Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»

11.
XX. Если чей-нибудь трибутарий10 возьмет в жены женщину того же звания, принадлежащую другому господину, и будет иметь от нее детей, то половина детей принадлежит отцу, а другая половина - матери. Если же чья-либо рабыня выйдет за чужого раба, все дети следуют за матерью, и все они будут принадлежать господину этой женщины.
Collections juris Romano Visigothici (Fragmenta Gaudenziana), "Monumenta Germamae Histonca", Legum Sectio I, t I, 1902
12. II Собор в Гиспалисе11, канон 3
...Написано ведь в мирском законе относительно колонов земельных владений что, где каждый из них ранее пребывал, там пусть и остается.
"Mansi Sacrorum сопел horum nova et amphssima collectio", t X, Florentiae, 1764
V. Рабы и вольноотпущенники
13. Кодекс Эйриха
Фрагмент 277. ...Так же и относительно беглых, если они не были найдены в течение 50 лет, то не следует возвращать их в рабство.
Фрагмент 283. Если пропадет то, что было доверено рабу без ведома его господина, последний не отвечает за ущерб...
Фрагмент 287. Если что-нибудь приобретено у чужого раба без ведома его господина, то, если господин не желает, чтобы сделка осталась в силе, он возвращает уплаченную сумму покупателю и продажа становится недействительной.
Фрагмент 294. При продаже следует придерживаться следующего порядка: если были проданы вещи или рабы, или какой-нибудь скот, то никто не может оспаривать действительность продажи, говоря, что продал вещь слишком дешево.
I egum Codicis Eunciani Fragmenta, "Monumenta Germamae Histonca", Legum Sectio I, t. I, 1902.
14.
Ill, 1. Рабы находятся во власти своих господ: такая власть, как известно, существует у всех народов...
Господам разрешается в силу их власти наказывать своих рабов. Убивать же своих рабов господам не будет позволено, разве только если раб, подвергнутый телесному наказанию в соответствии со своей виной, может быть, случайно умрет. Если раб совершил преступление, караемое смертью, то следует выдать его судьям, которым предоставлена власть государственных должностных лиц, с тем чтобы он был наказан за свое преступление.
"Lex Romana Visigothorum", Liber Gai, ed Haenel Lipsiae, 1849
III, 6, 1. (Interpretatio). ...Раб не может составить завещание.
II, 20, 3. Между рабами и свободными брак (matrimo-nium) не может быть заключен; возможно лишь сожительство (contubernium).
"Lex Romana Visigothorum",
Pauh Sententiae, ed Haenel, Lipsiae, 1849
IX, 6, 1. (Interpretatio). Если какая-либо свободная женщина тайно вступит в сожительство со своим рабом, она карается смертью. Также и раб, уличенный в прелюбодеянии с госпожой, должен быть сожжен...
"Lex Romana Visigothorum", Codex Theodosianus, ed. Haenel, Lipsiae, 1849
15.
XVI. Если кто-нибудь дает в долг чужому трибутариюили рабу помимо согласия или без ведома его господина, то он не сможет ничего требовать ни от господина раба, ни от владений, в которых последний находится; разве только с имущества раба, который брал в долг. Но лишь таким образом: если раб еще не выполнил свой оброк, то сначала он вносит господину оброк от своих трудов; если после этого останется что-нибудь от его пекулия, то может предъявлять свои притязания тот, кто давал рабу в долг; но он [кредитор] не должен захватывать самого раба, так как последний принадлежит своему господину.

Collectioms juris Romano Visigothici
(Fiagmenta Gaudenziana), "Monumenta Germaniae
Histonca", Legum Sectio I, t. I 1902
16. Вестготская правда
III, 2, 2. "Если свободная женщина вступит в сожительство с рабом или собственным вольноотпущенником".
Если свободная женщина очевидными доказательствами изобличена в том, что она вступила в сожительство с рабом или собственным вольноотпущенником и даже хотела сделать его своим мужем, то она предается смерти...
V, 7, 16. "О вольноотпущенниках и имуществе рабов фиска".
Рабам нашим не дозволяем без нашего разрешения отпускать на свободу своих рабов. Если же они предоставят свободу, то последняя не будет действительна; и лишь только то освобождение будет иметь силу, которое предоставлено с нашего позволения. Точно так же нашим рабам не разрешается продавать своих рабов или земли свободным людям, и они имеют возможность продавать лишь другим нашим рабам. Если они захотят подарить церкви или бедным земли или рабов, то это дарение или волеизъявление никоим образом не останется в силе.
V, 4, 13. (Хиндасвинт). "О продаже имущества рабов".
...Если кто-нибудь получит от того, кого знает как чужого раба или рабыню, путем какой либо сделки дом, землю, виноградник или раба, то дарение или передача, о которой заключено соглашение с подобным лицом, недействительно, и вознаграждение, отданное за передачу [имущества], не возвращается... Если же упомянугые лица рабского состояния продали рабочий скот, какие-нибудь вещи или предметы обихода, которые либо относятся к их пекулию, либо получены ими от своих или чужих господ для продажи, то пусть это остается навсегда действительным...
VI, 5, 8. (Реккесвинт). "Если кто-нибудь, осуществляя умеренное наказание, убивает человека".
Коль случится так, что кто-нибудь находившийся в учении, под патроцинием12 или в рабстве, умер, будучи избит бичом в порядке подобающего наказания учителем, патроном или господином, и если тот, кто убил, поучая и наказывая, сде-лал это не из-за ненависти или злоумышленно, то он не мо-жет быть подвергнут ни бесчестию, ни наказанию.
VI, 4, 3. (Хиндасвинт). "О талионе13 и о размерах штрафов, которыми компенсируется талион".
...Если свободный человек острижет или прикажет остричь чужого сельского раба, возмещает его господину 10 солидов; если же - почтенного раба (servum idoneum), то наказывается ста ударами бича и уплачивает упомянутое выше количество солидов...
II, 4, 10. (Реккесвинт). "В каких случаях рабы могут давать свидетельские показания".
...Поскольку зачастую происходит так, что среди свободных обнаруживается убийство, а никого из свободных, кто мог бы как очевидец раскрыть преступление, нет, то при отсутствии свободных следует верить рабам... Им можно, однако, верить лишь в том случае, если очевидна их непричастность к преступлению и они не угнетены тяжкой бедностью..,
Lex Visigothorum "Monumenta Germamae Histonca", Legum Sectio I, t. I, 1902.
17.
IV, 10, 1. (Interpretatio). Если раб получил от господина свободу, а потом стал вести себя заносчиво или оскорбил патрона, т. е. лицо, отпустившее его на волю, то он [раб] лишается полученной ранее свободы и возвращается в рабство.
"Lex Romana Visigothorum", Codex Theodosianus, ed. Haenel, Lipsiae, 1849.
II, 33, 1. Вольноотпущенник, свободный от обязанности делать подарки, нести повинности и выполнять работы, должен быть принужден давать на пропитание своему впавшему в нужду патрону в соответствии со своим состоянием.
"Lex Romana Visigothorum",
Pauh Sententiae, ed Haenel, Lipsiae, 1849
18. Вестготская правда
V, 7, 13. "Об имуществе вольноотпущенника, который, умирая, не оставил законнорожденных детей".
Если вольноотпущенник, который, будучи уже свободным, получил что-либо в дар от патрона и умер, не имея детей, рожденных в законном браке, или, может быть, оставил служение патрону и переселился куда-нибудь, то все, без сомнения, должно быть возвращено патрону или его наследникам. Если же он [вольноотпущенник], проживая на земле патрона, приобрел что-нибудь своим трудом, то половина всего этого предоставляется патрону, а другой половиной имеет право распоряжаться вольноотпущенник Если же он избрал себе другого патрона и приобрел что-нибудь, будучи под его патроцинием, то половина приобретенного имущества поступает лицу, отпустившему его на свободу, а другая половина, несомненно, возвращается родственникам вольноотпущенника, будь то рабы или свободные; он может также передать эту половину кому захочет. То же, что подарил ему отпустивший его на свободу, остается в распоряжении патрона.
Дополнение Эрвигия (к V, 7, 13).
Справедливость подсказывает нам добавить, что никакой вольноотпущенник или вольноотпущенница, получив свободу от господина или госпожи, не должны покидать последних до тех пор, пока они [прежние господа] живы. Если же они [вольноотпущенники] прежде времени сделают это, то утратят полученные ими вещи и против своей воли будут возвращены в служение (ad obsequia) господину или госпоже.
V, 7, 9. "Из-за чего должно отменяться освобождение".
Если кто-нибудь даровал своему рабу или рабыне свободу и это подтверждено в присутствии священника иши двух-трех других свидетелей, то эта свобода не может быть отменена, за исключением тех случаев, когда вольноотпущенник нанес тому, кто освободил его, обиды и оскорбления или выдвинул против него клеветнические обвинения; за такие обиды дарованная свобода может быть отменена.
V, 7, 12. "Пусть не свидетельствуют вольноотпущенники".
Вольноотпущенник и вольноотпущенница не допускаются ни в каких делах давать свидетельские показания против кого-либо, за исключением тех случаев, когда отсутствуют свободнорожденные, так же, как это допускается в отношении рабов...Потомству же вошьноотпущенников разрешается давать свидетельские показания.
V, 7, 14. (Хиндасвинт). "Об условиях, внесенных лицом, отпускающим на свободу раба, в грамоту вольноотпущенника".
Если кто-либо, освобождая грамотой своего раба, записывает, что последний не может распоряжаться своим пекулием, то всякое отчуждение или дарение имущества из этого пекулия, произведенное вольноотпущенником или вольноотпущенницей, явится недействительным; патрон, а также и его сыновья могут присвоить себе это имущество. Если же не было включено такое условие, то вольноотпущенник свободен делать со своим пекулием все, что захочет.
V, 7, 17. (Реккесвинт). "Пусть вольноотпущенники или же их потомство не вступают в браки с потомками патрона и не ведут себя дерзко по отношению к ним".
Lex Visigothorum, "Monumenta Gertnaniae Historica", Legum Sectio l,t I, 1902
19. IV Толедский собор14, канон 70
Вольноотпущенники церкви, а также их потомство, как это установлено прежними правилами, никогда не перестают находиться под патроцинием церкви, так как их патрон никогда не умирает.
"Mansi Sacrorum concihorum nova et amplissima collectio", t. X, Florentiae, 1764.
20. IX Толедский собор15, канон 16
Вольноотпущенникам церкви и их потомству не разрешается передавать каким-либо путем в чужую собственность что-нибудь из того имущества, которое они получили от церкви; если же они, может быть, захотят продать что-либо из этого имущества, то должны предложить купить подобающим образом священнику той же церкви, и п'лату, полученную за эти вещи, могут, как им будет угодно, истратить или сохранить... Своим же сыновьям или родственникам, связанным узами рабства или патроциния с той церковью, они имеют полную возможность продавать или дарить, как захотят.
"Mansi Sacrorum concihorum nova el amplissima collectio" t, X Florentiae, 1765.
21. Вестготская правда
IX, 2, 9. (Эрвигий). "О тех, кто не явился в назначенное место и к установленному времени в войско или дезертировал, и о том, какая часть рабов каждого человека должна выступать в поход".
...Повелеваем, чтобы каждый, будь то герцог, граф или гардинг16, гот или римлянин, любой свободнорожденный, а также вольноотпущенник и любой королевский раб - всякий из них, кто отправится в войско, вел с собой в военный поход десятую часть своих рабов и с таким расчетом, чтобы эта десятая часть рабов явилась не безоружной, но снабженной оружием различного рода...
Lex Visigothorum, "Monumenta Gerraaniae Histonca", Legum Sectio I, t. I, 1902.
VI. Агрикультура
22. Исидор. "Начала", или "Этимологии"
В "Этимологиях" Исидора разъясняется происхождение различных терминов, относящихся к географии, агрикультуре, астрономии, праву и другим областям науки и культуры. Источниками Исидора в вопросах агротехники были Плиний Старший, Колумелла, Фест, Сервий и другие античные авторы. Но в ряде случаев Исидор использовал собственные наблюдения над земледелием Испании в VI- VII вв.
