходит;  наконец,  отвергаются  все  чудеса,
которые  колдуны  рассказывают  о  своих  собраниях  и  которые  им  кажутся
неоспоримыми. Приверженцы этого взгляда думают, что  употребление  колдунами
мазей и порошков повергает их в сон и дьявол пользуется этим временем, чтобы
запечатлеть в их мозгу видения, в действительность которых они  верят  после
своего пробуждения. Наконец, по третьему взгляду богословов все  происшедшее
есть результат договора, как удостоверяют свидетели и  признают  обвиняемые,
по попущению Бога, намерения которого не дано знать людям.
     XXXIV. Автор убедительно доказывает следующее: как католики, мы  должны
признать, что Бог может допускать факты, о которых идет речь, но необходимо,
однако, отвергнуть, что они случаются так часто, как можно было бы думать на
основании той важности, которую трибуналы придают этому  роду  дел;  они  не
могут произойти без стечения чрезвычайных обстоятельств, которые служат  для
исполнения  планов  провидения  ради  спасения   душ,   торжества   религии,
уничтожения греха и обращения грешников. Но ничего подобного не видно  ни  в
собраниях колдунов, ни в их действиях;  наоборот,  несомненно,  что  в  этой
шайке все ведет к массе самых чудовищных преступлений (по крайней  мере,  по
намерению) против Бога и святых, против людей и природы.
     XXXV. Изложенные доводы приводят автора сочинения к  мысли,  что  среди
случаев, о которых рассказывают колдуны, некоторые достоверны и реальны,  но
произведены естественными средствами;  другие  -  только  плод  воображения,
вроде сновидений, видений умалишенных и  бреда  больных.  Люди,  с  которыми
происходят  эти  иллюзии,  верят  в  реальность  неотвязно  преследующих  их
призраков,  поэтому  те,  которых  называют  кающимися,  так   добросовестно
передают факты. Наконец, есть вещи, которые не случались на самом деле и  не
являются плодом  больного  воображения,  но  о  которых,  однако,  некоторые
повествуют, чтобы сделать свою историю более поразительной  и  удовлетворить
свое тщеславие, - мотив, столь могущественный у всех  людей  и  столь  часто
заставляющий их предпочитать постыдные химеры более прочным благам.
     XXXVI. К разряду вещей  совершенно  реальных,  которые  являются  делом
колдунов, следует отнести убийства людей, потому что можно быть убийцей,  не
будучи колдуном,  употребляя  смертоносные  соки  растений,  порошки,  мази,
жидкости или другие вещества. Когда  воображение  совершившего  преступление
вновь обретает обычное спокойствие,  возможно,  он  начинает  думать,  будто
использовал дьявольские приемы в своих самых естественных действиях,  и  эта
мысль овладевает его умом.
     XXXVII. Второй род явлений, вменяемых  в  преступление  колдунам  и  не
выходящих за пределы естественного порядка вещей, - путешествия  по  воздуху
для прибытия на ночные сборища и  подробности  относительно  того,  что  там
происходит. Автор напоминает, что Андреа Лагуна, врач папы Юлия III, говорит
в четвертой главе 96-й книги  своего  Комментария  на  Диоскорида  [129]  по
поводу корня одного вида соланума [130],  драхма  коего  в  отваре  с  вином
возбуждает в воображении самые приятные представления. Он прибавляет, что  в
1545 году, когда он лечил во Франции герцога Гиза Франсуа Лотарингского, там
арестовали,  как  колдунов,  мужа  с  женой,  живших  в  сельском   доме   в
окрестностях города Нанси. У  них  нашли  горшок  с  зеленой  мазью.  Лагуна
выяснил, что мазь составлена из разных экстрактов  цикуты  [131],  соланума,
белены [132], мандрагоры [133] и других наркотических и усыпляющих растений.
Он предписал употребление этой мази для жены палача, которая  была  поражена
бешенством и не могла уснуть. Когда намазали этой мазью  тело  женщины,  она
проспала тридцать шесть часов, и сон ее длился бы дольше, если бы не  решили
ее разбудить, употребляя очень сильные средства,  между  прочим  банки.  Она
горько жаловалась, что ее вырвали из  рук  молодого  человека,  любезного  и
сильного.
     XXXVIII.  Мифология  рисует  нам  Ореста  [134],  видящего  при   своем
пробуждении фурий  [135],  преследующих  его,  чтобы  покарать  за  убийство
матери. Женщины в Греции, посвящавшие себя культу Реи [136],  матери  богов,
утверждали, что беспрестанно  слышат  гул  барабанов  и  других  музыкальных
инструментов и видят пляски фавнов [137], сатиров [138] и других  призраков.
Чтобы более полно наслаждаться этим зрелищем, они добирались до гор и лесов,
где, по их уверению, можно  ощутить  верх  наслаждений.  Так  же  говорят  и
колдуны о своих ночных собраниях.
     XXXIX. Свидетели в  делах  о  колдовстве  не  должны  внушать  большого
доверия, как бы ни были они многочисленны и важны. Мы знаем:  когда  римские
императоры преследовали христиан, многие свидетели согласно показывали,  что
христиане убивают детей, собираются по ночам, чтобы их есть,  и  в  потемках
совершают ужасные  гнусности.  В  числе  этих  свидетелей  находились  люди,
которые могли знать истину, так как были христианами и присутствовали на  их

Страницы: «« « 375   376   377   378   379   380   381   382   383  384   385   386   387   388   389   390   391   392   393  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции