Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 44   45   46   47   48   49   50   51   52  53   54   55   56   57   58   59   60   61   62  » »»

Islenzk fornnt, XXVI bd Reykjavik, 1941, bis. 163, 166-168, 169 - 171.

4. Сага о конунге Харальде Сером Плаще1
Гл. 14. Однажды летом Харальд Серый Плащ отправился со своим войском на север, в Бьярмаланд2, и воевал там. На берегу Вины3 произошла большая битва между Харальдом и бьярмами. Конунг Харальд одержал победу и убил много народа. Он воевал по всей стране и взял великое множество добычи. Об этом говорит Глум Гейрасон4:
Обагрил князей повелитель,
Дерзкий на слово, меч иа востоке
Пред горящим северным градом;
Убе1ающих бьярмов я видел.
Славу добрую в этом походе
Примиритель людей снискал,
Там вокруг витязя молодого
Буря копий ревела на Вины берегу,
Гибель конунга Эрлинга
Гл. 16. Конунг Харальд и его братья отправились со своим войском на север, в Трандхейм. Конунги не встретили там никакого сопротивления и собирали дань, налоги и прочие причитающиеся конунгам подати. Они заставляли бондов платить большие поборы, потому что долгое время, пока там находились враждовавший с конунгами Хакон ярл и большое число его людей, конунги получали мало доходов из Трандхейма.
Осенью конунг Харальд с большей частью войска уехал домой, в южную Норвегию, а конунг Эрлинг со своим войском остался в Трандхейме. Он предъявлял большие требования к бондам и жестоко их притеснял, а бонды были недовольны и не могли примириться с убытками. Зимой бонды собрались и образовали большое войско. После этого они направились к конунгу Эрлингу, который на-ходился на пиру, и там произошла битва. Конунг Эрлинг пал в битве, и вместе с ним погибло великое множество народа.
Когда Норвегией правили сыновья Гуннхильд5, случился большой неурожай. Чем дольше они правили страной, тем сильнее становился голод. Вину за это бонды возлагали на конунгов, потому что они были жадны до денег и жестоко притесняли бондов. Наконец, скоро у людей по всей стране не стало больше ни хлеба, ни рыбы. В Халогаланде6 наступил такой сильный голод и такая нужда, что вскоре перестал расти хлеб. Снег по всей стране лежал до середины лета, а скот до середины зимы стоял на дворе...
Islenzk fornrit, XXVI. bd. Reykjavik, 1941, bis. 217, 220-221.
5. Сага об Олаве Трюггвасоне1
Гл. 52. Жил в Вике2 человек по имени Лодин. Он был богат и хорошего рода. Он часто бывал в торговых поездках, а иногда и в походе. Однажды летом Лодин поехал в торговую поездку на восток3. У него был корабль и много товара. Он направился в Эйстланд4 и торговал там все лето. Когда настало время торга, туда привезли много разных товаров. Много рабов прибыло на продажу...
Гл. 53. ...Конунг [Олав Трюггвасон] явился в Вик и потребовал, чтобы все люди приняли христову веру. Тех, кто противился, он жестоко наказывал: одних повелел убить, других искалечить, а некоторых изгнал из страны...
Сватовство Эрлинга Скьяльгссона
Гл. 56. Конунг Олав поехал со своими людьми на Гула-тинг, потому что бонды прислали ему сказать, что они хотят ответить на его речь5. Когда обе стороны явились на тинг, конунг пожелал сначала говорить с местными хёвдингами. После того как они собрались, конунг изложил свое дело и потребовал, чтобы они выполнили его волю и крестились. Тогда Альмод Старый сказал: "Мы, родичи, обсудили между собой эту речь, и все мы пришли к одному решению. Если ты, конунг, собираешься обречь нас, родичей, на такую участь, нарушить наши законы и насильно подчинить нас себе, то мы будем противодействовать тебе всеми силами, и пусть победа достанется тому, кого изберет судьба. Если же ты, конунг, захочешь пойти нам навстречу, то ты сможешь сделать так, что все мы будем верно тебе служить". Конунг спрашивает: "Чего вы хотите от меня потребовать, чтобы наилучшим образом прийти к соглашению?" [Хёвдинги потребовали, чтобы конунг Олав выдал свою сестру Астрид за Эрлинга Скьяльгссона, одного из могущественных людей в области Гулатинга]
Хордаланд принимает христианство
Гл. 57. ...Тогда они обсудили это сватовство; кончилось тем, что Астрид была просватана за Эрлинга. После этого конунг [Олав] велел созвать тинг и приказал бондам принять христианство; Альмод и Эрлинг были первыми, кто исполнил требование конунга, а с ними все их родичи. Ни один человек не осмелился тогда сказать что-либо против. Так весь народ был окрещен и принял христианство.
Распространение христианства в Норвегии
Гл. 59. Осенью того же года конунг Олав назначил в Стаде, к северу от Драгсейда6, тинг четырех фюльков На тинг должны были прибыть жители Согна и Фирдафюлька, Сунн-Мэри и Раумсдаля. Вместе с конунгом Олавом на тинг поехало много его людей из восточных областей страны и войско, которое присоединилось к нему в Рогаланде и Хорда-ланде. Когда конунг Олав приехал на тинг, он провозгласил христианство, подобно тому как он делал это в других местах. Оттого что у конунга было много своих людей на тинге, бонды пребывали в большом страхе. В конце своей речи конунг предложил им на выбор одно из двух: либо они примут христианство и крестятся, либо в противном случае они должны будут биться с ним. Поскольку бонды не видели никакой возможности сражаться против конунга, было решено, что весь народ примет христианство.
А конунг Олав поехал тогда со своим войском в Норд-Мэри и обратил в христианство этот фюльк. Затем он отправился морем в Хладир и приказал разрушить там языческий храм. Все имущество и все драгоценности, принадлежащие храму и жрецам, он взял себе Он взял- большое золотое кольцо из двери храма, которое было сделано по приказанию Хакона ярла. После этого он велел сжечь храм. Когда бонды узнали об этом, они решили послать ратную стрелу7 по всем фюлькам и созвали войско, чтобы пойти против конунга...
Тинг в Трандхейме
Гл. 65. Летом конунг Олав собрал большое войско на востоке страны и направился с этим войском на север, в Транд-хейм. Прежде всего он высадился в Нидаросе8, затем приказал разослать по побережью всего Трандхеймс-фьорда сообщение о созыве тинга и назначил в Фросте9 тинг восьми фюльков. Но бонды приняли сообщение о созыве тинга так, будто это была ратная стрела, и собрались свободные и рабы из всего Трандхейма. Когда конунг явился на тинг, бонды были в полном вооружении. После открытия тинга конунг обратился к народу с речью и потребовал принять христианство. Ему не пришлось долго говорить. Бонды закричали, призывая его замолчать. Они угрожали, что иначе они его схватят и выгонят из страны. "Мы поступили так с Хаконом, приемным сыном Адальстейна10, когда он обратился к нам с подобным предложением, - говорили они. - А с тобой мы считаемся не больше, чем с ним".
Когда конунг Олав увидел, что бонды разгневаны, и заметил к тому же, что у них большое войско, которому он не мог противостоять, то он повел речь по-иному и согласился с бондами. Он говорил: "Я хочу, чтобы между нами установился мир, как это было и прежде. Я хочу поехать с вами туда, где вы приносите самые большие жертвы, и посмотреть там ваши обычаи. Тогда мы решим вопрос о вере, которой нам лучше придерживаться, и все придем к согласию".
Когда конунг заговорил с бондами ласково, они смягчились. Они также стали говорить более мягко и склонялись к примирению. Наконец было решено, что летнее жертвоприношение будет происходить в Мерине11 и туда, как обычно, приедут все хёвдинпи и могущественные бонды. Туда должен был также приехать конунг Олав.
Пир в Хладире
Гл. 67. Конунг Олав ввел свои корабли в устье реки Нид. У него было тридцать кораблей и большое хорошо вооруженное войско. Сам конунг со своими дружинниками часто бывал в Хладире.
Когда приблизился срок жертвоприношения в Мерине, конунг Олав устроил большой пир в Хладире. Он разослал приглашения в Стринд, Гаулардаль и Оркадаль, созывая к себе на пир хёвдингов и других могучих бондов. Когда все было приготовлено и приглашенные съехались, то в первый вечер был великолепный пир и превосходное угощение; мужчины были здорово пьяны. Ночью все мирно спали.
