Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 53   54   55   56   57   58   59   60   61  62   63   64   65   66   67   68   69  »

2 В провинции Ямато.
3 Японское название одного владения, входившего в состав царства Пэкче (Кудара).
4 Силла (в японском наименовании "Сираги") - название другого царства на Корейском полуострове в то время.
5 Общее наименование различных владений в южной части полуострова.
6 У - по-японски Го или Курэ - название юго-восточной части Китая.
7 Отец и сын, корейцы по происхождению, иммигрировавшие в Японию вместе с большим количеством людей из 17-ти округов.
8 Коре (в японском обозначении Кома) - название третьего царства на Корейском полуострове.
9 Имена, означающие подданных государства Курэ.
10 Имена, указывающие на происхождение ткачих из разных мест Китая.
11 Название местности в Биттю.
1 Ая - древнее японское обозначение Китая.
2 Имеется в виду название трех древних царств на Корейском полуострове, ставшее обозначением Кореи в целом.
1 Ранги по китайскому образцу различались по форме и материи го. ловного убора.
2 В эпоху династии Суй пурпурный цвет присваивался высшим рангам; рангу нин присваивался зеленый цвет, рангу рай - красный, рангу син - желтый, рангу ги - белый и рангу ти - черный.
1 Кинай - общее наименование района центральной Японии.
2 Ри состоит из 50 дворов.
1 Махараджадхщзаджа - императорский титул, соответствующий титулу "царь царей".
2 Яяти-Амбариша - мифический герой.
3 Махараджа - титул ниже махараджадхираджи.
4 Мандала - в данном случае область, провинция, следовательно, провинция Варака.
5 Вишайя - округ; пати - господин; следовательно вишайяпати - начальник округа.
6 Махаттара-в русском языке этому термину больше всего соответствует определение "наибольший". Кем были махаттары, в данном случае точно определить невозможно.
7 Пустапала - должность хранителя официальных документов.
8 Восточное море - здесь имеется в виду, несомненно, Бенгальский залив.
9 Кулья-вапа - мера земли, точная величина которой не установлена.
10 Парама-бхаттарака - один из многих императорских титулов.
11 Садханика - очевидно, производное слово от садхана. По видимому, термин садханика является наименованием должностного лица.
1 Айюктака, виниюктака - титулы сановников, функции которых неизвестны.
2 Махаттара - здесь, видимо, глава или старшина села.
3 Дрангика - очевидно, начальник города или какой-то территориальной единицы.
4 Дхрува - чиновник, ведавший, по-видимому, сбором налогов.
5 Стханадхи-караника - чиновник, стоявший во главе населенного пункта (sthana).
6 Чата и бхата - названия должностных лиц, функции которых неясны, однако большинство индийских историков переводят эти термины как "регулярные и нерегулярные военные отряды".
1 Раджастхания - царский наместник; кумараматия - советник принца.
2 Шивакападрака-Шива - личное имя, падрака - земля вообще, или земля, являющаяся общинной пустошью Последнее, очевидно, - наиболее приемлемое толкование для данного текста.
3 Падаварта - в санскритских словарях перевбдится как мера, равная квадратному футу. Если согласиться с этим, то участок даримой земли будет слишком ничтожен. Эпиграфист Флит предлагает считать 100 падавартов участком, равным 100 футам и в длину, и в ширину, т. е. 10 тыс. кв. футов.
4 Кутумбин - домохозяин, земледелец.
5 Удранга и упарикара - термины неясные и объясняемые поэтому различно индийскими историками. Чаще всего удранга переводится как налог, взимаемый с общинников, наследственно владеющих землей, а упарикара - как налог, взимаемый с тех, кто не обладает наследственным правом на землю, т. е. с арендаторов общинной земли.
6 Vata и bhuta - неясные термины. Дословно vata - ветер, то, что овеяно ветром, высушено; bhuta - причастие прошедшего времени от гла-грла "быть".
1 Корова считается у индусов священным животным.
2 Буддийские монастыри.
3 Большая (махаяна) и малая (хинаяна) колесницы - учения в буддийской религии.
4 Комментарии к географическим названиям в описании Индии китайским путешественником Сюан Цзаном даны С. Билом. См. стр. 164.
5 "Три карзины" - три раздела буддийской канонической литературы.
6 Правитель Канауджа (606-647 гг ), завоевавший почти всю Северную Индию.
7 Лакх равен 100 тысячам.
1 Канаудж.
2 Малабар.
3 Мана, ман - индийская мера веса. Современный стандартный ман равен 82 фунтам.
1 Ср примечания к док. № 6, 9.
1 Огонь - основной объект поклонения в зороастрийских храмах.
2 Или трудовой доход.
3 Одно из условных имен сасанидского судебника.
4 Т е. раб, (ранее) освобожденный на J/4 и отданный в рабство храму, остается на 1/4 свободным.
5 Имя одного из законоведов, на решения которых постоянно ссылается составитель судебника.
6 Дастакерт - хозяйство, обычно земледельческое, поместье.
1 Легендарный царь, которому приписывалось основание сословного строя.
2 "Учителя", или "наставники".
3 Буквально "поклоняющимися", или "служителями".
4 "(Знатные) воины" В тексте "Шах-намэ" имя сильно искажено.
5 "Земледельцы". В тексте "Шах-намэ" имя искажено.
6 Буквально- свободные от приказа, [хотя] и одетые в лохмотья.
7 "Ремесленники". В тексте "Шах-наме" имя несколько искажено.
1 Вариант перевода: вежливости или уважения. 0 Или: поклоняющиеся [богу], т е. жрецы.
2 Титулы представителей духовенства.
3 Или: смуты, восстания. В данном абзаце содержится, очевидно, намек на маздакитское движение, во время которого сословно-кастовые различия были отменены.
4 Коран, сура VI, стих 112; вставка переводчика на арабский Ибн-Мукаффы.
5 Качества, необходимые кандидату для перехода в духовное сословие.
6 Качества членов военной касты.
7 Этими чертами характеризуются представители бюрократического сословия писцов.
1 Т е. число людей, очевидно, взрослого мужского населения.
2 Гариб равен 2 400 кв. м.
3 Буквально "люди домов (или дворцов)", обычное в арабских источниках обозначение представителей сасанидской знати.
4 Или вельмож, соответствует сасанидскому "вузурган".
1 Хиониты
2 Гунны - эфталиты, так называемые "белые гунны".
3 Название монеты.
4 Т. е. зороастрийское духовенство.
5 Омовения не разрешались зороастрийским духовенством, рассматривавшим это как осквернение воды - одной из священных стихий.
6 В 491 г.
7 Одно из старых названий маздакизма, образованное от имени его основателя Зарадушта, сына Хурагана, жившего в III в.
8 См. документ № 7, стр. 188, примечание 1.
9 По другим источникам Кавад был первоначально заключен в тюрьму и лишь после побега из нее отправился к эфталитам.
10 Женитьба на близких родственницах была широко распространенным обычаем, особенно в царской семье.
11 Источники, восходящие к официальной сасанидской истории, искажают картину реставрации Кавада, сообщая, что по возвращении на престол он якобы простил свергнувших его представителей знати Свидетельство современника событий Стилита, подтверждаемое и некоторыми другими данными, указывает, что Кавад и после возвращения на престол продолжал вести политику, направленную против знати.
12 Нуман, в 498-503 гг. царь арабского царства Хиры, зависимого от Сасанидов.
1 Имеются в виду реформы, предпринятые Кавадом под влиянием маз-дакитов/
2 См. документ № 7, стр. 188, примечание 1.
3 Здесь Прокопий допускает ошибку Балаш царствовал до Кавада. То, что Прокопий рассказывает далее о Власе, относится на самом деле к брату Кавада Запаспу, царствовавшему в 496-499 гг.
4 Из данных, сообщаемых Прокопием о Сеосе, определенно следует, что он был тесно связан со сторонниками маздакизма. Некоторые данные позволяют предполагать, что то лицо, которое Прокопий называет Сеосом, соответствует Маздаку арабо-персидской историографии. "Маздак" же, - очевидно, титул главы секты, см. документ № 8.
5 Примерно так же, но с некоторым расхождением в деталях, рассказывают о бегстве Кавада из тюрьмы арабо-персвдские авторы.
6 Этот титул был введен, очевидно, вместо существовавших титулов глав отдельных сословий (артештарансалар - глава воинов, вастрьошан-салар - глава земледельцев и т д ) и соответствует, по-видимому, средне-персидскому дристеденансалар - глава придерживающихся истинной веры или закона, как называли себя маздакиты. Маздакиты не признавали кастовых различий внутри иранского общества.
7 Вскоре после вступления на престол византийского императора Юстина в 518 г.
8 Каос был воспитан маздакитами и обещал проводить их политику.
9 За усыновление Хосроя Юстином Кавад отказывался от всех старых притязаний Сасанидского государства по отношению к Византии.
1 Кавад ! (488-531 гг.).
2 Хосров I Ануширван (531-579 гг.).
3 "Лучший (мир)", лучшее бытие, рай.
4 Т. е. в окружающей действительности.
5 Буквально: различающий, проницательный.

Страницы: «« « 53   54   55   56   57   58   59   60   61  62   63   64   65   66   67   68   69  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков