Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
пер. А. Голова - Энциклопедия кельтской мифологии

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 173
Размер файла: 1090 Кб
Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»

устремились на племя богини Дану.
     Произошли  две  решающие  битвы,  первая -  в Гленн Фаизи,  в  долине у
подножия гор Слив Миш, что к югу от Трэйли, а вторая  - при Тэйлтиу, сегодня
носящем название Теллтаун.  В  обех  битвах боги Туатха  Де Данаан потерпели
поражение. Все их цари были убиты тремя оставшимися в живых сынами Мила: Мак
Куилла  поразил Эбер,  Мак  Кехта -  Эремон, а Мак  Грейна  убил  сам  друид
Амхэйргин. Побежденные и  разгромленные,  боги  уныло  скрылись в  подземном
царстве, оставив землю во владение захватчикам.
     С того дня, по словам  древних хронистов,  начинается настоящая история
Ирландии. Поскольку старший сын Мила, Донн, погиб, царская власть по  закону
перешла  в  руки  второго  сына -  Эремона.  Однако третий  сын,  Эбер,  при
поддержке  своих  сторонников,  потребовал от брата своей  доли владений,  и
Ирландия была разделена на две равные части. И тем не менее в конце того  же
года между братьями  вспыхнула война. Эбер был убит  в бою, и  полновластным
царем Ирландии стал Эремон.

Глава 11.
     БОГИ В ИЗГНАНИИ

     Однако,  хотя  смертные  и  одержали  над  богами  победу,  не  имеющую
прецедентов  в  мифологических   системах  других  народов,  им  не  удалось
полностью  подчинить их себе.  Потерпев поражение  на поле боя, племя богини
Дану  нисколько  не утратило своих божественных атрибутов, благодаря которым
бывшие боги могли либо помогать людям, либо причинять им  зло.  "Велика была
сила  и власть  Дагды,  - говорится  в трактате, дошедшем  до  нас в составе
Лейнстерской  книги,  - над сынами Мила; сохранилась  она и  после покорения
Ирландии, ибо боги лишили  людей  молока и зерна,  так что смертным пришлось
заключать мир  с Дагдой. Лишь после этого, заручившись поддержкой богов, они
смогли  собирать урожай и  пить  молоко от  своих  коров".  В  основе  этого
странного договора лежало  представление  о  том, что, хотя  боги Туатха  Де
Данаан и удалились  в  подземное царство, они должны были  получать от своих
преемников дары и приношения. В стихотворении, приписываемом  Диннсенхусу из
Маг Слехт, говорится, что

     С самого начала
     Правленья доблестного Эремона
     Здесь поклонялись идолам.
     Так было Вплоть до прихода Патрика из Махи [1].

     [1] См. главу 4 - "Религиозные верования древних бриттов и друидизм".

     Лишившись реальной  власти над земле,  боги отправились на поиск нового
пристанища. Они  даже  устроили совет,  но  его участники разделились на два
лагеря. Некоторые боги хотели отрясти со своих осиротевших ног прах Ирландии
и  отправиться за море  на  поиски  блаженных краев, затерянных в  неведомой
дали. Там, на  крайнем западе, не доступный никому, кроме немногих избранных
смертных,  находился остров,  своего  рода гэльский мифический  аналог места
вечного блаженства бриттов. Вспомним Теннисона:

     ...тот остров - Авильонская долина,
     Где не бывает ни дождей, ни снега,
     Ни даже ветра резкого. Она
     Лежит в лугах медвяных и садах
     И с морем радугой обручена [1].

     [1] Теннисон А. Королевские идиллии. Странствия Артура.

     Короче,  это край вечного  наслаждения  и  отдохновения,  называемый  в
разных источниках по-разному:  Тир  Таирнигириб  ("Земля  обетованная"), Маг
Мелл  ("Равнина   блаженства"),   Тир-нам-Бео  ("Страна   [вечной]  жизни"),
Тир-на-Ог  ("Страна молодости") и Хай-Брезал ("Остров  Врезала").  Кельтская
мифология буквально  переполнена  описаниями  красот и чудес этой  волшебной
страны, предания и легенды о которой никогда не умирали в  памяти поколений.
Хай-Брезал   постоянно   фигурировал  на   старинных   картах   как  реально
существующий остров, так что некоторые первооткрыватели испанских морей были
убеждены,  что  наконец-то нашли  его,  дав  вновь открытой стране  название
Бразилия.  Впрочем,  любители  старинных  преданий  утверждают,  что  зоркий
наблюдатель,  если  только  он запасется терпением  и  будет долго-долго, не
отрываясь,  глядеть  на запад с крайней западной оконечности Ирландии, может
(разумеется,  если  ему  посчастливится)  увидеть  далеко-далеко  на  западе
очертания южных островов Эдема, лежащих в темно-пурпурных сферах морей.
     Главным  из  этих  "небожителей-эмигрантов",  конечно   же,  почитается
Мананнан Мак  Лир. Хотя ему  на  долю и  выпал жребий отправиться  далеко за
море, он  не упустит случая побывать  в  Ирландии. Согласно старинной  поэме
датируемой VII веком, к нему присоединился древнеирландский король Бран, сын
Фебала, сопровождавший Мананнана в его плавании в земной рай и обратно. Бран
плыл на лодке, а Мананнан правил колесницей, гребням волн, и пел:

     Бран сказочно красив, скользя
     В челне своем по зеркалу морей.
     А я в своей любимой колеснице
     Лечу по волнам, словно по цветам.

     О, как сверкает море
     Прозрачное под Брановым челном!
     А я несусь по сказочной равнине
     В заветной двухколесной колеснице!

     Бран видит пред собой
     Бесчисленные волны на просторе,
     А предо мной лежат луга Маг Мон [1]
     И красные цветы бутоны клонят.

     Везде, куда ни кинет Бран свой взор,
     Коньки морские весело играют,
     А там, в краю Мананнана Мак Лира,
     Ручьи текут вином и медом.

     В сиянье, в коем утопаешь ты,
     Морская пена блещет и белеет,

Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. пер. А. Голова, Энциклопедия кельтской мифологии