На другое утро, после того как конунг оделся, он велел читать себе мессу. По окончании мессы конунг приказал трубить в рог, собирая домашний тинг12. Тогда все его люди оставили корабли и пришли на тинг. После открытия тинга поднялся конунг, взял слово и говорил так: "У нас был тинг в Фросте. Там я предложил бондам принять христианство. Но они потребовали от меня, чтобы я отправился с ними на жертвоприношение, как это сделал конунг Хакон, приемный сын Адальстейна. Мы порешили на том, что встретимся в Мерине и принесем там большие жертвы. Но если я вместе с вами поеду туда, то заставлю принести самую большую жертву, как это обычно бывает, - людей. Я не хочу выбирать для этого рабов или людей никчемных. Для того чтобы предать богам, я отберу людей самых знатных. Я называю имена Орма Люгры из Медальхуса, Стюркара из Гимсара, Кара из Грютинга, Асбьерна Торбергссона из Варнеса, Орма из Люксы, Халльдора из Скердингстада". Он назвал еще пять имен самых знатных людей. Он сказал, что хочет принести их в жертву за удачливый год и мир, и велел тотчас же позвать этих людей к себе на пир. Когда бонды увидели, что у них не хватает людей, чтобы выступить против конунга, они просили пощадить их и предоставили ему решить дело. Они согласились с конунгом в том, что все бонды, которые там были, должны принять христианство. Бонды поклялись конунгу, что они будут придерживаться правильной веры и покончат со всякими жертвами. Все эти люди находились в гостях у конунга до тех пор, пока не оставили в качестве заложников своих сыновей, братьев или других близких родичей.
О тинге
Гл. 68. Конунг Олав направился со всем своим войском в Трандхейм. Когда он приехал в Мерин, там собрались все трандхеймские хёвдинги, которые больше всего противились христианству. Вместе с ними были все крупные бонды, раньше совершавшие здесь жертвоприношения. Народу собралось очень много, столько же, сколько до этого на Фростатинге. Тогда конунг велел позвать народ на тинг. Обе стороны явились в полном вооружении. После открытия тинга слово взял конунг и потребовал, чтобы народ принял христианство. От имени бондов на речь конунга отвечал Скегги Железный. Он сказал, что бонды хотят, как это и прежде было, чтобы конунг не нарушал их законов. "Мы хотим, конунг, - говорил он, - чтобы ты совершил жертвоприношение, как это делали конунги до тебя". После его речи поднялся одобрительный шум. Бонды кричали, что они хотят, чтобы все пошло так, как говорил Скегги. Тогда конунг говорит, что он хочет rto-ехать в храм и посмотреть их обычаи, когда они будут совершать жертвоприношение. Бондам это понравилось, и обе стороны поехали в храм.
Трандхейм принимает христианство
Гл. 69. И вот конунг Олав едет в храм, а с ним некоторые из его людей и несколько бондов. Когда конунг пришел туда, где находились боги, там сидел Тор. Он был наиболее почитаем из всех богов и украшен золотом и серебром. Конунг Олав поднял отделанную золотом дубинку, которую он держал в руке, и ударил Тора, так что тот упал с возвышения. После этого прибежали люди конунга и столкнули с возвышения всех богов. Пока конунг находился в храме, снаружи, перед дверью, ведущей в храм, был убит Скегги Железный. Это совершили люди конунга.
Когда конунг пришел к народу, он предложил бондам выбирать одно из двух: либо все они должны принять христианство, либо они должны биться с ним. Но после смерти Скегги в войске бондов не осталось предводителя, который подал бы знак к нападению на конунга Олава. Было решено покориться конунгу и принять то, чего он требовал. Тогда конунг Олав велел окрестить всех людей, которые там были, и взял у бондов заложников, чтобы они придерживались христианства. Затем конунг Олав приказал своим людям отправиться во все фюльки Трандхейма. Ни один человек не возражал теперь против христианства. Так был крещен весь народ в Трендалаге.
Гл. 78. В Годей, на фьорде, который называется Салпти13, жил бонд по имени Рауд Сильный. Рауд был очень богат, у него было много слуг. Он был могущественным человеком. За ним следовало великое множество лопарей, как только ему это было нужно. Рауд приносил большие жертвы богам и был весьма сведущ в колдовстве. [По приказу конунга Олава Рауд Сильный, отказавшийся принять христианство, был зверски убит, а его владение захватил конунг.]
Гл. 80. ...Конунг Олав взял там великое множество денег золотом и серебром и другого имущества, оружия и различных драгоценностей. Всех людей Рауда конунг велел окрестить; тех, кто не хотел креститься, он велел убить или замучить...
Islenzk fornrit, XXVI. bd. Reykjavik, 1941, bis. 301,
302, 306, 308, 314-318, 324, 326-327.
6. Сага об Олаве Святом1
Гл. 1. ...Сигурд Свинья2 был богатым хозяином и заставлял своих людей много работать. Часто он сам отправлялся взглянуть на свои пашни и луга, на свой скот, на ремесленные или иные работы своих людей.
Гл. 12. [Конунг Олав отправился в Англию]. Свейн Вило-бородый, конунг датский, был в это время в Англии с войском датчан. Он пробыл там уже некоторое время и завладел землею конунга Адальрада3. Датчане захватили обширные земли в Англии, и дело дошло до того, что конунгу Адальраду пришлось покинуть страну и бежать на юг в Валланд4. В ту самую осень, когда конунг Олав приплыл в Англию, пришла весть, что конунг Свейн Харальдссон внезапно умер. ...Когда конунг Адальрад узнал про это, он сразу отправился обратно в Англию. Вернувшись, он призвал к себе всех, кто желал поступить к нему, чтобы вместе с ним отвоевать обратно страну. К нему стеклось множество народу, и конунг Олав с большим отрядом норвежцев тоже пришел к нему на помощь...
Гл. 14... Большая часть страны вновь перешла во владение конунга Адальрада, но тингманы5 и датчане сохранили в своих руках много бургов, и во многих местах страна еще принадлежала им.
Гл. 15. Конунг Олав предводительствовал войском, когда-они двинулись к Кантарабюрги6 и бились там, пока не завладели городом. При этом они убили множество народу и сожгли город...
Конунг Олав объехал затем множество мест в стране [в Англии], собирая дань с народа или опустошая земли...
Там конунг Олав пробыл в тот раз три зимы.
Гл. 22. Ярлу Эйрику не понравилось, что ЭрлингСкьяльгс-сон7 столь могущественен, и он присвоил себе все королевские владения, которые конунг Олав ранее пожаловал Эр-лингу в качестве вейцлы8. Но Эрлинг, как и раньше, продолжал собирать подати в Рогаланде, так что земледельцам нередко приходилось платить подать два раза, потому что иначе он опустошил бы их земли. Виры ярлу тоже доставалось мало, потому что наместники там не удерживались. На вейцлу ярл ездил только в сопровождении большого количества людей...
Гл. 23. У Эрлинга всегда было дома тридцать рабов, кроме прочих работников. Он давал им задания по хозяйству на день, но разрешал каждому, кто того желал, работать для себя самого в сумерки или по ночам, оставляя им на это время. Он давал им пахотную землю, на которой они могли сеять для себя хлеб, оставляя себе выручку от продажи урожая. Каждому он назначал размер выкупа, и многие выкупали себе свободу в первые же год - два. Все, кто старался, выкупали себя за три зимы. На эти деньги Эрлинг покупал себе новых рабов. Вольноотпущенников своих он направлял кого на ловлю сельди, кого на другие заработки. Некоторые корчевали лес и строили на раскорчеванных местах жилища. Всем помогал он добиться достатка.
Гл. 33. Конунг Сигурд Свинья был в поле, когда посланцы [от Олава Харальдссона] пришли к нему... С ним там было много людей. Одни жали, другие вязали снопы, третьи свозили хлеб домой, четвертые складывали его под навесы или в амбары. Сам же конунг с двумя слугами то ходил по полю, то направлялся туда, где зерно складывали в амбары...
Гл. 36. В это время в Уппланде было много конунгов, которые правили отдельными фюльками. Большинство из них было потомками рода Харальда Прекрасноволосого. ...Конунг Сигурд Свинья встретился в Хадаланде с этими конунгами фюльков. На встрече этой был и Олав Харальдссон. Сигурд изложил конунгам, с которыми он договорился об этой встрече, замысел своего родича Олава и попросил помощи как войском, так и советом и соглашением. Он указал, как необходимо им сбросить иго, в которое их ввергли датчане и шведы9, и сказал, что теперь появился человек, который мог бы стать во главе этой борьбы. Он перечислил много подвигов, совершенных конунгом Олавом во время его военных и викингских походов...
Гл. 37. После этого конунги созвали тинг. На нем конунг Олав рассказал народу об этом решении и о том, что он претендует на королевскую власть. Он призвал бондов признать его конунгом страны и пообещал им взамен соблюдать старые законы и защищать страну от иноземных войск и хёвдингов. Говорил он об этом долго и искусно, и слова его были встречены криками одобрения. Затем один за друГл. 38. И конунг Олав отправился в путь и велел устраивать ему вейцлы всюду, где были усадьбы конунга. Сначала он ездил по Хадаланду, а затем направился на север в Гуд-брандсдалир. Произошло так, как и предполагал Сигурд Свинья: к нему стеклось такое многочисленное войско, что казалось, будто и половины будет ему много; а было у него примерно триста шестьдесят человек. Вейцлы, которые были установлены, оказались поэтому малы, ибо обычным было, чтобы с конунгами, когда они ездили по Уппланду, было шестьдесят - семьдесят человек и никогда их не бывало более ста двадцати. Конунг ехал быстро и в каждом месте оставался только на одну ночь...
Гл. 46. ... В то время в Норвегии было множество лендр-манов. Многие из них были людьми могущественными и происходили из знатных родов: недавние предки их были конунгами или ярлами; при этом они были очень богаты. Дендр-маны были главной опорой конунгов и ярлов, правивших страной, потому что в каждом фюльке лендрманы правили бондами...
Гл. 57. Конунг Олав... брал себе на службу людей, как было в обычае у конунгов. При нем было шестьдесят дружинников (хирдманвов) и тридцать гостей10; он устанавливал им жалованье и давал им законы. И еще было у него тридцать слуг, которые должны были выполнять необходимые работы по двору и заботиться о припасах. Кроме того, у него было много рабов...
Гл. 58. ...Он велел часто, чтобы ему переоказывали законы, которые Хакон Воспитанник Адальстейна ввел в Транд-хейме. Сам он устанавливал законы, советуясь с мудрейшими людьми, исключая отдельные места и добавляя новые, как ему казалось правильным. Законы, касающиеся христианства, он ввел, советуясь с епископом Гримкелем и другими духовными лицами. Он всячески стремился искоренить язычество и те древние обычаи, которые, по его мнению, вредили христианской вере. В конце концов бонды подчинились законам, установленным конунгом...
Гл. 60. ...Конунг поплыл вдоль берега на юг. Он останавливался в каждом фюльке, созывая бондов на тинги. А на каждом тинге он велел огласить закон о христианстве и связанные с ним установления. Он отменил тотчас многие дурные языческие обычаи в народе, потому что ярлы хотя и придерживались древних законов и права, но в отношении христианства позволяли каждому поступать, как ему хочется. К тому времени уже в большинстве прибрежных селений народ был крещен, но христианский закон большей части людей был неизвестен. Однако в дальних долинах и горных селениях еще процветало язычество, потому что, когда народ был предоставлен себе, в памяти людей сохранялась та вера, которую они восприняли в детстве. Тем же людям, кто не желал подчиняться конунгу в отношении соблюдения христианства, он грозил суровой расправой - как знатным, так и простым...
Эрлинг [Скьяльгссон] заявил, что хочет иметь все те вейц-лы, которые ему дал Олав Трюггвасон, а затем - ярлы Овейи и Хакон Он сказал [Олаву]' "Тогда я стану твоим человеком и буду тебе верным другом". Конунг сказал: "Мне думается, Эрлинг, тебе было бы не хуже принять от меня такие же большие вейцлы, какие ты получил от ярла Эйрика... Я сделаю тебя самым знатным человеком в стране, но вейцлы раздавать я буду по собственному усмотрению, потому что я не намерен допускать, чтобы лендрманы имели право одаля на мои родовые владения и чтобы мне приходилось покупать ваши услуги богатыми вознаграждениями"...
Гл. 64. Конунг Олав ввел христианский закон во всем Вике так же, как и на севере страны Это прошло успешно, потому что жителям Вика христианские обычаи были известны гораздо лучше, чем жителям севера страны, поскольку з Вике и зимой и летом было полно купцов - датских и саксонских. Жители Вика также совершали много торговых поездок в Англию и Саксонию или Флемингеланд11, или Данию. Некоторые бывали в викингских походах и зимовали в христианских странах.
Гл. 66. Гудлейк Русский был родом из Агдера [южная Норвегия]. Это был опытный мореход и богатый купец, побывавший в торговых поездках во многих странах. Часто он ездил на восток, в Гардарики12, и поэтому звался Гудлейком Русским...
Летом Гудлейк направился в Аустрвег в Хольмгард13 и купил там прекрасную шелковую ткань, из которой, по его замыслу, следовало сшить королевский наряд, а также драгоценный мех и замечательное убранство для стола. .
Гл. 73. Конунг Олав... расследовал, как народ соблюдает христианскую веру. А если ему где казалось что-нибудь неправильным, он учил народ истинной вере. Тех же, кто не хотел отступиться от язычества, он жестоко карал: одних изгонял из страны, другим по его приказу отрубали руки или ноги или выкалывали глаза, иных он велел повесить или зарубить Никого, кто не хотел служить богу, он не оставлял безнаказанным. Так он проехал через весь фюльк14, карая как знатных, так и простых людей...
Гл. 83. Конунг Олав приехал в Тунсберг (Тёнсберг) перед пасхой и провел там большую часть весны. В то время в город прибыло много торговых судов - саксонских, датских, с востока из Вика и из северной части страны. Собралось там множество народу...
[Норвежская знать изменила конунгу Олаву и перешла на сторону датского конунга Кнута. Олаву пришлось покинуть Норвегию в 1028 г]...
181... А когда настало лето, конунг Олав снова собрался в дорогу и взял себе корабль Летом он отправился в путь и плыл не останавливаясь, пока не добрался до Гардарики к Ярицлейву15 и королеве Ингигерд. Королева Астрид и королевна Ульвхильд остались в Швеции, и на восток конунг взял с собою своего сына Магнуса. Конунг Ярицлейв радушно встретил конунга Олава и предложил ему остаться у него и взять столько земли, сколько ему нужно, чтобы покрыть расходы по содержанию своих людей. Конунг Олав принял это предложение с благодарностью и остался там...
...Долгое время в Норвегии был обычай, что сыновья лендрманов или могущественных бондов уходили в походы на военных судах и добывали себе богатство, совершая набеги как на другие страны, так и в Норвегии. С тех же пор, как Олав стал конунгом, он так умиротворил всю страну, что искоренил в ней всяческий разбой. Если случалось ему карать грабителей, то по его приказу их казнили или отрубали им конечности. И тут не помогали ни заступничество людей, ни предложения виры... Знатных и простых он карал одинаково...
Гл. 187. С тех пор как конунг Олав приехал в Гардарики, он много размышлял и раздумывал, какое ему принять решение. Конунг Ярицлейв и королева Ингигерд предложили конунгу Олаву остаться у них и взять правление той страной, что называется Вулгария16. Эта страна -часть Гардарики, и народ в ней языческий Конунг Олав обдумал это предложение, но когда он изложил его своим людям, то они не захотели селиться там и стали убеждать конунга вернуться в Норвегию, чтобы отвоевать обратно свое государство...
[Конунг Олав делает попытку отвоевать Норвегию и погибает в битве при Стиклестаде в июле 1030 г. Против него сражались не только изменившая ему часть знати, но и многочисленное крестьянское войско].
Islenzk fornnt XXVII bd Reykjavik, 1945, bis 3, 14, 19, 20-22, 28, 30, 41, 46-50, 58, 72 - 74, 77-78, 83 - 84, 101, 120-121, 328-330.

Оглавление
Введение
Часть I
Страны Востока в раннее Средневековье
Маркс и Энгельс о развитии феодализма в Азии
КИТАЙ В III-IX ВВ.
Введение
I. Аграрные мероприятия в Китае в III и V вв
1. Указ цзиньского императора Сыма Яня в 280 г.
2. Из "Вэй шу"
II. Китай в IV-V вв. и нашествие кочевников
3. Из "Цзычжи тунцзянь ганму"
4. Битва при реке Фэйшуй
III. Завоевание Северного Китая сяньбийцами племени тоба и создание Северо-Вэйского государства
5. Из "Цзычжи тунцзянь ганму"
IV. Внутренние и внешние мероприятия в Китайском государстве в начале VII в.
6. Политика императора Ян Гуана
V. Восстание крестьян в Шаньдуне в VII в.
7. Из "Цзю Тан шу"
VI. Аграрные отношения в Китае в VII в.
8. Наделение крестьян землей в VII в.
9. Отмена системы наделения крестьян землей и изменения в
налогообложении в VIII в.
VII. Промыслы и налоговая политика Танской империи в VII-IX вв.
10. Добыча и плавка металлов
11. Литье монеты

Страницы: «« « 44   45   46   47   48   49   50   51   52  53   54   55   56   57   58   59   60   61   62  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков