Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 70   71   72   73   74   75   76   77   78  79   80   81   82   83   84   85   86   87   88  » »»

     II.  Деса  не  менее  своего  предшественника  обнаружил  суровость   в
отправлении своих обязанностей. Доминиканские монахи считали себя тем  более
праведными  и  тем  более  продвинувшимися  по  пути  святости,  чем  точнее
подражали поведению их основателя  св.  Доминика  в  Нарбоннской  Галлии,  в
графствах Тулузы и Безье, а также в соседних странах.  Эта  строгость  имела
тот результат, какого следовало ожидать, как мы скоро увидим. Но прежде  чем
входить в детали, чего требует эта  часть  предмета  моей  книги,  я  должен
познакомить  читателей  с  трибуналом   инквизиции   в   отношении   способа
судопроизводства в подведомственных ему делах, потому что, будучи  созданием
Торквемады  и  результатом  установленных  им  узаконений,  этот  способ  по
необходимости относится к его истории. Когда этот предмет станет ясен, можно
будет не удивляться множеству страшных происшествий, причиною  коих  во  все
эпохи инквизиции была форма инквизиционного  судопроизводства.  Эти  события
происходили и в нашем веке, когда плохо  осведомленные  люди  полагали,  что
обязанность святого трибунала состоит только в  службе  политике  испанского
правительства.
     III. Процессы святого трибунала начинаются с доноса или  с  какого-либо
уведомления,  заменяющего  донос,  каково,  например,  открытие,  вытекающее
случайно из показания, данного перед трибуналом по  другому  делу.  Если  бы
инквизиторы не обращали никакого внимания на анонимные сообщения,  а  авторы
подписанных доносов подвергались наказаниям,  назначенным  для  клеветников,
трибуналы инквизиции имели бы гораздо меньше дел для разбора. Но не было  ни
одного доноса, который не был бы принят с радостью.
     IV. Если донос  подписан,  он  принимает  форму  заявления,  в  котором
доносчик, поклявшись говорить правду, означает поименно или другим  способом
лиц,  которые,  как  он  думает  или  предполагает,  могут  показать  против
оговоренного. Они выслушиваются, и их показания, присоединенные к  показанию
первого свидетеля,  составляют  краткое  осведомление,  или  предварительное
следствие.  Как  решаются  пользоваться,  особенно  в  священническом  суде,
анонимным заявлением? Я несколько раз высказывал свое  изумление  мадридским
инквизиторам, когда был секретарем инквизиции, и я видел, что их  душа  была
спокойна и  не  испытывала  угрызений  совести,  потому  что  они  принимали
анонимный донос  лишь  для  конфиденциального  ознакомления  с  религиозными
убеждениями оговоренного и рассматривали свидетельские показания,  когда  из
секретного осведомления вытекало, что манера мыслить оговоренного  считается
слишком свободной. Как бы то ни было, этот случай становится  очень  важным,
потому что секретари затрачивают на него много времени и  бывают  принуждены
приостанавливать процессы многих других  лиц,  сидящих  в  тюрьмах,  которые
следовало бы закончить в кратчайший срок.
     V.  Если  краткое  осведомление  представит  достаточные   мотивы   для
продолжения дела, я спрашиваю, кто  является  ответственным  за  последствия
клеветы, если человек, привлеченный к суду, докажет,  что  она  была  пущена
против  него?  Никто  не  предавался  преследованию  в  порядке   публичного
обвинения, а в случае доноса, сделанного под присягою, его  автора  даже  не
уведомляли об ответственности.
     VI. Доносы никогда не сыпались так  часто,  как  во  время  приближения
пасхальных причастий, потому что  духовники  ставили  доносы  в  обязанность
кающимся, которые видели, слышали или узнали вещи, которые были или казались
противными католической вере или правам  инквизиции.  Эта  эпидемия  доносов
являлась следствием чтения  предписаний,  производившегося  в  течение  двух
воскресений Великого поста в церквах. Одно предписание обязывало доносить  в
шестидневный срок, под страхом смертного греха и  верховного  отлучения,  на
лиц, замеченных в проступках против веры или  инквизиции.  Другое  объявляло
анафему на тех, кто пропустит этот срок, не являясь в  трибунал  для  подачи
заявлений;  и  все  ослушники  обрекались  на  страшные  канонические  кары,
противные месту, где они слушались, и евангельскому духу.
     VII.  Находились  христиане,  которые,  послушав  некоторые  разговоры,
начинали мучиться совестью, что не разоблачили  их,  потому  что  невежество
заставляло их смотреть на эти  разговоры  как  на  подозрительные  в  смысле
ереси. Они сообщали о своей  тревоге  своим  духовникам,  которые  принимали
крайнее решение сообщать инквизиции признания кающихся. Если имевший сказать
что-либо умел писать, он  письменно  излагал  свое  заявление;  в  противном
случае это делал духовник от его имени. Эта мера была так строго предписана,
что простиралась до ближайших родственников  оговоренного.  Поэтому  отец  и
сын, муж и жена являлись доносчиками одни на других,  так  как  духовник  не
давал им разрешения в грехах ранее обещания  сообразоваться  в  шестидневный
срок с приказом инквизиции. Так сильно властвовали  над  душами  суеверие  и
фанатизм.


       Статья вторая

ДОЗНАНИЕ

     I. Когда трибунал инквизиторов решал, что действия или речи, являвшиеся
предметом доноса, заслуживают  дознания  для  установления  улики,  и  когда
показание, данное доносчиком  под  присягою,  принято  при  обстоятельствах,
упомянутых мною, начинали заниматься лицами, на которых указывалось  как  на
знающих объект доноса, их заставляли под присягою  давать  обещание  хранить
тайну относительно того, о чем их будут спрашивать.
     II. Но было бы грубою  ошибкою  думать,  что  все  происходило,  как  в
светских судах. Ни одного из этих свидетелей не осведомляли насчет предмета,
по которому он вызван давать показания. Его опрашивали в  общих  выражениях,
не видел ли и не слышал ли он чего-либо, что  было  или  казалось  противным
католической вере или правам инквизиции.
     III. Личный опыт доказал мне, что неоднократно свидетель, не знавший, с
какою целью его вызвали, вспоминал о фактах, посторонних для  этого  дела  и
касающихся других лиц, которых он указывал, и потом был  допрашиваем  насчет
их, как будто допрос не имел другого мотива.  К  первому  делу  возвращались
лишь после того, как не оставалось места для вопросов по поводу неожиданного
случая. Это случайное показание заменяло донос; о нем составляли протокол  в
секретариате трибунала и начинали новый процесс, которого не ожидали. В этой
манере допроса свидетелей заметна хитрость.
     IV. Последствия этого были очень важны в ходе процесса, если  свидетель
не умел ни читать, ни писать, потому что показания редактировались тогда  по
желанию и рукою комиссара или секретаря, который обыкновенно проделывал  это
таким образом, что  отягчал  донос,  по  крайней  мере  насколько  позволяло
произвольное толкование неточных или двусмысленных выражений,  употребленных
малограмотными  людьми.  Правда,  свидетелям   прочитывали   сделанные   ими
показания; через четыре  дня  это  чтение  повторялось  в  присутствии  двух

Страницы: «« « 70   71   72   73   74   75   76   77   78  79   80   81   82   83   84   85   86   87   88  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции