|
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 173 Размер файла: 1090 Кб Страницы: «« « 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 » »»
Глава 10.
ПОКОРЕНИЕ БОГОВ СМЕРТНЫМИ
У нас нет никаких сведений о том, что конкретно имела в виду Бадб,
произнося это пророчество. Однако все, что она предрекала, исполнилось.
Близился закат и упадок ирландских богов. Новый народ прибыл из-за моря,
чтобы вступить в борьбу с племенем богини Дану за власть над Ирландией. И
новые пришельцы оказались уже не богами, а такими же смертными, как мы с
вами. Они и стали предками гэлов.
Эта история о покорении богов смертными, кажущаяся нам сегодня довольно
странной, вполне типична для кельтов. Во всей полноте ее сохранила только
гэльская мифология, но сама идея о таком покорении получила широкое
распространение у всех кельтских народов. Правда, позор богов отчасти
смягчает тот факт, что люди тоже считали себя потомками небожителей. Кельты
верили, что люди произошли от бога смерти и впервые появились на земле из
Страны Смерти, чтобы захватить власть в этом мире [1]. В своей книге "De
Bello Gallico" [2], этом сжатом изложении истории галлов, Цезарь
рассказывает, что галлы считали себя потомками Отца Диса, или Плутона, бога
подземного мира. В гэльской мифологии роль Отца Диса выполнял Бил, имя
которого происходит от корня бел, означающего "умирать". Бог Бели в
мифологии бриттов - это, без сомнения, тот же персонаж. Та же самая мысль
выражена тем же корнем и в имени Балор, которое носил ужасный фомор взгляд
которого приносил смерть всему живому.
[1] Следует особо отметить, что согласно валлийским преданиям, предки
Кимри прибыли в Уэльс из Главд ир Хав, "Страны [Вечного] Лета", т.е. из
потустороннего мира кельтов.
[2] De Bello Gallico (лат.) - "Записки о галльской войне" (прим.
перев.)
Позднейшие христианские ирландские хронисты, пытаясь хоть как-то
согласовать учение христианской церкви с еще живыми пережитками языческой
мифологии, превращая языческих богов в древних царей, включали последних в
качестве реальных персонажей в исторические анналы Ирландии и даже указывали
конкретные даты их правления. Более того, они даже выдвигали собственную
гипотезу событий, предлагая заменить название "Гадес" "Испанией" и создавая
совершенно фантастическую версию о происхождении и странствиях своих
предков. Для этого они использовали ирландские версии имен и названий, что
было вполне оправданно. Согласно этим "историкам", первым ирландцем был...
скиф по имени Фениус Фарса. Будучи свергнут со своего трона, он отправится в
Египет, где его сын Ниул женился на дочери правившего тогда фараона. Дочь
фараона звали Скота, и у нее родился сын по имени Гоидел, прапраправнук
которого носил имя Эбер Скот [1].
[1] Скот (англ. Scott) - скотт, т.е. шотландец (прим. перев.)
Все это генеалогическое древо, по-видимому, было придумано специально
для того, чтобы объяснить происхождение имен трех персонажей - Финна, Скота
и Гойдела, к которым восходят самоназвания гэлов. Затем Фениус со своим
семейством и кланом был изгнан из Египта за то, что отказался участвовать в
избиении младенцев Израилевых, и долгих сорок два года скитался по Африке.
Дорога странствий привела его к "алтарям филистимлян, к озеру Озириса".
Затем, пройдя между Русикадой и холмистыми землями Сирии, клан Фениуса
отправился в странствие по Мавритании, пока не вышел к Геркулесовым столбам.
Оттуда будущие ирландцы переправились в Испанию, где прожили много лет,
постоянно "плодясь и размножаясь" Тот же самый маршрут приводит английский
историк XII века Гальфрид Монмутский в своей книге "Histona Britonum" [1],
утверждая, что по нему прошли Брут и троянцы, прибывшие в Британию, чтобы
колонизировать ее. Единственное, что хоть как-то сближает эту версий с
реальными историческими фактами, - это то, что она хорошо согласуется с
выявленной этнологами западной ветвью миграции, носителями которой были, по
любопытному стечению обстоятельств, не арийцы-кельты, а доарийские племена
иберов.
[2] "Historia Britonum" (лат.) - "История Британии" (прим. перев.)
Итак, этого нам вполне достаточно, чтобы найти первого жителя Испании,
помня, что термин "Испания" заменяет собой кельтский Гадес, или Элизиум. В
этой стране Брегон, отец двух сыновей, Била и Итха, воздвиг дозорную башню,
с которой как-то раз зимним вечером Итх увидел далеко за морем землю,
которую он прежде не замечал. "Именно зимним вечером, когда воздух особенно
чист, человеческий глаз способен заглянуть дальше", - говорится; в старинном
трактате, получившем название "Книга Завоеваний" и входящем в состав
Лейнстерской книги, и в других не менее древних манускриптах, прямо
утверждающих, что Итх увидел Ирландию из Испании.
Захотев осмотреть неведомую землю поближе, Итх вместе с трижды
тридцатью воинами переплыл море и высадился незамеченным в устье реки Скене,
именуемой в наше время Кенмар. Страна показалась ему необитаемой, и Итх со
своими людьми отравился на разведку в северном направлении. В конце концов
они достигли Эйлеаха, неподалеку от нынешнего города Лондондерри.
Здесь Итх встретил трех правящих царей племени богини Дану - Мак
Куилла, Мак Кехта и Мак Грейна, сыновей Огмы и внуков Дагды. Они были
наследниками Нуады Серебряная Рука, который погиб в сражении с фоморами. С
почестями похоронив своего предшественника в кургане, именуемом Грианан
Эйлеахский и высящемся в наши дни на полуострове Инисхоуен, между Лох Суилли
и Лох Фойл, цари собрались, чтобы поделить царство между собой. Однако им
никак не удавалось найти решение, которое удовлетворяло бы всех, и цари
попросили чужеземца взять на себя роль судьи.
Совет Итха был скорее морального свойства, нежели практического.
"Поступайте по законам справедливости", - вот все, что он сказал спорщикам,
но затем проявил неразумие, принявшись расточать неумеренные похвалы
Ирландии за ее мягкий климат и изобилие плодов, меда, зерна и рыбы. Все эти
восторги из уст иноземца цари клана Туатха Де Данаан восприняли как
свидетельство его намерения отобрать у них страну. Посовещавшись между
собой, они предательски убили Итха на месте, получившем с тех пор название
"Равнина Итха". Однако они не сумели задержать его спутников, которые
поспешили возвратиться в "Испанию", захватив с собой тело своего
предводителя. Возмущение при известии о гибели Итха было настолько велико,
что Мил, сын Била и племянник Итха, поклялся отомстить ирландцам за его
Страницы: «« « 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |