Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»

Глава 10.
     ПОКОРЕНИЕ БОГОВ СМЕРТНЫМИ

     У нас нет никаких  сведений о  том, что конкретно имела  в  виду  Бадб,
произнося это  пророчество.  Однако  все,  что  она предрекала, исполнилось.
Близился закат  и  упадок ирландских  богов. Новый народ прибыл  из-за моря,
чтобы вступить в  борьбу с племенем богини  Дану за власть  над Ирландией. И
новые пришельцы оказались уже не богами,  а  такими же смертными, как  мы  с
вами. Они и стали предками гэлов.
     Эта история о покорении богов смертными, кажущаяся нам сегодня довольно
странной, вполне типична для  кельтов. Во всей полноте  ее сохранила  только
гэльская  мифология,  но  сама  идея  о  таком  покорении  получила  широкое
распространение у  всех  кельтских  народов.  Правда,  позор  богов  отчасти
смягчает тот факт,  что люди тоже считали себя потомками небожителей. Кельты
верили, что  люди произошли от бога  смерти и впервые появились на  земле из
Страны Смерти, чтобы захватить власть  в этом  мире  [1]. В своей  книге "De
Bello   Gallico"  [2],  этом  сжатом   изложении  истории   галлов,   Цезарь
рассказывает, что галлы считали себя потомками Отца Диса,  или Плутона, бога
подземного  мира. В  гэльской  мифологии роль Отца Диса  выполнял  Бил,  имя
которого  происходит  от  корня  бел,  означающего  "умирать".  Бог  Бели  в
мифологии бриттов - это, без  сомнения,  тот же персонаж. Та же  самая мысль
выражена тем же корнем  и в  имени Балор, которое носил ужасный фомор взгляд
которого приносил смерть всему живому.

     [1]  Следует особо отметить, что согласно  валлийским преданиям, предки
Кимри прибыли  в  Уэльс  из  Главд  ир Хав, "Страны [Вечного] Лета", т.е. из
потустороннего мира кельтов.
     [2]  De  Bello  Gallico (лат.)  -  "Записки о  галльской войне"  (прим.
перев.)

     Позднейшие   христианские  ирландские  хронисты,  пытаясь  хоть  как-то
согласовать  учение христианской  церкви с еще живыми  пережитками языческой
мифологии, превращая языческих богов в  древних царей, включали последних  в
качестве реальных персонажей в исторические анналы Ирландии и даже указывали
конкретные даты  их  правления.  Более того,  они даже выдвигали собственную
гипотезу событий, предлагая заменить название "Гадес" "Испанией" и  создавая
совершенно  фантастическую  версию  о  происхождении   и  странствиях  своих
предков.  Для этого они использовали ирландские версии имен  и названий, что
было  вполне оправданно.  Согласно этим "историкам", первым ирландцем был...
скиф по имени Фениус Фарса. Будучи свергнут со своего трона, он отправится в
Египет,  где его сын Ниул  женился на  дочери правившего тогда фараона. Дочь
фараона  звали  Скота,  и  у нее родился сын по имени Гоидел,  прапраправнук
которого носил имя Эбер Скот [1].

     [1] Скот (англ. Scott) - скотт, т.е. шотландец (прим. перев.)

     Все  это генеалогическое древо, по-видимому,  было придумано специально
для того, чтобы объяснить происхождение имен трех персонажей -  Финна, Скота
и  Гойдела,  к  которым восходят  самоназвания гэлов.  Затем Фениус со своим
семейством и кланом  был изгнан из Египта за то, что отказался участвовать в
избиении младенцев Израилевых,  и долгих сорок  два года скитался по Африке.
Дорога странствий  привела  его к  "алтарям филистимлян,  к озеру  Озириса".
Затем,  пройдя  между  Русикадой  и  холмистыми землями  Сирии, клан Фениуса
отправился в странствие по Мавритании, пока не вышел к Геркулесовым столбам.
Оттуда  будущие  ирландцы переправились в  Испанию,  где прожили  много лет,
постоянно "плодясь  и размножаясь"  Тот же самый маршрут приводит английский
историк  XII века Гальфрид Монмутский в своей  книге "Histona Britonum" [1],
утверждая,  что по нему прошли  Брут и  троянцы, прибывшие в Британию, чтобы
колонизировать  ее.  Единственное,  что хоть как-то  сближает  эту версий  с
реальными историческими  фактами, - это то,  что  она хорошо  согласуется  с
выявленной  этнологами западной ветвью миграции, носителями которой были, по
любопытному  стечению обстоятельств, не  арийцы-кельты, а доарийские племена
иберов.

     [2] "Historia Britonum" (лат.) - "История Британии" (прим. перев.)

     Итак, этого нам вполне  достаточно, чтобы найти первого жителя Испании,
помня, что термин "Испания"  заменяет собой кельтский Гадес, или Элизиум.  В
этой стране Брегон, отец двух сыновей,  Била и Итха, воздвиг дозорную башню,
с  которой  как-то  раз зимним  вечером Итх  увидел далеко за  морем  землю,
которую он прежде  не замечал. "Именно зимним вечером, когда воздух особенно
чист, человеческий глаз способен заглянуть дальше", - говорится; в старинном
трактате,  получившем  название  "Книга  Завоеваний"  и  входящем  в  состав
Лейнстерской  книги,  и  в  других  не  менее  древних  манускриптах,  прямо
утверждающих, что Итх увидел Ирландию из Испании.
     Захотев  осмотреть  неведомую  землю  поближе,  Итх   вместе  с  трижды
тридцатью воинами переплыл море и высадился незамеченным в устье реки Скене,
именуемой в наше время Кенмар. Страна показалась ему необитаемой, и  Итх  со
своими людьми отравился на  разведку в северном направлении. В  конце концов
они достигли Эйлеаха, неподалеку от нынешнего города Лондондерри.
     Здесь Итх встретил  трех  правящих  царей племени  богини  Дану  -  Мак
Куилла,  Мак  Кехта  и  Мак Грейна, сыновей  Огмы и внуков  Дагды. Они  были
наследниками Нуады Серебряная  Рука, который  погиб в сражении с фоморами. С
почестями  похоронив  своего предшественника  в  кургане,  именуемом Грианан
Эйлеахский и высящемся в наши дни на полуострове Инисхоуен, между Лох Суилли
и  Лох Фойл, цари собрались,  чтобы поделить царство между  собой. Однако им
никак  не  удавалось найти решение, которое  удовлетворяло бы  всех,  и цари
попросили чужеземца взять на себя роль судьи.
     Совет  Итха  был  скорее  морального  свойства,  нежели  практического.
"Поступайте по законам справедливости", - вот  все, что он сказал спорщикам,
но   затем  проявил  неразумие,  принявшись  расточать  неумеренные  похвалы
Ирландии за ее мягкий климат и изобилие плодов, меда,  зерна и рыбы. Все эти
восторги  из  уст  иноземца  цари  клана  Туатха  Де Данаан  восприняли  как
свидетельство его  намерения  отобрать  у  них страну.  Посовещавшись  между
собой, они предательски убили  Итха  на месте, получившем с тех пор название
"Равнина  Итха".  Однако они  не  сумели  задержать его  спутников,  которые
поспешили   возвратиться   в  "Испанию",   захватив  с   собой  тело  своего
предводителя. Возмущение при известии  о  гибели Итха было настолько велико,
что  Мил, сын  Била и племянник Итха,  поклялся  отомстить ирландцам  за его

Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии