Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Лоуренс Дж. Питер - Принцип Питера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 27
Размер файла: 158 Кб
Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»

их на три группы: компетентную, ограниченно компетентную и некомпетентную.
     Теория  вероятности предсказывает, а практика подтверждает, что учителя
будут распределены  между этими группами нерав номерно: большинство окажется
в   группе  ограниченно  компетентных,   а  меньшинство   в  компетентной  и
некомпетентной группах.

     Случай педанта-конформиста

     Некомпетентный учитель не подлежит  повышению. В колледже Доротея Да-да
педантично выполняла  все, что  от  нее требовалось. Ее домашние и  курсовые
работы были пересказом учебников или лекций. Она всегда  выполняла точно то,
что от  нее  требовали:  не  больше  и  не меньше. Она  считалась  примерной
студенткой и закончила Просперитский учительский колледж с отличием.
     Когда  она стала учительницей, то начала учить точно так же, как  учили
ее. Она неукоснительно  придерживалась учебника, методического руководства и
расписания уроков.
     Ее преподавание  шло  очень  гладко  и омрачалось лишь  теми  случаями,
которые "не  были предусмотрены в правилах или не встречались  в ее практике
ранее, так, например,  когда  лопнула водопроводная  труба и класс затопило,
мисс Да-да  продолжала  как ни в чем не бывало вести урок,  пока в класс  не
ворвался директор и не начал выводить учеников.
     -  Мисс Да-да!-вскричал  он.-  Вода  уже выше  щиколотки. Почему вы  не
вывели учеников?!
     Она ответила:
     - Я не слышала звонка аварийной  сигнализации.  Как вы знаете, я всегда
действую по инструкции. Я уверена, что вы не включали сигнализации.
     Ошеломленный ее  несгибаемым формализмом,  директор сослался на пункт в
школьных   правилах,   предоставляющий   ему   чрезвычайные   полномочия   в
исключительных случаях,  и сам вывел ее промокших учеников из залитого водой
здания.
     Таким образом, никогда не  нарушая правил и подчиняясь  всем  приказам,
она часто  попадает впросак  и  не имеет шансов  добиться повышения.  Будучи
компетентной  студенткой, она достигла своего уровня некомпетентности,  став
классным руководителем, и потому она останется на этом месте  до конца своей
школьной карьеры.

     Скрытый недостаток

     Н.  Изъян  был   компетентным  студентом   и,   окончив  колледж,  стал
преподавать  физику  и  химию.  Его уроки и  лабораторные заня-тия  увлекали
школьников.  Они охотно работали  в  лаборатории и даже  поддерживали  в ней
необходимый порядок.  Однако  с отчетами  и прочей  писаниной у  Изъяна дело
обстояло  неважно, хотя этот недостаток, по мнению начальства, в достаточной
мере искупался его преподавательским талантом.
     Изъян был выдвинут на пост заведующего кабинетом естественных наук, где
он  столкнулся  с  необходимостью  заказывать  материалы  и  аппаратуру  для
лабораторий,  а  также   вести  точный  учет.  Его   некомпетентность  стала
очевидной! Третий год  подряд он  заказывает новые бунзеновские горелки,  но
без трубок  для их подключения.  По мере  того как старые трубки выходят  из
строя,  остается  все  меньше  и меньше исправных  горелок, хотя  на  полках
непрерывно растет запас новых.
     О  дальнейшем повышении Изъяна вопроса  не встает. И высшая  должность,
какую он сумел занять, это та, для которой он абсолютно некомпетентен.

     На более высоких ступенях иерархической лестницы

     Б. Прост  был компетентным  студентом и заведующим  кабинетом.  Получив
очередное повышение, он занял должность заместителя директора. На этом посту
хорошо ладил с учителями, учащимися и их родителями и в  целом показал  себя
достаточно компетентным. Он был вновь повышен и стал директором.
     До  тех  пор  ему  никогда не приходилось  вступать в  непосредственный
контакт  с  членами  попечительского  школьного  совета  ил"  же с  окружным
школьным  инспектором.  Вскоре  обнаружилось,  что   ему  недостает   такта,
необходимого для работы с этими  высокопоставленными  лицами.  Он, например,
заставил окружного инспектора ждать, пока  улаживал спор двух детей. Заменяя
в классе  заболевшего учителя, он пропустил заседание комиссии по пересмотру
учебной программы, созванное помощником окружного инспектора.
     Он тратил так много сил  на руководство  школой,  что у него не хватало
энергии на  участие в работе всевозможных обществ  и комитетов. Он отказался
стать  главой  программного  комитета  Родительско-учитель-ской  ассоциации,
президентом Лиги  борцов за  улучшение общественных  нравов и  консультантом
Комитета противников непристойностей в литературе.
     Его школа  потеряла  общественную поддержку, а он сам - благосклонность
окружного начальства. Общественность и начальство  стали смотреть на  Проста
как на некомпетентного директора. Когда освободился пост помощника окружного
инспектора, попечительский школьный  совет отказался рекомендовать Проста на
эту должность.
     Так он  остается  и  останется до пенсии  недовольным  жизнью  и  своей
должностью некомпетентным директором.
     Властный Р. Таран показал себя вполне компетентным учителем, заведующим
кабинетом, заместителем директора и директором. Он был назначен на должность
помощника окружного инспектора школ.
     Прежде   ему  приходилось   лишь   толковать  политику  попечительского
школьного совета  и  эффективно проводить ее  в  жизнь в  собственной школе.
Теперь,  став помощником  окружного  инспектора,  он  должен  был  принимать
участие в обсуждении этой  политики в совете, придерживаясь  демократических
процедур.
     Однако Тарану не по вкусу демократические методы. Он  подчеркивает свое
специальное образование. Он  наставляет членов совета  точно так же,  как он
наставлял школьников, когда был классным руководителем. Он пытается помыкать
советом, как в бытность свою директором помыкал подчиненными.
     Теперь  совет  считает   Тарана  некомпетентным   помощником  окружного
инспектора. И он может не ждать повышения.
     Рано проявив свои способности, Дж. Транжир показал себя последовательно
компетентным учителем английского языка,  компетентным заведующим кабинетом,
компетентным  заместителем  директора  и  компетентным  директором. Затем  в
течение шести лет он вполне 'квалифицированно выполнял обязанности помощника
окружного инспектора. Благодаря своему патриотизму, дипломатичности и мягкой
обходительности   он,  находясь   на  этом   месте,  пользовался   всеобщими
симпатиями.  Транжир  был назначен  окружным инспектором. На этом посту  ему

Страницы: « 1   2   3   4  5   6   7   8   9   10   11   12   13   14  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Лоуренс Дж. Питер, Принцип Питера