XV, 13,9. Compascuus, общим выгоном, называется то поле, которое оставлено землемерами для общего выпаса соседям.
XV, 13,12. Novalia, "новь", - поле, вспаханное впервые, либо такое, которое отдыхает через год ради восстановления сил. Таким образом novalia поочередно то бывает с урожаем, то пустует.
XV, 13, 15. Subseciva, отрезки, собственно то, что портной, кроя, отрезает от материи как излишнее. Откуда и поля - отрезки, которые, разделив на пертики17, отбрасывают как бесплодные или болотистые. Subseciva, отрезками, будут и те, что не составляют центурии, т. е. 200 югеров18.
XVII, 2, 1. ...Полевая культура - это cinis - пепеление, aratio - пахота, intermissio - перерыв, incensio stipularum - сожжение соломы, stercoratio - унаваживание, occatio - боронование и runcatio - выпалывание.
XVII, 2, 2. ...Пахоты две: весенняя и осенняя Intermissio - перерыв, в котором каждый второй год пустующее поле набирается сил.
XVII, 2,3. Stercoratio - унаваживание, разбрасывание навоза...
XVII, 2,4. Occatio - воронение, когда сельчане, по окончанию посева, выпустив волов, разбивают крупные комья и размельчают их мотыгами...
XVII, 2, 5. Runcatio - выпалывание, выдергивание трав из земли, потому что rus значит земля...
Proscissio - это первая пахота, ибо до нее поле твердо.
XVII, 3,4. Triticum - пшеница, называется • так либо от tritura, молотьба, благодаря которой она чистейшей убирается в житницу, либо потому, что ее зерно размалывается и растирается, teritur.
XVII, 3,5. Far - полуполба, называется так потому, что прежде она раздавливалась (frangeretur)...
XVII, 3,7. Siligo - род пшеницы (genus tritici), названный так от слова selecto, выбираю, потому, что этот вид - высший из хлебов.
XVII, 3,10. Hordeum - ячмень, назван так потому, что более всех злаков был aridum (сухим) или что его колос имел ordines разряды [ости]...
XVII, 3,13. Panicium [собственно дикое просо] называется так, ибо во многих местах люди питаются им вместо хлеба, как бы panificium...
XVII, 3,18. Stipula - солома... Stipula говорится от usto, потому что после сбора жатвы она сжигается ради культуры поля. И потому это stipula, что часть ее сжигается, часть же рубится на огруби.
XVII, 4, 2. Овощей много родов. Из них: faba - бобы, len-ticula - чечевица, pisum - горошек, faselum - фасоль, ci-сег - бараний горох, lupinum - лупин - являются наилучшими на потребу человеку.
XVII, 4,8. Лучшие из кормов: медика, вика, журавлиный горох (medica, vicia, ervum). Медика... сеется однажды и выживает десять лет, так что при этом может собираться 4 или 6 раз в год.
XX, 14, 1. Vomer - сошник [лемех], называется так потому, что силою землю взрывает, или оттого, что он извергает (evomendo) землю...
XX, 14,2. Aratrum - плуг, названное от "пахать землю", как бы araterrium: arrare terram. Buris [задняя часть] - грядиль плуга, называется так, как бы РОО<; oupd, наподобие бычачьего хвоста.
Dentale - рассоха, передняя часть плуга, куда вставляется лемех, как бы dens, зуб.
XX, 14,5. Falcastrum названо по сходству с falcis, это - кривое железное орудие с длинной ручкой для подсекания густых кустарников [терновников?]...
XX, 14, 6. ...Rastra - грабли [борона?]...
Lingones - мотыги, так как поднимают землю, как бы 1е-vones.
XX, 14, 10. Tribula - род катка, размалывающего пшеницу и потому так названного.
Pala - лопата, в просторечьи именуемая ventilabrum, веялкой, из-за отвевания мякины.

Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48   49   50   51   52   53  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков