Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 69
Размер файла: 1487 Кб
Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»

p. 206 - 207.
Вторжения норманнов
52. Аббон. "Три книги о войнах города Парижа с норманнами"
Аббон (конец IX - начало X в.) был монахом аббатства св. Германа в Париже и, следовательно, очевидцем описываемой им осады города норманнами в 887 г.
Кровь твоя [Париж] пролита этими варварами, приплывшими на 700 парусных кораблях и прочих маленьких ладьях, многочисленных до того, что нельзя их и счесть; народ называет их барками. Поверхность глубоких вод Сены до того покрыта ими, что ее волны исчезли под их судами на пространстве более 2 миль; с удивлением ищут, в какой трущобе спряталась река; нигде она не показывается- промокшая сосна, мокрая ива покрывали совершенно поверхность реки. На следующий день, после того квак те корабли коснулись подножия города, к преславному пастырю Лютеции, в его дворец, явился Зигфрид, [норманнский] король, но только по имени. Впрочем, он предводительствовал своими сподвижниками. Склонив голову перед первосвятителем, он заговорил так: "Гоццелин, сжалься над собою и над своею паствой; если ты не хочешь погибнуть, умоляем тебя, преклони свой слух благосклонно к нашим просьбам. Позволь нам только пройти через этот город, мы его не тронем и постараемся сохранить имущество твое и Эда12... Но пастырь божий отвечал Зигфриду словами, дышавшими полной преданностью: "Этот город вручен нашему охранению императором Карлом13. Он, после бога король и повелитель всех стран на земле, держит в своей власти почти весь мир. Он отдал нам Лютецию не для того, чтобы она причинила погибель всему королевству, но чтобы спасла его и обеспечила ему безопасность... Едва занялась заря, как этот вождь [Зигфрид] повел свое войско на битву. Все они бросаются со своих кораблей, бегут к башне, колеблют ее жестоко до основания учащенными ударами и осыпают градом стрел. Город оглашается криками, жители торопятся со всех сторон, мосты дрожат под их шагами, все бежит и стремится на защиту башни. Между ними отличаются своим мужеством граф Эд, брат его Роберт и граф Рагнар... Первый, победоносный Эд, не испытавший поражения ни в одном бою, воодушевляет своих и поддерживает их истощенные силы. Он ходит беспрестанно по башне и поражает врага. А враг старается покачнуть башню при помощи подкопов. Но Эд льет на осаждающих масло, перемешанное с воском и горохом; масло льется на них огненным ручьем, пожирает, жжет и палит волосы на голове данов. Многие из них погибли, а другие ищут спасения в волнах реки.
М Стасюлевич, История средних веков в ее писателях
и исследованиях новейших ученых, т. II, Пгр , 1915, стр 233-234.
53. Роберт Вас. "Роман о Роллоне"
Евстахий (искаж. Вас.), 1112-1180 гг. был поэтом с нормандского острова Джерсей, писавшим на романском языке и положившим тем самым начало "романам" В "Романе о Роллоне" он описал раннюю историю Нормандского герцогства.
"Роллон, - сказал Франко, архиепископ Руанский, - богу угодно возвеличить твою славу и твое баронское достоинство. ...Перемени свое поведение, дай другой исход своему мужеству, вступи в христианство и оказывай почтение королю. Учись жить в мире и укрощай свою ярость, не разрушай его королевства, чем ты ему причиняешь великую обиду. Он имеет прекрасную дочь [Гизелу], знатного происхождения, и хочет отдать ее тебе в замужество, и ты получишь в приданое всю приморскою страну от реки Эр до моря. Таким образом, ты будешь жить своими ежегодными доходами, без грабежа; будешь иметь много хороших крепких замков и прекрасных жилищ. Согласись на трехмесячное перемирие, не причиняя вреда, не ходи в это время грабить ни на кораблях, ни на лодках; тебе дадут хороших заложников для обеспечения договора. Неужели ты почтешь стыдом жениться на дочери короля?". Роллон выслушал эту речь, и она доставила ему большое удовольствие. По совету своих вассалов он согласился на перемирие; ему прочли договор, и обе стороны подтвердили его... Роллон стал вассалом короля и положил в его руки свои. Когда он должен был поцеловать ногу короля, то, не желая наклониться, опустил только руку, поднял ногу короля к своим губам и опрокинул Карла. Все засмеялись над этим, а Карл встал. Перед всеми он отдал свою дочь и Нормандию... Когда Роллон был крещен, он женился на дочери французского короля, что скрепило их мир... Роллон просил и уговаривал всех своих людей креститься и осыпал их почестями: некоторым дал деревни, замки и города, другим- поля, доходы, мельницы и луга, давал также леса, земли и большие земельные владения, смотря по службе и достоинству, по знаменитости и возрасту. Все утвердившиеся в Нормандии как владетели ленов были награждены по их желанию.
М. Стасюдеет, История средних веков в
ее писателях и исследованиях новейших
ученых, т II, Пгр., 1915, стр 580 - 581
Падение каролингов и воцарение капетингов
54. Рикер. "4 книги историй"
Хроника Рикера, монаха Реймсского монастыря св. Ремигия, составлена в конце X в.
Галльские князья в назначенное время собрались в Сен-лис. Когда они сошлись на совещание, архиепископ по знаку герцога начал говорить следующим образом: "С тех пор, как блаженной памяти король Людовик14, не оставив детей, похищен был с земли, мы должны были самым старательным образом обдумывать, кого призвать на его место к правлению, чтобы государство, не лишенное своего правителя, не пришло в упадок через небрежение... Известно, что Карл15 имеет приверженцев, которые по происхождению считают его достойным трона. Но на подобные доводы мы возражаем, что трон не приобретается наследственным правом и что никто не может быть избран в короли, кого, кроме благородства происхождения, не просвещает также и мудрость души, кого правдивость не делает твердым и великодушие сильным... Позаботьтесь о благе государства и предохранит" его от несчастья Если вы хотите погубить страну, тогда вы можете избрать Карла. Но если вы хотите ее осчастливить, то коронуйте знаменитого герцога Гуго16. Берегитесь поэтому, чтобы склонность к Карлу не ввела кого-нибудь в заблуждение и чтобы нерасположение к герцогу не отвратило кого-нибудь от общественного блага... Когда архиепископ подал таким образом СБОЙ голос и все его одобрили, герцог единогласно был возведен на трон. В Нуайоне он был коронован архиепископом и другими епископами и 1 июня [987 года] сделался королем галлов, бретонцев, нормандцев, аквитанцев, готов, испанцев и гасконцев.
М Стасюлевпч, История средних реков в
ее писателях я исследованиях новейших ученых,
т. П. Пгр., 1915, стр 608-609
III. Германия в IX-X1 вв.
КРЕСТЬЯНЕ И ФЕОДАЛЫ
Крестьянство
55. Грамота Сен-Галленского монастыря (921 г.)
Я, Амальберт, дарю монастырю св. Галла 12 юх1 земли в селении Хельфенсвиль на том условии, что получу взамен столько же в Хохенфирсте, а затем я и мои законные наследники будем держать вечно эти земли и платить с них ежегодный чинш, то есть 2 курицы, без права выкупа. За землю же, данную мне монахами в бенефиций,., следует отрабатывать 2 недели осенью и 2 недели весной и 2 дня косить в монастыре траву.
"Urkundenbuch del Abtei Sanct Gallerr", Teil III, St Gallen, 1882, № 782


56. Грамота Сен-Галленского монастыря (925 г.)
...Я - Варсинд. Случилось так, что я по великой любви взял в жены крепостную монастыря св. Галла, по имени Ри-хильда, родившую мне 4 сыновей - Синтварта, Фридперта, Ванвика, Халона - и дочь одного имени с матерью. Затем договорился я, Варсинд, с достопочтенным аббатом Хартма-ном, чтобы властью монастырского фогта Перихона разделить детей в соответствии с Алеманнской Правдой, что я и сделал: отдал, как предписывает закон, двоих своих сыновей, Синтварта и Халона, монастырю в крепостную службу. А чтобы не отдавать в крепостничество дочь, захотел я ее выкупить, что и сделал: дал взамен монастырю другого крепостного соответствующего возраста в полное и неограниченное владение и заплатил 2 солида.
"Urkundenbuch der Abtei Sanct Gallen", Tell III, St. Gallen, 1882, № 784.
57. Грамота Сен-Галленского монастыря (942 г.)
Некий серв монастыря св. Галла, по имени Пенцон, своим усердным трудом приобрел в селении Сигглис одну туфу земли, а в Ратценхофене купил еще земли у нескольких человек; сверх того, приобрел он 30 полей, расположенных в Деттисхофене, и все это он передает нам на основе договоренности о том, что мы взамен даем ему столько же земли и в тех же земельных мерах в нижепоименованных селениях, то есть в Швайнеберге и Брукке, с тем чтобы этот серв или его жена, если она переживет его, на протяжении своей жизни владели данными землями, а после смерти их дети, Вальтон и Пенцон, если они переживут родителей, держали эти земли в течение своей жизни.
"UrKundenbuch del Abtei Sanct Gtiilen", Teil III St. Gallen, 1882, № 793
58. Грамота Сен-Галленского монастыря (957 г.)
...Мы, Херебрант, Энгильбрехт и сонаследники наши, передаем монастырю св. Галла... кое-что из того, чем мы владеем на основе наследственного права в селении Херценвиль, в виде полей, лугов, лесов и прочего, к сему относящегося, на том условии, чтобы мы и наши законные наследники владели названными землями за трибут2 в один денарий, который мы будем ежегодно платить церкви св. Михаила, расположенной в Госсау. А если нас будут несправедливо притеснять аббат и правители монастыря и мы не сможем снискать у них правосудия, то владеть нам этими землями без уплаты трибута.
"I rkundenbuch der Abtei Sanct Gallen", Teil III, St. Galien, 1882, № 806.
59. Прюмский полиптик (X в.)
О людях, которые относятся к нашей курии
Вот люди из нашей челяди без мансов. Те, которые живут без мансов внутри наших владений, дают ежегодно каждый по одному ягненку. Вместо военного сбора платит каждый 5 денариев или за 4 денария из числа указанных исполняют пахотную повинность, вспахивают половину юр-нала3. Еженедельно работают на нас один день. Те, которые живут вне наших владений: каждый платит по 15 денариев. Вот женщины без мансов из нашей челяди, как проживающие в наших владениях, так и пришедшие со стороны. Дает каждая по 30 мер льна. Мужчины же, пришедшие со стороны, но обитающие в наших владениях, платят: каждый - по одному модию овса, одной курице, 5 яиц; исполняет один раз пахотную повинность и один день косит луг во время сенокоса.
"Urkundenbuch zur Geschichte der jetzt die
preuiMsche Regierungsbezirke Koblenz und
Trier bildenden mittelrheinischen Tenitorien,
hrsg. von H. Beyer, Bd. I, Koblenz, 1860, cap. 45.
60. Прюмский полиптик (Х в.)
- В Румерсгейме - 30 целых сервильных мансов и 7 мансов господской земли. Видрад имеет целый манс. Дает в качестве чинша: за свиней - одну свинью стоимостью в 20 денариев, один фунт льна, трех кур, 18 яиц. Ежегодно возит полтелеги винограда в мае месяце и полтелеги в октябре. Доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства, а лыка - тоже пять. 12 раз привозит дрова - по охапке шириною в 6 футов и длиною в 12 футов. Печет хлеб и варит пиво. Каждый из них привозит в монастырь жерди и пасет в лесу свиней в течение недели согласно своему обычаю. В течение трех дней еженедельно на протяжении всего года обрабатывает три югера земли. Перевозит из селения Хунлар в монастырь 5 модиев хлеба и несет сторожевую службу. А когда он сто"Urkundenbuch zur Geschichte der jetzt die
preufiische Regierungsbezirke Koblenz und
Trier bildenden mittelrheinischen Territorien",
hrsg. von H. Beyer, Bd. I, Koblenz, 1860, S. 144.
61. Имперский капитулярий (996-1002 гг.)
Возникла необходимость в постановлении, поскольку в нашей империи князья светского и духовного сословия, люди богатые и небогатые, большие и небольшие ссылаются и давно уже жалуются на то, что им не повинуются должным образом их собственные сервы. Одни из последних считают себя свободными вследствие того, что их господа, как это часто случается, не могут доказать их сервильного состояния, из которого эти люди пытаются выйти неправедным образом и при помощи лживых уверений. Другие же стараются подняться до свободного состояния, используя то обстоятельство, что их господа, обремененные, как это бывает, различными заботами, в течение длительного времени не обращали на них внимания и эти люди не принуждались к несению обычных повинностей или хотя бы к уплате чинша в качестве памятного свидетельства о сервильных повинностях. И вот по этой-то причине эти люди называют себя свободными и заявляют, что они живут как свободные лица на основе закона и обычая, поскольку на них очень недолго лежали сервильные обязанности. А посему угодно Нашему Величеству постановить:
1. Если серв, стремясь к свободе, назовет себя свободным, пусть будет дозволено его господину, коль скоро покажется ему это лучшим, если затруднится он доказать сервильное состояние того человека, разрешить спор поединком, либо лично, или через выставленного им бойца. И пусть будет дозволено серву выставить человека взамен себя, если болезнь или возраст помешают ему сражаться.
2. А чтобы серв вследствие какой-либо поблажки не скрылся, постановляем мы нашим эдиктом с соизволения господа, да будет он славен вовеки, чтобы каждый серв для точного выявления его сервильного состояния тотчас, как настанут декабрьские календы, платил 1 денарий государственной чеканки своему господину или его слуге, предназначенному для того.
3. Сыновья же и дочери сервов пусть начинают платить подобным же образом указанный чинш в напоминание о сервильном состоянии с 25-летнего возраста. И пусть никогда не уничтожается сервильное состояние значительной протяженностью во времени [при неуплате чинша].
4. А если какой-либо церковный серв не озаботится блюсти этот наш эдикт, он будет оштрафован на половину всего его имущества и снова ввергнут в сервильное состояние. Церковному серву не дозволяется как-либо выходить из сервильного состояния, если только его не захотят освободить сами главы церкви. Итак, мы запрещаем любым способом освобождать церковных сервов и повелеваем возвратить в сервильное состояние и под власть церкви тех, кто каким-либо образом стал свободным.
"Ausgewahlte Urkunden zur Erlauterung der
Verfassungsgeschichte Deutschlands im Mittelalter",
 hrsg. von W. Altmann und E. Bernheim, Berlin, 1909, S. 148 - 149.
62. Грамота Генриха III Трирскому аббатству
св. Максимина (середина XI в.)
Если вилланы или держатели мансов отказываются платить св. Максимину и аббату должный чинш или нести повинности, то сначала их понуждают к этому местные управляющие, а затем они доставляются со своего местожительства в главное судебное место в Трире тамошними управляющими и служителями, которые называются скареманнами и которые являются лучшими людьми церкви. Если же этого недостаточно, то их принуждают по грамоте или через фогта.
"Urkundenbuch zur Geschichte der jetzt die
preufiische Regierungsbezirke Koblenz und
Trier bildenden mittelrheinischen Territorien",
hrsg. von H. Beyer, Bd. 1, Koblenz, I860, Кг 345.
63. Грамота об утрате свободного состояния (1020 г.)
Да будет известно всем верным людям божьей церкви, что некая свободная женщина, по имени Мейнца, по [своей] просьбе и на основе обещаний, сделанных священником Альбертом и фогтом Хавардом, вступая по своей воле в законный брак с неким Годекином, сервом Аахенской церкви св. Адальберта, подчинилась по собственному желанию закону тех законных сервов [этой церкви], которые не платят поголовного чинша и не подлежат суду любого фогта. И в знак того, что она оставляет этот закон законных сервов всему своему потомству, чтобы помнили об этой передаче она и ее отпрыски, скреплено это грамотой и печатью..,
"Codex diplomaticus Aquensis",
ed. Ch. Quix, t. ], pars 1, Aachen, 1839,
p. 42.
64. Дарение императора Конрада II церкви (1035 г.)
...Я, Конрад, вместе с супругой нашей императрицей Ги-зелой во спасение души нашей передаем в собственность этому [Лимбургской церкви] храму, сооруженному нами во славу и хвалу божию из наших вотчин [8 деревень] со всеми статьями, как-то: рабами, усадебными строениями и местами, землями, как возделанными, так и невозделанными, пашнями, лугами, выгонами, водами, реками, мельницами, рыбными ловлями, полями, лесами, охотами, границами и межами, дорогами и тропами, с тем, что есть и впредь найдется, со всеми пользами, какие только можно записать или назвать, с тем чтобы аббат этого места с той же властью и пользой, как и мы, впредь свободно владел этим и все, что он оттуда получит, обращал бы на потребу церкви и братии. И чтобы наш дар оставался в постоянной и нерушимой силе, мы приказали составить эту хартию, собственноручно подтвердив ее приложением нашей печати. Но чтобы кто-нибудь из последующих аббатов не требовал от церковной челяди больше, чем следует, и чтобы челядь, забыв за давностью лет свои обязанности, не восстала против аббата и не пренебрегла бы исполнением повинностей, следуемых церкви, мы решили определить, что может требовать, если понадобится, аббат, и что обязаны исполнять челядины. Каждый мужчина ежегодно платит по солиду, а женщина - по 6 денариев или же как мужчина, так и женщина работают один день в неделю на барщине. Аббат имеет власть также над их еще не вступившими в брак детьми: кого хочет, пошлет на кухню, кого захочет - на пекарню; кого захочет-на портомойню, кого хочет - стеречь табуны, вообще кого хочет - на любую службу. А из женатых, кого угодно и во всякое время, аббат назначает в экономы, в ключники, в таможенники и в лесники. Если же кого-нибудь из вышеупомянутых аббат пожелает иметь в личном услужении, сделав его своим стольником, или чашником, или воином, и даст ему какой-нибудь бенефиций, то, пока он будет исправно служить аббату, бенефиций будет за ним, если же нет, то пусть вернет в прежнее состояние. После смерти мужа лучшая голова его скота отойдет к аббату, после смерти жены - лучшая одежда.
Если серв убьет серва, пусть уплатит за него 7 с половиной фунтов да еще обол. Если женщина выйдет замуж вне поместья, то уплатит свой чинш, то есть 6 денариев. Таков устав [4-х деревень]. Тот же устав имеют шиферштадтцы, только ничего не платят в случае смерти. У зюльцбахцев такой же устав, кроме так называемых литов: если литы имеют бенефиций, то они должны в любой день отправляться верхом, куда бы ни приказал аббат. Кто же не имеет бенефиция, должен перевозить вино и хлеб аббата от Зунделин-гена до Бориса и Павлиньих ворот. Гретенцы же,., ежедневно отбывая барщину, ни при жизни, ни при смерти не платят никакой повинности. У всех же вышеупомянутых следующее положение: если они заключили брак с чужими подданными, то, если аббату угодно, он может произвести обряд развода. Если же проживут вместе, то после смерти мужа две трети его имущества отойдут аббату, а третью часть получат жена и дети...
"Средн?вековье в его памятниках", М., 1913, стр. 46-48
Министериалы (скареманны)
65. Пожалование Арнульфом юрисдикции
министериалу (888 г.)
Арнульф4, божьей милости король. Да будет ведомо всем нашим и верным святой церкви, ныне живущим и будущим, что некий министериал, по имени Геймон, ходатайствовал перед светлейшим нашим величеством, чтобы в восточных землях наших, в области Грунцвити5, где пограничным графом оказался Арбон, мы даровали этому Геймону в собственность право суда на его собственной земле. Мы же охотно согласились на его просьбу, памятуя многократную преданную его службу, и постановили- быть по сему. И дали мы ему с ведома вышеуказанного графа эти права на его вотчине в вечное владение и повелели.., чтобы ни вышеуказанный граф, ни какой-либо судья или иное лицо с судебной властью не дерзали вопреки авторитету этого нашего постановления чинить какое-либо притеснение или иное беззаконие в делах его собственного суда, наказывая его людей, свободных или несвободных. И пусть он и его наследники пользуются данным правом спокойно и мирно вовеки веков, с тем лишь условием, чтобы люди его вместе с пограничным графом, где тот укажет, построили бург. В случае нужды пусть прячутся туда, спасаясь сами и со своим имуществом. Пусть несут также сторожевую службу с другими по обычаю на общее свое спасение и для наблюдения за кознями врагов. Сам же Геймон или его викарий, чтобы вчинить иск или ответственность, должны отправиться в общий суд вышеуказанного графа. Если же возникнет дело с кем-либо из Моравской державы и если оно таково, что сам Геймон или его викарий не смогут разрешить его, то оно решается властью того же графа...
"Средневековье в его памятниках", М., 1913. стр. 52-53
66. Запись служилого права министериалов (середина XI в.)
Устав из "Кодекса" Удальрика, писца Бамбергской духовной школы.
Вот правосудие бамбергских министериалов.
§ 1. Если кого-либо из них их господин обвинит в чем-либо, то надлежит такому министериалу снять с себя обвинение клятвой вместе с равными ему. Но так нужно поступать, за исключением трех случаев- когда он обвиняется в том, что покушался на жизнь своего господина, или на его жилище, или на его укрепления. Если же речь идет не о его господине, а о других людях, за исключением фогта, то этот министериал по любому делу может снять с себя обвинение клятвой вместе с равными ему, и те другие люди должны присутствовать в количестве не более 7 человек, а его сотоварищей должно быть 12 человек.
§ 2. Если министериал будет убит, то компенсация за него составит 10 ливров, и передана она будет не чужим людям, а его родственникам.
§ 3. Если у министериала нет бенефиция от епископа, которому он служит, и он не в состоянии держать такой бенефиций, то пусть он служит кому хочет, но не как бенефициа-рий, а по собственной воле.
§ 4. Если министериал явится к кому-либо, за исключением свободных людей, и схватит там насильно супругу, то нужно подождать, пока она не родит Если новорожденный окажется мальчиком, то он будет иметь право на отцовский бенефиций. Если же это не мальчик, то тогда ближайший родственник умершего министериала пусть даст его господину или кольчугу, или наилучшего коня, а затем заберет бенефиций.
§ 5. При военном походе пусть министериал приходит к своему господину с собственным снаряжением. А уж затем он будет находиться на содержании господина. Если же это будет поход в Италию, то господин министериала пусть даст ему разное военное снаряжение, коня и три ливра. А если это будет поход в другое место, то господин дас! на расходы министериалам, имеющим бенефиции, два ливра.
§ 6. Министериал не может принуждаться своим господином ни к чему, кроме исполнения пяти служб- службы стольника, виночерпия, камерария, конюшего и егеря.
"Codex juris municipahs Germamae medn aevi",
von H. G Gengler, Bd I Erlangen 1863 S 107
ФЕОДАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И СИСТЕМА ДЕРЖАНИЙ
67. Випон. "Жизнь императора Конрада"
Капеллан имперской канцелярии Випон рассказывает о событиях 1025 г, благодаря которым 12 лет спустя король Конрад II реципировал для Германии установленное им феодальное право в Ломбардии
В сопровождении своей свиты король Конрад отправился в область рипуариев и прибыл в Аахенский дворец, где находился престол древних королей, в особенности Карла Великого, и древняя столица всего государства. Восседая там, Конрад устроил во всем превосходный порядок. На народном собрании и на всеобщем соборе он справедливо решил и церковные, и светские дела... Хотя он и был безграмотен, но умел благоразумно управлять духовенством, наружно показывая ему любезность и щедрость, а втайне подчиняя его приличной дисциплине. Светских же рыцарей он склонил на свою сторону преимущественно тем, что ни у кого не отнял древние бенефиции их предков.
М. Стасюлевич, История средних веков в ее
писателях и исследованиях новейших ученых,
т. II Пгр , 1915, стр. 688
68. Павийская конституция 1037 г.
Отрывки из "Книги феодов", утвержденной в Ломбардии Конрадом II и принятой также в Германии в качестве законов, освящающих систему держаний.

Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Сказскина С.Л., Хрестоматия по истории средних веков