Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75   76   77   78   79   80   81  » »»

преследовать  их  лишь  в  исключительных  случаях.  Главный  инквизитор  не
осмеливался  ни  оспаривать,  ни  обходить  королевский  указ,   запрещавший
инквизиторам Кордовы расширять их юрисдикцию в королевстве Гранада,  и  указ
этот исполнялся до 1526 года, когда трибунал инквизиции появился  и  в  этой
области по мотивам, о которых я вскоре расскажу.
     III.  В  1492  году  некрещеные  евреи  были  изгнаны   из   Испанского
королевства. Участие в этом деле Торквемады и других инквизиторов  обязывает
меня войти в некоторые подробности. Евреев обвиняли  в  подстрекательстве  к
вероотступничеству  тех,  кто  стал  христианином;  им   приписывали   много
преступлений, совершенных не только против христиан, но и против  религии  и
спокойствия государства. Вспоминали закон из так  называемого  Свода  частей
[372], изданный в 1255 году Альфонсом  X,  в  котором  говорится  об  обычае
евреев похищать христианских детей и распинать  их  в  Великую  пятницу  для
осмеяния воспоминаний о Спасителе мира. Рассказывали историю св. Доминика де
Валя, ребенка из Сарагосы, который был распят в 1250 году [373]. Толковали о
краже священной гостии в Сеговии в 1406 году и об издевательствах евреев над
ней. Говорили о заговоре, организованном в Толедо в 1445 году, причем должны
были последовать пороховые взрывы на улицах  города  во  время  процессии  в
праздник Святого таинства; [374] о заговоре в Таваре, местечке между Саморой
и Бенавенте [375], где видели, как евреи разбрасывали железные капканы [376]
по улицам, по которым жители должны были  бежать  без  обуви  среди  пожара,
охватившего их дома. Вспоминали мученическую смерть других детей, похищенных
и умерщвленных ими подобно Сыну Божию: в 1452 году  в  Вальядолиде;  в  1454
году на земле маркиза д'Альмарса близ Саморы; в 1468 году  в  Сепульведе,  в
епархии Сеговии. Припоминали издевательства над крестом в 1488 году на  поле
Убежище лани (Puerto del gamo),  между  местечками  Касар  и  Гранадипья,  в
епархии Корин;  [377]  похищение  ребенка  из  города  Ла-Гуардия  [378],  в
провинции Ла-Манча [379], в 1489 году и его распятие в  1490  году;  попытку
подобного  же  преступления  в  Валенсии,  которому   помешало   совершиться
правосудие. К этим обвинениям прибавляли еще другие в том же роде.  Обвиняли
врачей, хирургов и аптекарей из  евреев  в  злоупотреблении  профессией  для
причинения смерти множеству христиан; между прочим, смерть короля Энрике III
приписывали его врачу Маиру.
     IV. Я не знаю, какого доверия заслуживают приводившиеся  доказательства
этих преступлений. Но если даже допустить, что имелись основания считать  их
истинными, то отсюда никоим образом не вытекала необходимость изгнания  всех
евреев из королевства. Религия и политика  обязывали  обращаться  с  ними  с
кротостью и отдавать их хорошему поведению уважение, в котором не отказывали
христианам, и карать лишь тех, кто был виновен в каком-нибудь  преступлении,
как в таком случае поступили бы с испанцами, изобличенными  в  убийстве  или
каком-либо  другом  преступлении.  Презрение  и  дурное  обращение  христиан
естественно вызывали  чувство  мести  со  стороны  евреев  и  заставляли  их
проникаться страшной ненавистью к гонителям. Если  бы  Испания  проводила  в
отношении евреев иную политику, она превратила бы их в новых людей,  похожих
на тех потомков испанских евреев, которые, поселившись в разных  европейских
странах, считаются ныне там полезными,  хорошими  и  спокойными  гражданами,
потому что их там не унижают и никто их оттуда не изгоняет.
