Главная - Наука - История
ред. Сказскина С.Л. - Хрестоматия по истории средних веков Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 69 Размер файла: 1487 Кб Страницы: «« « 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 » »» .-C. Ragut, Macon, 1864, p. 210. 33. Закладная грамота из картулярия Вьеннского монастыря св. Андрея (начало XI в.) Во имя Христа, я, Арегия, с сыном моим Амальфредом и дочерями моими Аальборгой и Кассоендой закладываем некоему человеку по имени Ротбард, и жене его Аальбурде, и дочерям его, и сыновьям его виноградник с землею, расположенной в Арборате, наше законное достояние, за 3 модия хлеба, а вам владеть этим виноградником до тех пор, пока мы не уплатим этих 3 модиев хлеба. А я, Ротбард, и жена моя, и сыновья, и дочери мои прощаем вам другие 5 модиев на условиях доброго согласия и за то, что вы нам ваш залог охотно оставите или же вернете в течение 4-х лет, считая с настоящего праздника св. Юлиана, эти 3 модия хлеба. А если не вернете, мы взыщем с вас 8 модиев и 8 секстариев. Н. П. Грацианский, Бургундская деревня в X - XII вв., М., 1935, перевод с латинского подстрочного примечания 1, стр. 68. 34. Картулярий Нуайерского монастыря св. Марии (отрывок из грамоты 1064 г.) Бедняк, некий Арнальд.., отдал в крепостную зависимость себя и сыновей своих... и при передаче себя и сыновей своих в руки названного аббата промолвил: "Господин-, вот я отдаю тебе в крепостную зависимость себя самого и сыновей своих, чтобы отныне и навеки и я сам, и сыновья мои, и все потомство их пребывали в крепостной зависимости от бога, св. Марии и монахов этого [святого] места". Выразили на то свое согласие и сыновья его - Ингельгерий, Бернард и Райнельм, передавшие себя со своим потомством в руки аббата как крепостные. "Хрестоматия по истории средних веков", т. I, M., 1953, стр 220. Повинности крестьян 35. Чиншевая опись монастырских владений в начале XI в. Вот чиншевая опись из селения Альмис: Альдегерий Лысый дает половину свиньи и половину барана. Женщина Ма-тельда, мать Аремберта, - то же самое. Ингилард - то же. Фроберт дает свинью и барана. Женщина Арея - половину свиньи и половину барана. Маямфред - то же. Гальтерий - одну свинью, одного барана. Андрей - 8 денариев за свинью и 5 - за барана. Левтерий - половину свиньи и половину барана. Мартин Барнард - по 4 денария за свинью и за барана. "Cartulaire de 1'abbaye de Saint-Victor de Marseille", publ. par. M. Guerard, t. I, Paris, 1857, p. 121. 36. Перечень земель, церквей и служб, которыми владеют лозаннские монахи в селении Эсертин (1000 г.) Есть там у них церковь с дарами, десятинами, подаяниями и подношениями. Господской земли - один участок. Держат там держатели манс, который им дала госпожа Алиса; с него поступает третья часть доходов, баран, подношения и 4 денария на Пасху. Держат держатели другой манс, который им дал Аймерад. Держат там три участка, их держит Тьелан; платит третью часть доходов и ежемесячные взносы, а один участок платит четыре денария, а манс - 3 денария. Держат там четвертый участок, его держит Сало-мон; он платит третью часть доходов и ежемесячные взносы, а на Пасху - 4 денария, а в середине мая - 6 денариев. Пятый участок держит Виннер, платит третью часть доходов, ежемесячные взносы и 4 денария. Шестой держит Гу-дин, платит равным образом. В селении Эспельтьер - 2 манса. Ребот держит дом, платит ежемесячные взносы и 4 денария. "Cartulaire du chapitre de Notre-Dame de Lausanne", ed. par Ch. Roth, partie 1, Lausanne, 1948, p. 129. 37. Соглашение между рыцарем Эльдином и Маконской церковью (1022 г.) Да будет известно всем почитателям христианской веры, что некий рыцарь Эльдин нанес ущерб правителям церкви св. Винцента, расположенной в городе Маконе: епископу Лет-бальду и братии, несущей службу господу под его руководством, а после кончины Летбальда - епископу Гаузлену, который перенял от Летбальда руководство названной церковью. Убыток же этот он причинил одному мансу, расположенному в Маконском округе, в Ижеском поле, в селении Мингиак, где проживает Варнерий. Требовал Эльдин с этого манса содержания и постоя для лошадей, а правители названной церкви не следовали этому обычаю, говоря Эльдину: "Колон с данного манса ничего тебе не должен по подобному обычаю ни за лес, ни за пастбища, ни за воду, ни за землю блаженного Винцента". Услышав это, вышеупомянутый Эль-дин признал справедливость сказанного и отказался от этого обычая в пользу епископа Гаузлена и всей братии названного Места, с тем чтобы никоим образом ни он сам, ни его наследники не требовали исполнения какого бы то ни было обычая с работников указанного манса. А если кто-нибудь воспрепятствует, заплатит 10 золотых ливров. "Cartulaire de Saint-Vincent de Macon, connu sous le nom de Livre Enchame", publ. par M -C. Ragut, Macon, 1864, p. 127. 38. Чинши с владений Реймсской церкви св. Ремигия в конце X в. Чинш с селения Конхизы. Ежегодно 20 солидов, 9 дена-риев и 1 обол. На праздник св. Мартина - 4 ливра и 3 со-лида. С селения Сарты - 3 солида. В марте месяце - 5 солидов поголовного налога. К Рождеству Господню-10 солидов. Приношения: 25 кур, к каждой по 10 яиц. С держателей участков - 25 с половиной модиев овса и 12 с половиной мо-диев ржи. Чинш с селения Хенгезбак. В мае месяце - 6 с половиной солидов, а на следующий год-10 солидов и 10 денариев. В августе месяце - 23 солида, 4 денария и 1 обол. На праздник св. Мартина - 2 ливра без 12 денариев да 5 солидов поголовного налога. На праздник св. Ремигия -2 солида и 4 денария. К Рождеству Господню -8 солидов и 4 денария подношений. С держателей участков - 6 с половиной модиев ржи, 13 модиев овса и 13 кур, к каждой по 10 яиц... Чинш с селения Марена. На праздник св. Ремигия - 22 ливра и 15 солидов. Из них монашеской братии поступает 17 ливров и 10 солидов. В августе-11 ливров и 8 солидов за откорм свиней. Из них братии поступает 9 ливров и 4 солида. На праздник св. Мартина - 40 солидов поголовного налога. К Рождеству Господню - 38 солидов приношений. На Пасху - 22 с половиной солида за откорм свиней. С 6 мельниц поступает 99 мер муки; сверх того, они платят хлебом 4 модия вышеупомянутой меры, 24 секстария вина и 48 каплунов. К Рождеству Господню - 57 кур, из которых аббату поступает 46, да по 6 яиц к каждой, а еще по 6 яиц с мансов. На праздник св. Иоанна Крестителя-16 денариев. На праздник св. Мартина чужие телеги платят за проезд по 2 денария и по одной курице каждая. С чанов-132 меры готового пива, а каждый, кто его приготовляет, платит по 4 денария. К Рождеству Господню - 32 солида приношений. С праздника св. Ламберта вплоть до праздника св. Мартина поставляют 4 телеги для перевозки вина и дают 25 повозок дров. "Polyptyque de 1'abbaye de Samt-Rerm de Reims", par B. Guerard, Paris, 1853, p 108. Крестьянство как класс 39. Суассонский капитулярий (853 г.) Пусть с колонов, которые уже были наказаны или должны быть наказаны бичами за растрату [господского] движимого имущества, не взыскивается никакого иного возмещения убытков... "Capitularm legura Francorum" Denuo ediderunt A Boretius et V Krause, MGH, Legum sectio II, t 2, pars I Hannoverae, 1890, p. 269. 40. Пистенский эдикт (864 г.) Гл. 29. Колоны королевские и церковные, кои, как в поли-птиках значится и сами они не отрицают, по старому обычаю должны справлять извозные и ручные работы, тем не менее возить мергель и другое неугодное им отказываются, ссылаясь на то, что в те старые времена мергель-де не вывозился и что во многих местностях лишь при деде и государе отце нашем он стал вывозиться, также и из ручных работ молотьбу в ригах справлять не желают, хотя и не отрицают, что обязаны нести ручные работы. [Приказываем посему], чтобы без всякого различия вывоз или все, что им прикажут.., делают, когда они обязаны это делать; равным образом пусть без всякого различия справляют и из ручных работ все, что им прикажут, когда они обязаны это делать. "Социальная история средневековья", т I, М -Л., 1927, стр 168 41. Дарственная грамота (941 г.) Я, Леотальд, божьей милостью граф, и супруга моя Берта из любви к богу... дарим названному божьему дому7 некоторые наши земли, находящиеся в Лионском округе, в селении Монт-Гудин: это 5 колонских владений со всем, что к ним прилежит, полями, лугами, виноградниками, дворами, строениями, водами стоячими и текучими и всем прочим, что там было или будет нами приобретено, и с живущими там сер-вами, оставляя за собой лишь лес, а из этого леса дарим участок. Имена сервов, которых мы там дарим: Архинад со своей женою и детьми, Иоанн с женою и детьми, Тевтфред с женою и детьми, Айрард с женою и детьми. "Cartulaire de Saint Vincent de Macon connu sous le nom de Livre Enchaine", publ. par M.-C. Ragut, MScon, 1864, p. 283. 42. Адальберон. "Стихотворение, написанное для французского короля Роберта" Ланский епископ Адальберон (конец X - начало XI в.) написал сатирическую поэму в форме диалога между наследником престола Робертом и самим епископом. Епископ: "Есть три вида сословных статусов. Человеческий закон указывает на два сословия: знатные и сервы. Но живут они не по одинаковому закону. Знатных людей также бывает два вида: один - король, другой - император; их распоряжениями крепнет государство. Имеются также и другие знатные лица, которых не удержит никакое могущество, когда они в пороках ускользают от укрощающих жезлов королей. Но эти воины защищают церковь, обороняют больших и малых простолюдинов и опекают как себя, так и всех других равным образом. Ко второй рубрике относится сословие сервов". Король: "Это - приписанный люд, который не обладает ничем, кроме труда. Какими знаками счетной доски при исчислении их повинностей можно отметить усердие сервов?" Епископ: "Доставлять деньги, одежду и пищу - это все дело серва. Ибо ни один свободный человек без сервов не может жить. Когда выпадает на долю необходимая работа, то ведь не королю и не главам церкви обслуживать сервов! Ведь серв предназначен для господина, о нем этот серв должен заботиться". Король: "Есть ли предел слезам и стонам сервов?" Епископ: "Божий дом - тройственен8, веруют же во единого. Поэтому-то одни молятся, другие воюют, третьи работают, а вместе их - три сословия, и не вынести им обособления". J.-P. Migne, Patiologiae cursus completus, series secunda, t. CXLI, Petit-Montrouge 1853, col. 781-782 43. Картулярий Монтьерандерского монастыря (отрывок из грамоты 1082 г.) Вот аллоды,, кои состоят в вечном владении аббатов [следует перечисление аллодов], с их принадлежностями, именно мужчинами и женщинами крепостного состояния, землями обрабатываемыми и необрабатываемыми, лесами, лугами, водами. "Хрестоматия по истории средних веков", т. I, M., 1953, стр. 220. 44. Грамота об освобождении крепостного (начало X в.) Вот я, дьякон, во имя божие делаю некоторых моих сер-вов франками9 и дарю им из моих земель то, что находится в Маконском округе, вблизи городских стен у верхней крепости. Это один дворик с жилым строением, граничащим на востоке с землей Юдэи, на юге - с городской стеной, на западе- с землей церкви св. Марии, на севере - с общественной дорогой. Внутри этих пределов дарю я вам все, чтобы держали вы все это в течение своей жизни, а после вашей кончины отошло бы все это к церкви св. Винцента. А если кто-нибудь захочет нарушить предоставленную им свободу, уплатит 4 золотых ливра. "Cai tulaire de Samt-Vmcent de Macon connu sous le nom de Livre Enchame", publ. par M,- C, Rsgi't, Macon, 1864, p. 125. 45. Свидетельская запись (1051 г.) Некий рыцарь домогался от Перенезия, аббата монастыря св. Сальватора, и его монахов получить в селении Прин держание Тетгвитхела и его сыновей Катваллона, Арнульфа, Хедромонока, Катгветхена, Гаузлина, а также держание дочери Гауфрида Артуи и его сыновей Тетгвигхела и Давида. А поскольку все они не желали держать от рыцаря, то попросили они названного аббата, чтобы он принял от них 50 солидов, но оставил бы им прежнюю свободу, то есть позволил им вечно нести повинности аббату и монахам монастыря св. Сальватора, каковые повинности суть вилланские, с уплатой того, что обычно платят вилланы. Этого они добились. Затем они попросили подтвердить это письменно. Этого они также добились, что засвидетельствовано. "Cartulaire de 1'abbaye de Redon", publ. par Au. de Courson Pans, 1863, p. 231. 46. Запись о людях монастыря св. Петра (начало XI в.) Пусть люди, сидящие на землях монастыря св. Петра, не берут себе чужих женщин со стороны, пока в самой усадьбе можно будет найти женщин, с которыми они смогут заключить брак Равным образом пусть поступают так и женщины, пока в усадьбе можно будет найти мужчин, с которыми можно по закону заключить брак. А если управляющий или староста нарушат это постановление по злому умыслу, то согласно закону они возместят это аббату или начальнику; по закону это составляет 60 солидов. А если это сделает селянин без их разрешения, то он возместит по своему закону, а чужой мужчина или чужая женщина будут возвращены на ту территорию, где их выбрали без разрешения. Если мужчина или женщина из нашей усадьбы умрет, не оставив сына, или дочери, или вообще любого наследника, который смог бы платить сеньорам чинш, то на погребение покойнику пойдет io, что дадут на него священники монастыря блаж. Петра из милости или даст староста по своему усмотрению; а все прочее, что останется, заберут управляющие, и пусть они тщательно берегут это, пока не дойдет имущество до начальника, и пусть будет в наличии все, что они найдут, пока это следует к начальнику, а затем это делится на 3 части: две части отходят к монастырю блаж. Петра, третья часть делится между управляющим и старостой. А если тот покойник оставит наследников, то и в этом случае имущество пусть сохранится таким, как его разделят и как о нем решат. "Cartulaire de I abba\e de Bcauheu, en Limousm", publ par M Deloche,' Pans, 1859, p 154 СОЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА ВО ФРАНЦИИ В !Х-XI вв. Крестьянские восстания 47. Гийом Жюмьежский. "История норманнов" Составленная около 1070 г монахом Гииомом хроника описывает, в частности, восстание нормандских крестьян на рубеже X-XI вв Зародился в начале его [нормандского герцога Ричарда] юности некий рассадник губительного раздора в Нормандском герцогстве. Ибо крестьяне повсеместно стали устраивать по разным графствам Нормандского отечества многие сборища и постановляли жить по своей воле, дабы и лесными угодьями, и водными благами пользоваться по своим законам, не стесняясь никакими запрещениями ранее установленного права. И, чтобы утвердить эти решения, на каждом собрании неистовствующего народа выбирали они по два уполномоченных, которые вынесли бы определения их на утверждение всеобщего собрания внутри страны. Когда узнал об этом герцог, он тотчас же направил против них графа Рауля со многими рыцарями, чтобы они прекратили сельскую дерзость и крестьянское сообщество. И вот он без замедления тайно взял всех [крестьянских] уполномоченных вместе с некоторыми другими и, отрубив им руки и ноги, отослал искалеченными к единомышленникам, дабы эти удержали их от таких [затей] и своим примером вразумили их, чтобы те не испытали еще худшей участи. Вразумленные таким образом крестьяне поспешили прекратить сборища и вернулись к своим плугам. "Хрестоматия по истории средних веков", т I, M , 1949, стр. 211. Феодальная раздробленность. Политическая децентрализация. 48. Флор Лионский. "Жалоба о разделе империи" Ода дьякона лионской епархиальной церкви (середина IX в.). ...Франкская нация блистала в глазах всего мира. Иностранные королевства - греки, варвары и сенат Лациума - посылали к ней посольства. Племя Ромула, сам Рим - мать королевства - были подчинены этой нации: там ее глава, сильный поддержкой Христа, получил свою диадему, как апостолический дар... Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск и наименование империи; государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя- маленькие правители, вместо государства - один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чем угодно, одного только бога забыли. Пастыри божьи, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов, тщетно вздумало бы прибыть посольство туда, где нет двора. Что же сталось с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они, издревле объединенные узами согласия, в настоящее время, когда союз порван, будут раздираемы печальными раздорами... В то время, как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира. О Тьерри, Избранные сочинения, М, 1937, стр. 243, 49. Грамота графа Гугона Маконской церкви св. Винцента (937-962 гг.) Я, Гугон, божьей милостью граф,., услышал от всех жителей Маконского графства и узнал от них, что многие мои предшественники несправедливым образом разорили некоторые из земель св. Винцента или отторгли их, где только смогли, в разных местах. И вот я из любви к богу и ради вечного спасения моей души возвращаю то, что некогда господь даровал в мои руки, то есть: лес, который я держу в составе моего домена на реке Сона.., и третью часть, которая была несправедливым образом отторгнута оттуда, я возвращаю во владение епископа и братии. И. П. Грацианский, Бургундская деревня Б X-XII столетиях, М,-Л., 1935, стр. 17I (перевод с латинекого подстрочного примечания 2). 50. Рауль Глабер. "Пять книг историй своего времени" IV, 5. В 1000 год от страстей христовых10... епископы, аббаты и другие преданные делу святой веры мужи всякого званья стали созывать собрания церковных соборов, прежде всего в областях Аквитании; провинции Арля, Лиона и всей Бургундии, до крайних пределов Франции, следовали этому примеру. Издавались по всем епархиям распоряжения, чтобы прелаты и магнаты королевства собирались в определенных местах на соборы для установления мира и поддержания веры. При оповещении [о том] с радостью сходился во множество весь народ - великие, средние и малые... Постановления соборов, расписанные по главам, содержали не только то, что запрещалось совершать, но также и благочестивые обеты, которые решили принести в дар всемогущему господу. Важнейшим из них было постановление о соблюдении нерушимого мира; гласило оно, что каждому человеку можно ходить без оружия; похитителя же или захватчика чужого имущества по всей строгости закона либо лишать имения, либо подвергать тягчайшим телесным наказаниям. А святые места по всем церковным областям чтить и оказывать им особое уважение; если бы виновный искал там убежища, можно ему выходить без обиды... V, 1... сначала в областях Аквитании, а потом постепенно и по всей территории Галлии стали из-за страха и любви бо-жией утверждать следующее соглашение11: чтобы с вечера среды до утра понедельника не де'рзал никто из смертных отнимать что-либо у кого бы то ни было силою, ни удовлетворять свое мщение какому-либо врагу, ни даже требовать залога от поручителя. Тому же, кто осмелился бы нарушать это общественное постановление, либо платиться жизнью, либо быть отторженному от христианского общества и изгнанному из родины. Всем было угодно... именовать [это соглашение] божьим перемирием. "Хрестоматия по истории средних веков", т. I, M., 1953, стр. 236-237. 51. Соглашение между Бидоном, архиепископом Реймсским, и Рихардом, аббатом Верденского монастыря св. Витона. Грамота 1040 г. Я, Видон, божьей милостью архиепископ... Аббат Рихард и братия того монастыря пожаловались мне, что мой предшественник, архиепископ Эбал, несправедливо отобрал право чеканки музонской монеты у вышеназванного монастыря, каковым они законно владели на основе дарения императора Генриха при посредничестве графа Хериманна, в бенефиций которого входило это право. А Эбал присоединил его к праву чеканки своей монеты в Реймсе. И после того, как меня посетили аббат Рихард и его братия, решил я вернуть им монету, которой они домогались, поскольку я не видел, что от этого будет как-либо ущемлено наше благо, и поскольку мы сможем делать реймсскую монету в уменьшенном виде более дешевой... Мы решили своей властью засвидетельствовать письменно этот декрет, чтобы никто не осмелился его нарушить. "Archives adminisiratives de la ville de Reims", par P. Varin, t. 1, Paris, 1839, Страницы: «« « 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |