Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Паркинсок Сирил - Законы Паркинсона

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 158
Размер файла: 1103 Кб
Страницы: «« « 97   98   99   100   101   102   103   104   105  106   107   108   109   110   111   112   113   114   115  » »»

дебатов.   Изучите,   наконец,   видеозапись   собственного   выступления.
Понаблюдайте  за  выражением  лица,  движением  бровей,   пожатием   плеч,
поднятием пальца. Какой из этих жестов был  необходим?  Какое  впечатление
производят  все  остальные,  кроме  того,  что  человек  не  может  сидеть
спокойно? Может, они и раскрывают ваш характер, но желали бы  вы  раскрыть
именно эти его стороны? Убеждают эти жесты или отвлекают? Способствуют  ли
выразительности или просто раздражают? Давайте наблюдать критическим  оком
и  стремиться  лучше  использовать  дар  речи,  присущий  лишь   человеку,
отказавшись по мере возможности от жестов,  сближающих  нас  с  животными.
Сосредоточимся  лучше  на  правильном  использовании  нашего  благородного
языка,  развитого  и  обогащенного  Шекспиром  и  Мильтоном,  Ньютоном   и
Джонсоном, Джефферсоном и Линкольном. Говоря словами молитвы, оградим язык
наш от лжи и клеветы и руки наши от  воровства,  а  также,  кстати,  и  от
бессмысленных жестов. Научимся, наконец, думать, что мы говорим, а в конце
концов, может быть, и говорить то, что думаем.


   ПРАВО НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ

   Во  всем  мире  многие  были  поражены  и  даже   напуганы   тем,   как
недемократически  и  вопреки  прогрессу  Швеция  (в  1967  году)  изменила
старинные дорожные правила, уменьшив тем  самым  на  одну  число  стран  с
левосторонним   движением.   Только   небольшое   их   число   по-прежнему
противостоит в этом  вопросе  советско-американскому  блоку.  Конечно  же,
большая часть настроена безразлично или считает,  что  вопрос  может  быть
решен простым большинством голосов.  Но  как  и  в  аналогичном  случае  с
сантиметрами, гектарами, литрами  и  граммами,  спор  этот  имеет  большее
значение, чем может показаться на первый взгляд. Это не тот случай,  когда
побежденным остается только красиво признать свое  поражение.  Речь  здесь
идет о высоких моральных принципах. Мы должны быть готовы бороться за свои
убеждения в одиночку и, если нужно, годами. Мы  должны  дать  знать  всему
цивилизованному миру, что  право  здесь  не  на  стороне  силы.  В  данной
ситуации права левая сторона.
   Старинный обычай, согласно которому конный  и  автомобильный  транспорт
держатся левой стороны, основан на глубоких человеческих инстинктах.  Было
бы ошибкой считать, что решение этого якобы несущественного вопроса  может
быть предоставлено произволу несведущего  большинства.  Человеческое  тело
имеет по этому поводу изначально свое собственное мнение, поскольку сердце
помещается слева. На этом основывается и  главный  тактический  принцип  в
рукопашной схватке - атаковать правой, левой защищая сердце.  Когда  палка
или дубина уступила место шпаге, вскоре  обнаружилось,  что  оружие  любой
длины, кроме самого короткого, следует носить на левом бедре.  Так  заняли
свое естественное положение ножны, которые стали бы помехой,  окажись  они
на любом другом месте.
   В более поздний исторический период перед воином со шпагой на  перевязи
стала проблема: как сесть  на  лошадь.  Повторные  эксперименты,  часто  с
катастрофическими последствиями, привели его  к  выводу,  что  вооруженный
шпагой человек должен садиться слева, так как, попытайся  он  сделать  это
иначе, непременно оказался бы лицом к хвосту.  Помимо  всего  прочего,  на
лошадь садятся, когда она находится с левой стороны дороги. Таким  образом
всадник защищен от проходящего по дороге движения, и в этом  выгодном  для
него положении ему лучше и оставаться. Если же всадник к тому же  вооружен
копьем, основания держаться левой стороны  у  него  лишь  возрастают:  так
меньше риска зацепиться за нижние ветки деревьев, а сам он -  опаснее  для
любого противника, приближающегося к нему с противоположной стороны.
   Заменим всадника колесным экипажем, и перечисленные доводы  станут  еще
убедительнее. Кучер держит вожжи в левой руке, а кнут - в правой. Когда он
правит, например, четверкой, ему необходимо пространство справа, иначе ему
не  достать  боков  впереди   идущей   лошади.   Чтобы   высвободить   это
пространство, он должен держаться левой  стороны,  как  он  это  всегда  и
делал, что  давало  ему  преимущества,  попытайся  кто-либо  обогнать  его
справа. Для повозки, кареты  или  кабриолета  левая  сторона,  несомненно,
предпочтительней. Причины, по  которым  движение  в  более  цивилизованных
странах придерживалось левой стороны, таким образом, весьма основательны и
убедительны.
   Но у пешехода логика иная. Хотя  примитивный  инстинкт  заставляет  его
держаться  левой  стороны  при  входе  в  магазин  или  ресторан,  события
последнего времени оказали на него  противоположное  влияние.  Дуэлянт  со
шпагой или пистолетом подставляет противнику правую сторону,  одновременно
защищая сердце и уменьшая цель. Но  если  дать  ему  щит,  побуждения  его
делаются диаметрально противоположными. Он выставляет  вперед  левый  бок,
чтобы максимально использовать возможности  щита,  оберегая  правую  руку.
Средневековый пехотинец тоже держался правой стороны, что нашло  отражение
в архитектуре того времени. В средневековом замке винтовая лестница шла от
основания  по  часовой  стрелке.  На  последних  стадиях  обороны,   когда
защитники замка отступали на  верхний  этаж,  щит  нападающего  приходился
против стены и движения его правой руки были стеснены. Отсюда  у  пешехода
историческая  причина  держаться  правой  стороны,  хотя   природные   его
инстинкты направляют его влево.
   В этом последнем обстоятельстве можно, казалось бы, усмотреть некоторое
оправдание странных обычаев на американских дорогах. Но такая идея  лишена
всякого основания. Дело в том, что  на  улице  с  левосторонним  движением
пешеходы должны держаться правой стороны. Только в этом случае  они  могут
видеть, что движется им  навстречу.  Транспорту  приходится  наступать  на
пешехода в открытую; экипажи или машины не могут с легкостью спрятаться за
его спиной, чтобы, незаметно подкравшись, наброситься на него.  Англичане,
которые всегда больше заботились о лошадях или собаках, чем о людях, уже в
1930 году настояли, чтобы всякий, ведущий на поводу  животное,  не  только
держался правой стороны, но и сам помещался бы между  животным  и  потоком
транспорта, руководствуясь, видимо, тем  соображением,  что  лошади  -  не
люди, ими бросаться не приходится.
   Ввиду всех  этих  неопровержимых  аргументов  в  пользу  левостороннего
движения кажется странным, что в странах, вроде бы не столь уж отсталых  в
других  отношениях,  преобладает  противоположная   система.   Как   могло
случиться, что Англия и Швеция сохранили средневековый обычай,  тогда  как
французы  и  их  приспешники  -  как  следствие,  разве  что,  французской
революции - усвоили совершенно иной? Почему, в  самом  деле,  должна  была
произойти такая перемена?
   Это явный случай  новшества  ради  новшества,  который  можно  было  бы
отнести к той же категории, что и  нелепое  законодательство  в  отношении

Страницы: «« « 97   98   99   100   101   102   103   104   105  106   107   108   109   110   111   112   113   114   115  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Паркинсок Сирил, Законы Паркинсона