     V. Испанские евреи знали об угрожавшей им опасности.  Будучи  убеждены,
что для предотвращения  ее  достаточно  предложить  Фердинанду  деньги,  они
обязались доставить тридцать тысяч дукатов на издержки по войне с  Гранадой,
которая как раз в это время была предпринята  Испанией;  кроме  того,  евреи
взяли на себя обязанность не давать никакого повода к тревоге  правительства
и сообразоваться с предписаниями закона о них, жить в отдельных от  христиан
кварталах, возвращаться до ночи в свои дома и  воздерживаться  от  некоторых
профессий, предоставленных только христианам. Фердинанд  и  Изабелла  готовы
были отнестись  благожелательно  к  этим  предложениям,  но  Торквемада  был
извещен обо всем. Этот фанатик имел дерзость явиться с распятием  в  руке  к
государям и сказать им: "Иуда  первый  продал  своего  Господа  за  тридцать
сребреников; Ваши Высочества думают продать его вторично за  тридцать  тысяч
монет. Вот он, возьмите его и поторопитесь  продать".  Фанатизм  доминиканца
произвел внезапный поворот в душе Фердинанда и Изабеллы. 31 марта 1492  года
они издали декрет, которым все евреи, мужского и женского пола,  обязывались
покинуть Испанию до 31 июля  того  же  года  под  угрозой  смерти  и  потери
имущества. Декрет запрещал христианам укрывать кого-либо в своих домах после
этого срока под угрозой тех же наказаний. Евреям  было  разрешено  продавать
свои земельные угодья, брать с собой движимое имущество и другие вещи, кроме
золота и серебра, вместо  которых  они  должны  были  получать  векселя  или
незапрещенные товары {Сборник булл и законов, напечатанный в Толедо  в  1550
году. Закон 3-й.}.
     VI.  Торквемада  поручил  проповедникам  увещевать   евреев   принимать
крещение и не покидать королевства; он опубликовал даже эдикт для побуждения
их к этому. Меньшинство дало себя убедить  и  приняло  христианство.  Другие
продавали свое имущество и отдавали его по такой  низкой  цене,  что  Андрее
Бернальдес,  священник  из  Лос-Паласиоса,  деревни,  соседней  с  Севильей,
передает в своей Истории католических королей, что  евреи  отдавали  дом  за
осла и виноградник  за  малое  количество  сукна  и  полотна.  Этому  нечего
удивляться,  если  принять  в  соображение  данный  им  короткий  срок   для
оставления королевства.
     VII.  Эта  мера,  внушенная  жестокостью,  а  не  усердием  к  религии,
заставила покинуть Испанию до восьмисот тысяч, евреев, по  подсчету  Марианы
{Мариона. История Испании. Кн. 26. Гл. I.}. Если сюда присоединить выселение
мавров из Гранады в Африку и эмиграцию множества христиан  Испании  в  Новый
Свет, мы найдем, что Фердинанд и Изабелла потеряли два миллиона подданных  и
что для теперешнего народонаселения Испании это равняется потере по  крайней
мере шести миллионов людей.
     VIII. Бернальдес уверяет, что, несмотря на запрещение, евреи  унесли  с
собой большое количество золота, запрятанного во  вьюках,  седлах  и  других
потайных местах, даже в собственных кишках. Это было засвидетельствовано при
вскрытии трупов некоторых  евреев,  которые,  превратив  в  порошок  золотые
монеты, известные под именем дукатов и  крестовиков  (cruzados),  проглотили
их, чтобы получить их обратно по ту сторону границы.
     IX. Несколько судов, перевозивших евреев в Африку, были захвачены бурей
и принуждены были причалить у Картахены. Полтораста  изгнанников  высадились
здесь и решили принять крещение. Когда же эти корабли пришли в Малагу [380],
четыреста евреев там приняли христианство. Прибыв в порт Арсилья  в  Африке,
подвластный Португалии,  многие  из  изгнанных  евреев  просили  и  получили
крещение. Некоторые вернулись в Андалусию  и  здесь  проявили  тоже  желание
стать христианами. Историк Бернальдес крестил сотню  их.  Они  вернулись  из
королевства Фец [381], где мавры отняли у них вещи и  деньги,  даже  убивали
женщин, так как думали найти в их внутренностях золото.

Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75   76   77   78   79   80   81  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции