|
Главная - Наука - Биология
Паркинсок Сирил - Законы Паркинсона Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 158 Размер файла: 1103 Кб Страницы: «« « 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 » »» пригласить компанию на коктейль. Допустим, что места хватает для
шестидесяти человек, следовательно, на такое число нам и придется
рассчитывать. Соответственно наше гостеприимство должно распространиться,
скажем, на сорок автомашин. Как они должны подъезжать, отъезжать и где их
все разместить? Есть такие дома, где транспортная проблема тщательно
изучена, детально обсуждена и блистательно разрешена. Но гораздо более,
увы, многочисленны дома, где к этой проблеме отнеслись с полным
пренебрежением, не пожелали обратить на нее внимания и в конце концов все
пустили на самотек. А это приводит к тому, что в самый разгар веселья
раздаются отчаянные призывы, которые все портят: "Владельца машины марки
"форд" номер 72384 убедительно просят..." и т.д. Или мы видим, как
запыхавшийся хозяин перебегает от группы к группе, выясняя, кому
принадлежит серый "ягуар". "Кажется, на нем Бренда приехала - нет-нет,
вспоминаю, у нее теперь "мини". - "Эй, кто-нибудь, скажите, чей это
"форд"? Льюису надо уехать пораньше, а он выбраться не может... А, Сэм,
это не твой ли "форд" в аллее? Нет? Но ведь не может же быть, чтобы это
была _ничья_ машина?" и т.д. И вся эта суета и мучения - результат
первоначальной ошибки в проектировании. Поскольку дело касается пригорода,
без машины здесь не обойтись. Приноравливаясь к тому, чтобы жить рядом с
ней, мы должны и ей дать возможность жить вместе с нами. Она лучше ведет
себя, когда к ней относятся внимательно, и, естественно, обижается, если
ее нуждами пренебрегают. В домах будущего машина - важная персона, а гараж
для нее не времянка, а заранее внесенное в план крытое помещение, где
машина могла бы получить необходимый культурный отдых.
В классической книге Спикторского "Экс-урбанисты" ("Экс-горожане")
описано, с каким видом надо вести джип к пригородной станции, чтобы все
думали, что в это время "кадиллак" отвозит детей в школу. Автор этим
обращает наше внимание на многомашинное семейство. Вторая машина - для
жены - это только шаг на пути к третьей машине - для детей, а это уже
приводит нас к проблеме, которая называется "проблемой-надцатилетних". И
проблема эта порождена не столько Психологией Подростков, сколько
указанным феноменом много машинничества. Родители скрепя сердце покупают
машину N 3, потому что хотят свободно распоряжаться машинами N 1 и N 2. А
как только покупка сделана, подростки начинают жить собственной жизнью. И
в связи с этим возникают проблемы уже не психологические, а транспортные.
Чтобы разобраться в этом, давайте проведем сравнение с обществом, в
котором жили наши деды. Их мир прежде всего жил согласно моральным
установкам среднего класса. При королеве Виктории и президенте Линкольне
существовал длинный и все увеличивающийся список запрещенных действий, в
особенности по субботам. День господень был расписан до мелочей, и в этом
жестком расписании домашние молитвы и церковные службы сопровождались раз
и навсегда установленными прогулками и церемониями. Цилиндры
приподнимались в чинном приветствии, а церковные колокола призывали
верующих к молитве. Обильная трапеза в полдень предвещала сонный
послеобеденный покой, а вечером подавался только холодный ужин, что было
вполне оправданно: надо было дать прислуге возможность посетить вечернюю
службу в церкви. Вечер спускался на города и деревни, не подававшие
признаков жизни, и лишь изредка на безлюдных улицах раздавалось эхо
чьих-то шагов. Тяжелые занавеси скрывали от чужого взора освещенные
газовым светом комнаты. Все - то есть буквально _все_ - было закрыто.
Больше всего от этого субботствования страдали дети. Мальчикам
полагалось носить жесткие воротнички и парадные воскресные костюмы,
девочкам - платья, превращенные крахмалом в сплошное шуршащее неудобство.
А тут еще хлопотливые сборы в церковь, когда всем раздают молитвенники и
деньги для пожертвований. Проповеди были длинные и преисполненные
теологических премудростей, скамейки - твердые, а полы - холодные. Но
религиозные обязанности на этом не кончались - воскресная школа занимала
послеобеденное время, вклиниваясь между двумя церковными службами. Игры на
улице были строго запрещены, да и все равно двигаться в воскресном платье
было практически невозможно. Дома оставалось играть только в Ноев ковчег,
а чтение должно было быть исключительно воспитательного назначения.
Невесть откуда взявшиеся строжайшие правила обычно раздражают, но
выходило, что следовать их букве гораздо легче, чем казалось. Запрещение
массовых игр так и не распространилось - вопреки логике - на те
развлечения, о которых викторианское богословие слыхом не слыхало,
например на запуск авиамоделей. В обществе, которое не могло обойтись без
лошади и экипажа - подчас это было необходимо даже для поездки в церковь,
- велосипедный спорт тоже избежал запрета. Именно велосипед и расшатал
основы Викторианской субботы. Потому что на велосипеде можно было уехать в
другой приход и даже в соседнее графство, подальше от осуждающих взоров
соседей и родных. Может, человек просто поехал в другую церковь. Но он мог
с тем же успехом отправиться ловить бабочек или писать пейзажи акварелью.
Конечно, порой его еще подстерегали враждебные взгляды из-за кружевных
занавесок, но ведь все эти люди не знали, кто он такой и откуда взялся.
Принеся с собой свободу анонимности, велосипед навсегда покончил с
прежними моральными ценностями. Автомобиль только помог таким беглецам
расширить свои возможности, предоставив им загорать, плавать или
флиртовать на свободе. И еще в большей мере, чем велосипед, автомобиль
предоставил женщинам такую же свободу. Что бы им ни вздумалось натворить,
они могут творить что угодно и где угодно.
Проблема воспитания подростков неотделима от автомобиля. Если молодые
люди стали вести себя неподобающим образом, то не потому, что они живут в
Пейтон-плейс, а потому, что у них есть возможность оттуда удрать.
Перепуганные родители пытаются противопоставить этим эскападам семейный
уик-энд, выезжая с детьми купаться на берег ближайшего озера или моря. Но
это действует только в том случае, если родители готовы участвовать во
всех развлечениях подростков. Однако и эта жертва лишь ненадолго
отодвигает те автоморальные проблемы, которые все равно и неизбежно
придется решать. Даже если родители испытывают искреннюю радость от
прогулки под парусом с собственными детьми, очень скоро настанет час,
когда дети предпочтут кататься на лодке самостоятельно. И такую
возможность им дает третья машина, порождая бесконечные сложности, из-за
которых современные романы так скучно читать. Мы еще вернемся к проблеме
надцатилетних в целом, но нельзя было не упомянуть о ней хотя бы мимоходом
в связи с автомобильностью. Ближе к нашей теме, однако, автомоболи,
которыми страдают люди среднего возраста. Образ хождения пешего как способ
перемещения в пространстве сейчас настолько устарел, что считается (в
лучшем случае) чудачеством. Ходить пешком по полю для гольфа - допустимо,
по полю аэродрома - подчас необходимо, но в других ситуациях этот метод
почти не применяется. Конечно, бывает и так, что машину приходится ставить
Страницы: «« « 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |